Авторы: Барба Марина Фёдоровна, Рыбаченко Алена Богдановна, Карпова Мария Геннадьевна

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (13) июнь 2017 г.

Дата публикации: 19.04.2017

Статья просмотрена: 73 раза

Библиографическое описание:

Барба М. Ф., Рыбаченко А. Б., Карпова М. Г. Психологическое сопровождение внедрения инновационной деятельности в образовательной сфере // Образование и воспитание. — 2017. — №3. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/61/2347/ (дата обращения: 23.02.2018).



Инновационное развитие российского образования — один из приоритетов государственной политики России. В последнее время инновации в образовании приобретают все более системный и масштабный характер. Он предусматривает разработку и внедрение региональной системы оценки качества, оптимизацию образовательной сети, расширение участия общественности в управлении образованием. Все новшества не только достаточно существенно меняют сами организационные основы системы образования с целью повышения ее общедоступности и достижения современного качества, но и, с неизбежностью, сопровождаются теми или иными инновационными рисками.

Психологическая безопасность тех или иных новшеств может рассматриваться как один из критериев психологического благополучия и здоровья всех участников образовательного процесса, и эта очевидная задача, которая не может оспариваться ни сторонниками, ни противниками любых инноваций. Сохранение и укрепление психологического здоровья студента, способствующие гармоничному развитию личности — основная цель работы психологов в условиях инновационной деятельности вузов.

Стоит отметить, что, несмотря на все сложности организации и развития психологической службы, она действительно доказала, что способна решать множество сложнейших проблем. Среди них и сопровождение в образовательном процессе одаренных студентов, студентов- инвалидов, и т. д. Любой руководитель образовательного учреждения — колледжа, вуза — в чьем педагогическом коллективе работает хороший педагог- психолог или создана эффективная психологическая служба, сможет привести аргументы, доказывающие этот тезис.

В настоящее время образование переживает сложный процесс модернизации. В образовательных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений и все инновации в образовательной сфере нуждаются в психологическом сопровождении [1, С.103]. Для эффективности реализации образовательных задач психологи используют различные инновационные авторские технологии. Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Для инноваций не обязательна организация строгой экспериментальной проверки. Тем не менее, инновационная деятельность не может существовать, а тем более развиваться стихийно, она требует специальной организации. Педагоги вузов отличаются восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников высших учебных заведений. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность педагогов, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов. Эти качества могут меняться под влиянием достижений науки и потребностей общества. Поэтому одной из задач педагогов и психологов при реализации инновационных подходов является определение личностно-профессиональных качеств самих педагогов, а также мотивация и деятельность студентов, отношение их к выбору специальности; моральные правила, коммуникабельность и профессионализм [1, С.109]

Среди нетрадиционных и дистанционных форм организации общения педагогов со студентами, выделены следующие: наглядно-информационные, познавательные, ознакомительные, просветительские, семинары-практикумы, педагогические гостиные, анкетирование, тестирование и т. д.

В вузах психологическое сопровождение инновационной деятельности должно приобретать системный характер. Целесообразно проводить мониторинги профессионально-личностного роста студентов, составлять нравственно-этические портреты участников образовательного процесса, использовать новые образовательные программы, авторские технологии специалистов, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность и психологическое здоровье студента, что позволит осознанно выбрать профессию; раскрыть полноту переживания и проживания настоящего, сделать наилучший выбор в конкретных ситуациях и в жизни в целом, жить в согласии с самим собой, как состояние осознания, следования своим главным интересам; ощутить собственную дееспособность «Я могу- хочу — надо»; социальный интерес, постоянное внимание к людям; состояние устойчивости, стабильности, определенности в жизни и оптимистический настрой. Как следствие всех перечисленных качеств, выделяются характеристики психологически здоровой личности в условиях инновации в ВУЗе: умение осознавать, определять свои эмоциональные состояния, развить рефлексию, принять себя, свои достоинства и недостатки, осознать возможности, развить толерантные установки, осознавая ценность каждого, быть стрессоустойчивым, уметь находить собственные ресурсы в трудной жизненной ситуации.

