Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 06.10.2014

Статья просмотрена: 1664 раза

Библиографическое описание:

Бекетова, О. А. Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога / О. А. Бекетова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6283/ (дата обращения: 26.04.2024).

В данной статье рассматриваются понятия «открытое образовательное пространство», функции инновационной деятельности, компоненты готовности педагогов к инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновационное управление образовательным учреждением, инновационная деятельность, готовность к инновационной деятельности.

В современных условиях реализации Концепции долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции «Российское образование — 2020» и формирования экономики, основанной на знаниях, особенно актуальным становится развитие инновационной деятельности в образовательных учреждениях. Модернизация системы образования предполагает обновление деятельности руководителей образовательных учреждений, что, в свою очередь, должно привести к выстраиванию индивидуализированной, конкурентоспособной, эффективной образовательной политики, связанной с развитием инновационной деятельности, направленной на повышение качества образовательных услуг, и повышением ответственности за сделанный выбор.

Двигателем развития современного образовательного учреждения является инновационная деятельность, направленная на разрешение каких-либо существующих проблем, конечным результатом которой могут быть новшества или инновации. Эффективное управление развитием инновационной деятельности в современном образовательном учреждении становится особенно актуальным для нашего времени, так как является условием выживания образовательного учреждения и обеспечения социальной безопасности как его воспитанников, так и всех членов педагогического коллектива. Именно эффективное развитие инновационной деятельности позволяет образовательному учреждению стать конкурентоспособным. Важно выделение инновационной деятельности как особой «предметности управления образованием», погружение в инновационную деятельность, направленную на формирование открытого образовательного пространства.

Понятие «открытое образовательное пространство» отражает «динамичную взаимосвязь образовательных концептов (ценностно-смысловых ориентиров, целей, норм образовательной деятельности), способов организации и воплощения их в конкретных образовательных институтах, проектах, стратегиях и практиках. В социальном плане открытость образовательного пространства выражается в современном состоянии множественности, разнообразия и разногласия стратегических линий и направлений развития».

Инновационное управление образовательным учреждением включает в себя: создание условий для повышения интереса педагогов к инициативам и новшествам; создание материальных (экономических) условий для принятия и действия разнообразных нововведений; инициирование педагогических инициатив и механизмов всесторонней поддержки; распространение наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов в образовательную систему.

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т. д. Однажды усвоенных методов работы, если в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

Конечно, характер инновационной деятельности педагога зависит и от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но прежде всего от уровня его личностной готовности к этой деятельности.

Под готовностью к инновационной деятельности мы понимаем совокупность качеств педагога, определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива, а также его способность выявлять актуальные проблемы образования учащихся, находить и реализовать эффективные способы их решения. Первая составляющая готовности учителя к инновационной деятельности — наличие мотива включения в эту деятельность. Мотив придает смысл деятельности для человека. В зависимости от содержания мотива инновационная деятельность может иметь разные смыслы для разных людей. Участие в инновационной деятельности может восприниматься:

-         как способ получения дополнительного заработка;

-         как способ избегания возможных напряжений в отношениях с руководством и коллегами по работе в случае отказа от участия;

-         как способ достижения признания и уважения со стороны руководства и коллег;

-         как выполнение своего профессионального долга;

-         как способ реализации своего творческого потенциала и саморазвития.

Отсутствие мотивации свидетельствует о неготовности учителя к инновационной деятельности с точки зрения его направленности. Материальный мотив или мотив избегания неудач соответствуют слабой готовности к инновационной деятельности. Высокому уровню готовности к инновационной деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях — важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства

При анализе психолого-педагогической литературы выделяются наиболее необходимые компоненты готовности педагогов к инновационной деятельности (Г. А. Алфёрова, Г. А. Салат), мы предлагаем следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, содержательно-операциональный.

Мотивационно-ценностный компонент определяет направление предстоящих преобразований в личности учителя с ориентацией на самосовершенствование с учетом потребностей профессиональной деятельности. Мотивационно-ценностный компонент, считается основополагающим, вокруг которого структурируются основные свойства и качества личности педагога как профессионала.

