Работа с семьями группы риска в ГБДОУ
Автор: Проскурякова Мария Александровна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 19.10.2014
Статья просмотрена: 2491 раз
Библиографическое описание:
Проскурякова, М. А. Работа с семьями группы риска в ГБДОУ / М. А. Проскурякова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 292-293. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6398/ (дата обращения: 16.11.2024).
Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима с другими социальными институтами по важности развития ребенка. Семья как уникальная общность людей, как основная ячейка общества выполняет важнейшие социальные функции, играет значимую роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении индивидуальных потребностей.
Современная ситуация в России (экономический кризис, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.) обострила проблемы семьи. У значительной части семей резко ухудшились условия реализации основных социальных функций, в большей мере этому подверглись семьи с одним родителем, молодые и многодетные семьи.
Семейное воспитание — это одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, в которой происходит ни с чем несравнимый по своей воспитательной значимости процесс социализации ребенка. Теория семейного воспитания занимает видное место в трудах А. С. Макаренко, П. Ф. Каптерева и многих других. В данное время семья как социальный институт претерпевает серьезные изменения. Потеряно большое число семейных традиций, изменились детско-родительские отношения, разрушен психологический климат в семье. В таких условиях семья не готова взять на себя всю ответственность по воспитанию своих детей, так как в связи с изменившейся экономической ситуацией родители, в ущерб воспитанию детей, большую часть своего времени вынуждены искать источники к существованию. Зачастую проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи это проблемы социальной, правовой, материальной, психологической и педагогической сторон её жизни. При этом все проблемы взаимосвязаны, поэтому по одной встречаются довольно редко. Семью, имеющую несколько подобных проблем, считают семьей «группы риска».
Проблемы семьи «группы риска» определяются, прежде всего, общегосударственными проблемами, в частности не только низким экономическим уровнем жизни, но неустойчивостью относительно своего будущего и своих детей, а также проводимой социальной политикой государства. К тому же стоит отметить, что отсутствие уверенности в завтрашнем дне, личная неустроенность, безработица, толкают современную семью в асоциальный круг, со всеми вытекающими последствиями. Это не только семьи, где родители злоупотребляют спиртным, но и семьи с авторитарным стилем воспитания или полным безразличием к своим детям, а также семьи, где дети своего рода рабы, «золушки».
Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так, благоприятным для формирования личности являются семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях − полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, организован культурный и рациональный досуг.
Как показывают данные социальных, педагогических и психологических исследований, каждая семья в определенные периоды своего существования проходит через ряд кризисных ситуаций, которые касаются как семьи в целом, так и отдельных её членов, − например, беременность, помещение ребенка в дошкольное учреждение, обучение детей в первом классе школы, кризис подросткового возраста, пора юности, начало самостоятельной жизни детей, свадьба, зрелый возраст, старость, смерть. Все эти периоды жизни семьи вызывают у её членов стрессы. Они провоцируют реальные кризисы и побуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен. Именно во время появления и нахождения семьи в подобных кризисах она особенно уязвима и может войти в «группу риска». Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной.
Большинство семей, принадлежащих к группе риска, не видят и не понимают, что в их жизни могут обостриться, на первый взгляд, невидимые проблемы, которые в дальнейшем отрицательно отразятся на их детях, а многие не верят, что они могут что-то изменить в своей судьбе и судьбе своих близких. У таких семей, как правило, недостаточно, психологических, физических, социальных и экономических ресурсов. Главная задача — активизация этих ресурсов в ходе работы с ними. Здесь очень важным является своевременная работа, пока эти ресурсы еще есть. Таким образом, в семьях группы риска основными причинами усугубления ситуации, вызывающими семейное неблагополучие, являются субъективные факторы и причины психолого-педагогического свойства, т. е. нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефекты воспитания детей в семье. Другими словами, патогенными факторами в большей мере выступают не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат, но, безусловно, на этот климат влияют все вышеперечисленные причины
Применительно к семьям «группы риска» используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семье, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т. е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь), направленные на поддержание стабильности семьи, социальное развитие её членов.
Воспитание детей в семье на современном этапе не мыслится без помощи специалистов. Анализ ученых исследований показывает, что возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдаются социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояние здоровья детей (физического и психического). Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требует совершенствования содержания, форм и методов работы с семьей, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане.
Детский сад — один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. С помощью детского сада можно легко провести анализ семей и выявить семьи группы риска на самом раннем этапе и провести раннюю коррекционную работу. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Оказать помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. На базе детского сада организованны различные методы и формы работы с семьями группы риска, которые помогают родителям и детям лучше узнать друг друга, получить больше педагогических знаний.
Конечно, далеко не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию и обучению своего ребенка. Воспитателю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично воспитатель вовлекает и остальных родителей в сотрудничество, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы, активная поддержка связи с микрорайонами, приносит весомые результаты.
При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями, такие как индивидуальные беседы, лекции, мастер-классы, совместные занятия с детьми, дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности, научиться более чутко прислушиваться к своему ребенку и понимать его потребности.
Это могут быть следующие мероприятия:
- открытые занятия
- дни открытых дверей
- собрания (как групповые, так и общие)
- семейные клубы
- бюллетени
Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.