В статье рассматривается актуальность метода проектов является одним из актуальных в информационном обществе. Он помогает воспитывать ответственную, самостоятельную личность, развивать умственные способности, творческие начала, которые необходимы для качества развития интеллекта.
Ключевые слова : проектная деятельность, математика, метод, навыки, обучение, проектирование.
Проекты, которые используются для практики преподавания, называются учебными или обучающими проектами. Существуют различные трактовки понятия учебного проекта. Для учащихся учебный проект является результатом учебной деятельности и представляет собой описание, которое объясняет, как решить проблему от начала до конца.
Учебный проект — это процесс создания учебного проекта и достижения результата в виде конкретного продукта (проекта). Эта деятельность представляет собой совокупность интеллектуальных и практических действий, которые определяют процесс и результат решения конкретной учебной проблемы и образуют учебный проект. Образовательный проект — это совместная учебная, познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся и партнеров, имеющая общую цель, согласованную методологию и практику, направленная на достижение общего результата путем решения проблем, важных для участников проекта. Этот подход предполагает проведение исследований, рассмотрение конкретных проблем, поиск решений и применение результатов на практике [2].
Учащиеся должны понимать, где они используют свои знания для решения проблем и осмысленно объяснять свои решения. Для этого им необходимо исследовать методы решения проблем, анализировать различную литературу и на ее основе формировать свои знания.
Метод проектов является одним из стандартных методов обучения и рассматривается как способ развития у студентов ответственности и независимости, а также обучения работе в команде.
К основным требованиям использования метода проектов относиться:
– наличие значимой проблемы, которая требует исследовательского поиска, интегрированного знания для ее решения;
– практическая, познавательная и теоретическая значимость прогнозируемых результатов; самостоятельная, то есть групповая, индивидуальная или парная деятельность учащихся;
– содержательная часть проекта должна быть структурированной, то есть поэтапно расписаны результаты;
– применение методов исследования: постановка проблемы, задач, нахождение способов решения, обсуждение исследовательских методов, оформление итоговых результатов, анализ данных, корректировка, выводы конечных результатов.
В системе образования метод проектов нужен для того, чтобы [6,c.13]:
– выработать у учащихся самостоятельность, критичность мышления, навыки работы с информацией;
– научить командной работе с помощью выполнения различных социальных ролей;
– принимать самостоятельно аргументированные решения;
– научить мыслить с помощью определенных фактов, научных закономерностей, производить обоснованные выводы.
Метод проектов сосредоточен на самостоятельной деятельности, выполняемой учащимися в течение определенного периода времени индивидуально, в малых группах или в парах. История метода проектов показывает необходимость внедрения современного мышления в реформу образования. В противном случае реформы будут двигаться в активном направлении без четкого понимания того, почему знания учащихся расплываются.
Проектный подход должен быть способом достижения запланированных образовательных целей путем детальной разработки проблем и их решений, получения «конкретных» результатов, которые должны быть реализованы каким-либо образом. Метод проектов обеспечивает среду, в которой студенты могут самостоятельно приобретать новые знания и модели поведения, одновременно применяя уже полученные знания и навыки на практике.
В основе содержания математических проектов лежат проектные задания, основанные на технологиях совместной работы. Под проектной деятельностью понимается совместная учебно-познавательная, игровая и творческая деятельность, направленная на достижение общих целей, согласованных методов и общих результатов деятельности.
Проектная деятельность хорошо сочетается с понятием «исследовательская деятельность». Исследования являются неотъемлемой частью проектной деятельности, и проектная деятельность может осуществляться «в рамках» исследований. Учебные проекты служат средством развития исследовательских и дизайнерских навыков студентов. Это набор исследовательских, поисковых, вычислительных, графических и других задач, которые студенты выполняют самостоятельно для решения теоретически или практически значимой проблемы.
Исследовательская деятельность также определяется как специфическая интеллектуальная и творческая деятельность, которая основана на исследовательском поведении и является результатом механизмов исследовательской деятельности.
Хотя существует четкое различие между исследовательской деятельностью (создание знаний) и проектной деятельностью (фактические результаты), в некоторых этапах их реализации есть много общего. Эти два вида деятельности часто путают из-за концепции проектно-исследовательской деятельности. Однако можно разделить понятия проектной деятельности и исследовательской деятельности учащихся, если этапы проектной деятельности и исследовательской деятельности строго проверяются и цели выполняются [3, c. 15].
