Активизация познавательных процессов в курсе математики 5-6 классов как пропедевтика ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гасперская, Л. С. Активизация познавательных процессов в курсе математики 5-6 классов как пропедевтика ФГОС / Л. С. Гасперская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19.1 (123.1). — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/archive/123/32502/ (дата обращения: 17.12.2024).



Данная тема очень актуальна, т.к. у многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Поэтому я считаю, что главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. В связи с этим на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Проблема активности личности в обучении – это ведущий фактор достижения целей ФГОС, общего развития личности, её профессиональной подготовки. А одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Соответственно, меняются и задачи учителя. Теперь он должен быть не только и не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску. Надо искать индивидуальные пути, что может быть осуществлено только в результате совместной творческой деятельности учителя и ученика-это одно из требований ФГОС.

Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.

Каковы же принципы активизации познавательной деятельности?

1. Принцип проблемности.

2. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. .

3. Принцип взаимообучения.

4. Принцип исследования изучаемых проблем.

5.Принцип индивидуализации.

6.Принцип самообучения.

7.Принцип мотивации.

На уроках использую:

- Занимательные задания

- Занимательное содержание материала

- Игровой материал

- Составление кроссвордов

- Устный счёт в нестандартном виде

- Задания «Найди ошибку».

- Исторические справки

- Задания на вычисления (в свободные клетки поставь такие числа чтобы получился правильный ответ)

- Использую метод варьирования текстовых задач

- Метод проектов

Различные формы проведения урока позволяют разнообразить учебный процесс, сделать его интересным.

Устный счет (нестандартные формы проведения).

Тема «Десятичные дроби».

Правильно ли расставлены числа в порядке возрастания?

http://gigabaza.ru/images/14/27854/5ed49340.gif

Интересны для учащихся устные разминки, занимающие не болеет 5 минут, развивающие быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить. В такие разминки следует включать вопросы, требующие однозначного, быстрого хорового ответа и направленные на актуализацию опорных знаний, и на проверку домашнего задания, и на отработку каких-либо математических понятий и определений.

Например, 6 класс:

1. Число, не являющееся ни положительным, ни отрицательным.

2. Самое маленькое целое положительное число.

3. Самое большое целое отрицательное число.

4. Дробь, равная 50%.

5. Числа, имеющие не более двух делителей.

6. Одна сотая часть числа.

7. Назовите дробь 3/4 в процентах.

8. Наименьшее положительное двузначное число.

9. Число, не являющееся делителем ни одного из чисел.

10. Треть от трети.

11. Половина четверти.

12. Сумма противоположных чисел.

13. Набольшее отрицательное двузначное число….

Неоценима на уроках математики роль физминуток, которые можно проводить не только для двигательной активности учащихся, но и для отработки математических правил в игровой форме.

Например:

1. У меня набор карточек с правильными и неправильными дробями. Если показываю правильную дробь - руки вверх, неправильную - руки в стороны.

2. У меня набор карточек с примерами на сложение чисел с разными знаками. Если сумма отрицательна - присели, положительна - встали.

3. Даны примеры, а я говорю ответ, если ответ верный - учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный - топают ногами.

Игра

В своей работе большое внимание уделяю игре. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

а. Игра «Кодирование ответов».

Тема «Действия с десятичными дробями»

Учащиеся выполняют действия

0,14 + 0,006 (0,2) М

2 – 0,7 (1,3) О

100 · 0,012 (1,2) Л

0,42 : 7 (0,06) О

3,18 – 1,08 (2,1) Д

5,4 · 0,1 (0,54) Ц

0,4² (0,16) Ы

Находят табличку с полученным ответом, на обратной стороне написана буква. Составляют слово «Молодцы». (Можно писать не букву, а слово, и в результате получится пословица, поговорка или высказывание великих математиков).

б. Индивидуальное лото.

Две карточки: одна разрезана на части, на ней ответы; другая карточка разделена на такие же части, она содержит примеры. Решив пример, накрывают ответом данную ячейку. В результате получится рисунок.

