Особенности воспитательной работы с дошкольниками с ОВЗ
Авторы: Фадеева Юлия Александровна, Жилина Ирина Ивановна, Пестерева Елена Петровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 04.04.2017
Статья просмотрена: 957 раз
Библиографическое описание:
Фадеева, Ю. А. Особенности воспитательной работы с дошкольниками с ОВЗ / Ю. А. Фадеева, И. И. Жилина, Е. П. Пестерева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12180/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Нашу группу дошкольников посещают дети с ОВЗ, имеющие различные заключения центральной психолого-педагогической комиссии. Её посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с различными интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития, синдромом Дауна), расстройствами аутистического спектра.
В начале учебного года уровень развития дошкольников оценивается как воспитателями, так и специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом), чтобы потом провести мониторинг усвоения адаптированной основной образовательной программы ДО каждым из воспитанников.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
‒ беседа с родителями;
‒ изучение медицинской карты ребенка;
‒ обследование физического развития;
‒ обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
В нашей образовательной организации нет штатного учителя-дефектолога, поэтому администрация и Служба психолого-педагогического сопровождения Гимназии заключила договор с ГППЦ ДОгМ о предоставлении детям с интеллектуальными нарушениями индивидуальных коррекционных занятий с дефектологом, который в течение учебного года дважды в неделю выезжает к нам.
На каждого воспитанника по результатам обследования в начале учебного года составляется индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ.
Модель профессиональной взаимосвязи воспитателей и специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Учитель-логопед:
‒ по результатам диагностики уровня развития импрессивной и экспрессивной речи каждого из детей составляет индивидуальные планы коррекционно-развивающего обучения;
‒ проводит фронтальные занятия (формирование лексико-грамматического строя речи, развитие фонематического восприятия, подготовка к обучению грамоте, пропедевтика нарушений чтения и письма);
‒ проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слов);
‒ консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы.
Учитель-дефектолог:
‒ проводит первичное обследование состояния высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления) воспитанников с интеллектуальными нарушениями;
‒ разрабатывает индивидуальные планы занятий;
‒ проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по формированию ВПФ, познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями;
‒ консультирует педагогических работников и родителей по вопросам коррекционно-развивающего обучения.
Педагог-психолог:
‒ проводит психологическое обследование воспитанников с ОВЗ и разрабатывает индивидуальные планы развития каждого ребенка;
‒ проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми (в форме индивидуальных и подгрупповых занятий);
‒ участвует в составлении индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ;
‒ осуществляет динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников с ОВЗ;
‒ повышает уровень психологической компетентности педагогов;
‒ проводит консультативную работу с родителями.
Музыкальный руководитель:
‒ осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
‒ учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий, проведении досугов и праздников;
‒ использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики.
Инструктор по физической культуре:
‒ осуществляет укрепление здоровья детей;
‒ совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
‒ проводит занятия по образовательным областям АООП (адаптированных общих образовательных программ дошкольного образования, составленных с учетом рекомендаций ЦПМПК);
‒ организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
‒ воспитывает культурно-гигиенические навыки;
‒ развивает мелкую и общую моторику;
‒ организует фронтальную и индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога);
‒ применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
‒ консультирует родителей о формировании навыков самообслуживания у детей, об индивидуальных особенностях ребенка, о приемах развития мелкой моторики и др.
Деятельность воспитателей группы направлена на создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, формирование компетенций, необходимых для успешной подготовки детей к школьному обучению.
Важнейший этап воспитательной работы с детьми дошкольного возраста — адаптационный период ребенка в группе. Воспитателю требуется быть максимально внимательным к каждому воспитаннику с ОВЗ, учитывать его индивидуальные психологические особенности. На этом этапе воспитатель должен приучить детей к пониманию различных схем и условных знаков, которые эффективно им используются, например, для усвоения последовательности действий при пользовании туалетом, мытье рук, одевании.
Для работы со всеми категориями детей с ОВЗ будут полезны следующие правила для педагога:
1) давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
2) подавать учебный материал эмоционально.
3) делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4) снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
5) предоставлять ребенку возможность выбора.
6) поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
7) договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
8) использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
У большинства детей нашей группы в той или иной степени наблюдается гиперактивность и синдром дефицита внимания. Это, безусловно, приходится учитывать при организации игровой деятельности дошкольников. Ведь у таких детей можно отметить импульсивность, очень высокую активность, неумение подчиняться правилам (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому мы включаем этих детей в подвижные коллективные игры поэтапно. Начинать целесообразно с индивидуальных игр и игр в малых подгруппах, и только потом привлекать их к коллективным играм. Желательно подбирать игры с четкими правилами.
Снять излишнюю двигательную активность детей с ОВЗ могут помочь некоторые игры и упражнения, которые полезно знать воспитателю.
Игра «Передай мяч»
Стоя в кругу или сидя на стульях, дети стараются передать мяч соседу, не уронив его. Можно передавать мяч, стоя спиной друг к другу.
Вариант этой игры: мяч передается под музыку. Как только музыка выключается, мяч «останавливается». Ребенку, у которого оказался мяч, задается вопрос по теме занятия (например, назвать домашнее животное).
Игра «Кричалки — шепталки — молчалки»
Для игры нужны три сигнальные карточки из разноцветного картона (вырезаны в форме ладошки) — красная, желтая и синяя.
Когда воспитатель поднимает красную ладошку — «кричалку» — дети могут бегать, прыгать, кричать, шуметь; желтую карточку — «шепталку» — можно шептаться, тихо ходить. Если поднята синяя карточка — «молчалка» — детям нужно замереть на месте или лечь на ковер и не шевелиться.
Игру следует заканчивать «молчалкой».
Игра «Запретный номер»
Заранее оговаривается, что какое-то одно число — например, два — нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети по очереди вслух называют числа и хлопают, когда нужно сказать «два».
Игра особенно полезна для детей, испытывающих трудности при необходимости сосредоточиться. С помощью этой игры можно потренировать детей в счете, так как часто развитие навыков счета происходит автоматически, «на слух». Другими словами, ребенок может посчитать, допустим, от 1 до 10, но не может сказать, какая цифра стоит между 4 и 6.
Игра «Чайник»
Играющие хаотично двигаются по кругу, задевают друг друга, но не толкаются. Представляют себя пузырьками воды в чайнике и меняют темп движения в соответствии с указанием ведущего:
«Чайник нагревается: 10градусов, 20, 30… 100 закипел. Чайник остывает: 90 градусов, 80, 70… 10 — остыл».
Игра «Бездомный заяц»
Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми.
В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок — заяц — чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами — один-два метра. Один из зайцев — бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего — во время этого обмена за домик, оставшийся на минутку без хозяина.
Тот, кто остался бездомным, становится водящим.
Упражнение «Маленькая птичка»
Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька).
Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи, поговори с ней, успокой ее».
Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивает ее, и вместе с тем успокаивается сам.
В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.
Упражнение «Маленькое привидение»
Так можно научить выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев в приемлемой форме.
«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы напряжены и разведены) и произносить страшным голосом: «У-у-у». Если буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить; если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!»
Литература:
- Лютова Е. К., Монина ГБ «Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» — СПб: Изд. «Речь», 2007, 82 стр.