Проектная работа студентов приобретает все большее значение в современной педагогике. Процесс создания проектов с соответствующей самостоятельной работой прочно закрепляет культуру умственного труда среди учащихся. Это связано с тем, что благодаря широким информационным технологиям преподаватели могут более творчески подходить к разработке своих курсов и делать процесс обучения более разнообразным, интересным и современным.
Цели проектной работы по математике [1]:
– расширение кругозора школьников в области достижений математики;
– развитие творческих способностей школьников самого разного интеллектуального потенциала;
– активное включение школьников в процесс саморазвития и самообразования;
– совершенствование навыков и умений самостоятельной работы школьников;
– повышение уровня знаний и эрудиции.
На основе данных целей учителю нужно решать следующие задачи:
– помочь школьникам овладеть знаниями, которые выходят за пределы учебной программы;
– научить приёмам и методам научного исследования;
– научить работать с различными источниками информации.
В методе проектов для учителей математики важным является то, что у учащихся в ходе работы над учебным проектом [5, c.12]:
– появляется возможность осуществления приблизительных действий, немедленно не оцениваемых строгим контролером — учителем;
– формируются основы системного мышления;
– развиваются навыки выдвижения гипотез, поиска аргументов, формирования проблем;
– воспитываются организованность и целеустремленность, предприимчивость и расчетливость, способность ориентироваться в различных ситуациях неопределенности;
– развиваются творческие способности, фантазия, воображение.
Организация обучения с помощью проектной деятельности позволяет повысить эффективность обучения, способствует развитию не только обучающихся, но и учителей, принимающих участие в проектной деятельности, предоставляя им новые возможности самореализации, осмысления собственного опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, что способствует оптимизации учебного процесса на основе его информатизации [7,c.21].
Для эффективного результата выполнения проектной деятельности необходимо соблюдать этапы:
1) определение функциональных обязанностей и времени выполнения;
2) поиск, анализ и синтез информации и пр.;
3) обобщение полученной информации;
4) оформление проекта;
5) презентация проекта;
6) оценка и самооценка проделанной работы по выполнению проекта.
Деятельность школьников в рамках выполняемого им проекта способствует погружению во все этапы формирования интеллектуальной деятельности. Задачи, ориентированные на физическое осуществление действий, для выполнения которых необходимо больше времени в классе, практические задания, предварительные измерения, поиски информации, изготовление моделей и т. п. — все это служит базой для выдвижения гипотез, теоретических обобщений.
В ходе реализации проектов происходит формирование универсальных учебных действий, являющиеся результатами образовательной деятельности, например:
– познавательные: выбор наилучших способов для решения задач, которые зависят от сложившихся условий;
– регулятивные: умение создавать план и последовательность действий;
– личностные: проявление активности и интереса при выборе решения;
– коммуникативные: умение вести сотрудничество на уроке с участниками группы, учителем [4 ,c. 12].
В процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта хорошо формируется культура умственного труда учеников. Для эффективного результата выполнения проектной деятельности необходимо соблюдать этапы работы над математическим проектом.
Литература:
- ФГОС Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) Зарегистрировано в Минюсте России 22 декабря 2009 г. N 15785
- Габышева, С. А. Организация проектной деятельности учащихся на уроках математики [Электронный ресурс] / С. А. Габышева // Педагогический форум «Качественное образование — инвестиции в развитие региона», посвященного 80-летию физико-математического образования в Республике Саха (Якутия). Материалы форума. — 2015. — С. 213–214. — Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_24875709_31048104.pdf.
- Золотая, И. Г. Проектная деятельность на уроках математики как фактор развития мышления [Электронный ресурс] / И. Г. Золотая // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2013. — № 18. — С. 80–84. — Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_20587386_51720254.pdf.
- Кашицына, Ю. Н. Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики [Электронный ресурс] / Ю. Н. Кашицына // Начальная школа плюс До и После. — 2013. — № 10. — С. 16–20. — Режим доступа: http://elibrary.ru/download/93576791.pdf.
- Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская. — М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с.
- Липилина, В. В. Формирование исследовательских и проектных компетентностей школьников в области математики / В. В. Липилина // Математика и математическое образование: сборник трудов по материалам VI международной научной конференции «Математика. Образование. Культура». — 2013. — С. 157–160.
- Уткина, С. А. Проектная деятельность на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО [Электронный ресурс] / С. А. Уткина // Актуальные проблемы современного образования. — 2014. — № 1 (16). — С. 210–215. — Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_26582883_89673898.pdf.