Когнитивный является вторым по значимости компонентом. Педагогическая теория призвана не растолковать учителю «все до деталей», а помочь ему определить то, что в принципе без его участия и не могло быть создано заранее. Педагогическое знание задает, таким образом, ориентиры для выполнения педагогом таких действий как: собственная ценностно-смысловая интерпретация материала; субъективная формулировка образовательных целей и постановка учебных задач с учетом субъективно воспринимаемой картины учебного процесса; и т. д.

Содержательно-операциональный компонент готовности педагога к ведению инновационной деятельности определяется способами решения педагогических ситуаций, тем, в какой степени их решение опирается на теоретическое осмысление собственной деятельности. Содержательно-операциональный компонент создает базу для осуществления личностью преобразований на самореализацию в педагогической деятельности.

Многообразие характеристик, составляющих готовность педагога к инновационной деятельности, существенно затрудняет выделение уровней ее сформированности, а также определение критериев и показателей, описывающих эти уровни. Кроме того, как показывает анализ педагогической литературы, проблема выделения уровней формирования компетентностей является методологической. В то же время проблема уровней развития педагогической деятельности раскрывается в исследованиях Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Н. П. Тимошенко, Н. М. Яковлевой и др.

Н. В. Кузьмина выделяет следующие уровни педагогической деятельности: репродуктивный (педагог умеет пересказать то, что знает сам и так как знает сам), адаптивный (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать информацию, моделировать знания по отдельным вопросам), системно-моделирующий (педагог умеет моделировать систему деятельности, формировать систему знаний по своему предмету).

Таким образом, критерии оценки и уровни готовности педагога к инновационной деятельности дают возможность проследить генезис мотивационно-ценностного, когнитивного и содержательно-операционального компонентов его профессиональной деятельности, связанных с использованием педагогических инноваций.

Качество образования (целостное развитие ребенка) в первую очередь зависит от учителя, от качеств педагога. Как помочь учителю гармонично соединить педагогическую работу с творческим поиском? Как сконструировать ценностно-нормативное единство коллектива? Мы думаем, что для управления инновационной деятельностью педагогов общеобразовательного учреждения необходимо создание и реализация системы следующих педагогических условий:

1.                  Личностно-ориентированное управление педагогическим коллективом, основой которого служит концепция внутришкольного управления Ю. А. Конаржевского, которое базируется на следующих принципах:

-       уважения и доверия к человеку;

-       целостного взгляда на человека;

-       сотрудничества;

-       социальной справедливости;

-       индивидуального подхода;

-       обогащения работы учителя;

-       управления успехом учителя;

-       личного стимулирования;

-       единого статуса;

-       коллективного принятия решений;

-       горизонтальных связей;

-       автономизации управления;

-       постоянного обновления.

Под личностно-ориентированным управлением инновационной деятельностью педагогов мы понимаем создание таких условий как:

-          организация особой система диагностики и методического сопровождения творческой деятельности;

-          использование разнообразных форм поощрения творческих достижений.

-          при которых:

-          развиваются индивидуальные творческие способности каждого педагога;

-          максимально выявляется, инициируется, используется индивидуальный опыт педагогов;

-          повышается уровень самоопределения педагогов в творчестве;

2.         Участие педагогов в управлении образовательным учреждением, делегированием администрацией некоторых своих полномочий. В каждом учреждении существует достаточно строгая иерархия власти, иными словами, структура управления по вертикали. Она подразумевает четкое ограничение функционала, прозрачность деятельности подразделений и т. п.

3.         Включение педагогов в создание целевой программы развития образовательного учреждения. Разработка и реализация четко отлаженной системы, способной охватить весь педагогический коллектив, отсутствие фрагментарности и случайности в данной сфере ложатся в основу самостоятельного педагогического поиска, становясь источником внутренней мотивации профессиональной деятельности.

Литература:

1.                  Волченкова Т. В., Формирование у педагогов готовности К инновационной педагогической деятельности. Проблемы и перспективы 2009. С.2–4

2.                  Инновации в общеобразовательной школе: методы обучения: сб. науч. тр. / РАО, Гос. науч. учреждение Ин-т содержания и методов обучения. — М., 2006.