Сообщение сведений из истории математики

Там, где это оправда­но программой, вводной частью урока, возбуждающей инте­рес и внимание учащихся, может и должен быть короткий увлекательный рассказ, связанный с историей мате­матики. Такие краткие экскурсы в прошлое математики вызывают у учащихся интерес.

Самостоятельная работа

Самостоятельное выполнение заданий – самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков учащихся. Ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы при решении поставленных проблем.

ИКТ

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс на уроках активно используются информационные технологии (ребята сами делают презентации).

Метод проектов

Один из эффективных методов повышения мотивации обучающихся на уроках для достижения определенных результатов и овладения определенными знаниями. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся реализующуюся в течение определенного отрезка времени. Он предполагает решение поставленной проблемы, а решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей и особенно при решении нестандартной задачи. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», если это теоретическая проблема, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию.

а) Проект «Для чего нужны проценты»(6 класс)

Проблема:

В обычной жизни часто встречаются слова «проценты», но мы не всегда правильно понимаем смысл услышанного или прочитанного. Да и нужны ли проценты?

Цель:

Собрать материал о процентах, задачи на проценты и оформить.

Задачи:

- Собрать информацию.

- Изучить собранный материал.

- Научиться решать математические задачи с использованием процентов.

- Оформить собранный материал.

- Использовать как справочный материал на занятиях по математике.

- Результативность:

- учащиеся научились решать задачи на проценты;

- подобрали задачи по теме «Проценты»;

- выступили на уроке с сообщениями.

б) Проект по теме «Координатная плоскость» (6 класс)

Основополагающий вопрос.

Как найти месторасположение предмета в этом мире?

Цель:

- Научиться отмечать точки в координатной плоскости;

- Научиться читать координаты точек;

- Научиться составлять задачи на тему «Координатная плоскость».

Задачи

- Научиться строить точки по заданным координатам, читать координаты точек.

- Составить кроссворд по теме «Координатная плоскость».

- Построить рисунки в координатной плоскости и указать координаты точек, чтобы можно было их построить другим учащимся.

Результативность:

- Учащиеся научились строить точки по заданным координатам,

- читать координаты точек;

- составили кроссворд;

- построили рисунки;

- выступили с сообщением.

Мне, как любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого типа задания, владели необходимыми и достаточными умениями и знаниями по математике. Я стараюсь воспитать активно мыслящую личность. Очень важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить. Но так как имею дело с детьми с ОВЗ главное считаю помочь адаптироваться в социуме.

Литература:

  1. Бахтин, Ю.К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю.К/ Бахтин, Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, Н.Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569-575.
  2. Сухоруков, Д.В. Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики / Д.В. Сухоруков, А.Е. Бойков // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857-860.
  3. Сыромятникова, Л.И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л.И. Сыромятникова, Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157-159.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, знание, метод проектов, Учащийся, дробь, игра, координата, координатная плоскость, набор карточек, процент, решение, собранный материал, умение, урок, число.


Похожие статьи

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Формирование познавательных процессов у младших школьников с ЗПР в общеобразовательной школе посредством дидактических игр и упражнений

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов решению задач по информатике на развитие алгоритмического мышления в рамках деятельностного подхода

Диагностический тест как система проверки знаний учащихся на уроках РКИ

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Модель мониторинга учебных достижений и ее использование при подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Становление субъектности учащихся в процессе обучения информатике как средство реализации основной задачи ФГОС

Похожие статьи

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития познавательной активности учащихся 1–4 классов

Формирование познавательных процессов у младших школьников с ЗПР в общеобразовательной школе посредством дидактических игр и упражнений

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов решению задач по информатике на развитие алгоритмического мышления в рамках деятельностного подхода

Диагностический тест как система проверки знаний учащихся на уроках РКИ

Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Модель мониторинга учебных достижений и ее использование при подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Становление субъектности учащихся в процессе обучения информатике как средство реализации основной задачи ФГОС

Задать вопрос