3.                  Лазарев В. С. Инновационная деятельность учителя. http://www.in-exp.ru/arhive/54-in-dejat-taecher.html

4.                  Управление развитием инновационной деятельности в современном образовательном учреждении: коллективная монография /Е. Н. Белова, Г. А. Гуртовенко, С. В. Бутенко, Н. Ф. Яковлева. Изд. 2-е стереотип. — Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева,2013. — 164 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, образовательное учреждение, педагогическая деятельность, педагогический коллектив, профессиональная деятельность, инновационная деятельность педагогов, инновационное управление, мотивационно-ценностный компонент, современное образовательное учреждение, содержательно-операциональный компонент.

Ключевые слова

инновационная деятельность, готовность к инновационной деятельности, инновационное управление образовательным учреждением, готовность к инновационной деятельности.

Похожие статьи

Инновационная деятельность педагога в образовании

инновационная деятельность, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, мотивационно-ценностный компонент...

От учителя-«инноватора» — к инновационному... | Молодой ученый

инновационная деятельность, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, мотивационно-ценностный компонент...

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

инновационная деятельность, детский сад, дошкольное учреждение, учреждение, управление, педагог, педагогический коллектив, воспитательно-образовательный процесс, инновационный потенциал...

Инновационная деятельность в ДОО | Статья в сборнике...

инновационная деятельность, методическое сопровождение, дошкольное образование, дошкольное учреждение, инновационная деятельность педагогов, педагогический коллектив, методическая служба...

Сущность развития инновационной культуры руководителя...

инновационная деятельность, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, мотивационно-ценностный компонент...

Структура готовности педагогов к реализации инновационной...

Практический компонент готовности педагогов к реализации инновационной деятельности отражает степень владения умениями и навыками, необходимыми для реализации инновационной деятельности.

Креативность как основа инновационной педагогической...

Изменения, происходящие в образовательной политике, влияют на характер профессиональной деятельности педагогов. Социально-экономические преобразования общества в целом...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров...

инновационная деятельность, инновационная педагогическая деятельность, инновационный процесс, готовность, готовность учителя, педагогическая практика, система повышения квалификации... Структура готовности педагогов к реализации инновационной...

Психологическое сопровождение внедрения инновационной...

Психологическое сопровождение внедрения инновационной деятельности в образовательной сфере.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, психологическое сопровождение, образовательное учреждение, студент...

Похожие статьи

Инновационная деятельность педагога в образовании

инновационная деятельность, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, мотивационно-ценностный компонент...

От учителя-«инноватора» — к инновационному... | Молодой ученый

инновационная деятельность, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, мотивационно-ценностный компонент...

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности

инновационная деятельность, детский сад, дошкольное учреждение, учреждение, управление, педагог, педагогический коллектив, воспитательно-образовательный процесс, инновационный потенциал...

Инновационная деятельность в ДОО | Статья в сборнике...

инновационная деятельность, методическое сопровождение, дошкольное образование, дошкольное учреждение, инновационная деятельность педагогов, педагогический коллектив, методическая служба...

Сущность развития инновационной культуры руководителя...

инновационная деятельность, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагогический коллектив, педагогическая деятельность, мотивационно-ценностный компонент...

Структура готовности педагогов к реализации инновационной...

Практический компонент готовности педагогов к реализации инновационной деятельности отражает степень владения умениями и навыками, необходимыми для реализации инновационной деятельности.

Креативность как основа инновационной педагогической...

Изменения, происходящие в образовательной политике, влияют на характер профессиональной деятельности педагогов. Социально-экономические преобразования общества в целом...

Проблемы подготовки и переподготовки педагогических кадров...

инновационная деятельность, инновационная педагогическая деятельность, инновационный процесс, готовность, готовность учителя, педагогическая практика, система повышения квалификации... Структура готовности педагогов к реализации инновационной...

Психологическое сопровождение внедрения инновационной...

Психологическое сопровождение внедрения инновационной деятельности в образовательной сфере.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, психологическое сопровождение, образовательное учреждение, студент...