Любая программа, по мнению психологов, должна быть направлена на личностно-ориентированное взаимодействие и иметь оздоровительную направленность, строиться на развитии чувства коллективизма и товарищества. Психологическое сопровождение таких программ позволит обеспечить полноценность воспитательно-образовательного процесса [2, С.45]

Исходя из характеристики психологически здоровой личности каждого студента, необходимо учитывать такие факторы как, например, отношение студента к выбранному образовательному учреждению. Потребность в инновации возникает при необходимости разрешить какую-то проблему, а возникающие проблемы видны из различного вида диагностик, как психологических (которые показывают уровень развития интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой), так и педагогических (которые показывают уровень владения знаниями, умениями, навыками), поэтому любое образовательное учреждение, занимающееся разработкой инноваций, работает в режиме развития. Все изменения происходят не хаотично, а прогнозируются на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Эта работа обеспечивается благодаря скоординированной работе специалистов.

Инновационная деятельность в вузе первоначально находит отражение в работе творческих групп: определяется перспектива развития учреждения с учетом социального заказа общества; формулируется цель инновационной деятельности (которая принимается всеми участниками педагогического процесса), разрабатываются методы контроля. Нововведение считается успешным, когда оно позволит решить те или иные конкретные задачи воспитательно-образовательного процесса. Введение и апробация инноваций непосредственно затрагивают такие формы работы учреждения как координация работы со специалистами, консультирование, психопрофилактика, диагностика, готовность к профессиональной деятельности.

При введении инноваций вводится режим самоконтроля, самооценки, и профессиональный контроль специалистов за конечным результатом. Несомненно, основной функцией является целенаправленная социализация личности, введение в мир природных и человеческих связей и отношений, передача лучших образцов, способов и норм поведения. Психологическое сопровождение инновационной деятельности находит наиболее яркое отражение в социально-личностном направлении. Задачи развития и подготовки координируется всеми участниками образовательной среды. Для отслеживания эффективности, результативности развития спрогнозированной, так называемой «модели выпускника», разрабатывается психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательном учреждении, создаются благоприятные психолого-педагогические условия для полноценного развития и становления совершенствующейся социально-успешной личности. Психическое здоровье, включающее в себя развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой деятельности, составляет психопрофилактическую работу.

Совершенствование интеллектуального здоровья студентов в вузах осуществляется на основе важнейших принципов воспитательно-образовательных программ, путем построения модели индивидуального подхода к каждому студенту с учетом интеллектуальных способностей, психологических особенностей и биоритмов, создание условий для развития творчества в каждом, в том числе путем использования резонансной технологии. Резонансная технология работает, когда действия студента получают одобрения со стороны педагогов, вызывая желание действовать еще и еще, студенты и преподаватели действуют вместе, активно слушая, себя и друг друга. Такое действие психологи называют активное слушание-резонанс, где слушающий сопереживает говорящему и выражает ему свои чувства, помогая лучше выразить и понять себя. Резонансная технология помогает внедрению в образовательных учреждении авторских инноваций. Они предполагают развитие речи, эмоциональной сферы и коррекцию неблагоприятных вариантов личностного развития, развитие творчества, физического здоровья и способствуют гармоничному их развитию. Эти технологии, являясь инновационными направлениями работы, помогают в более успешной подготовке внедрения полученных знаний в ВУЗе в жизнь.

Социальное здоровье, которое включает в себя развитие способностей к взаимодействию со сверстниками, адаптацию к новым социальным условиям, формирование позитивной «Я-концепции», развитие навыков общения наиболее эффективно укрепляется с помощью специально организованных семинаров, применения арт-терапевтических техник, а также в процессе решения конкретных жизненных ситуаций, которые очень часто возникают в студенческой жизни. Для формирования позитивной «Я-концепции» каждого студента, важное значение должно уделяться его представлению о самом себе, как о величайшей уникальности на свете. Для этого необходимо, чтобы в течение дня звучали слова одобрения и поддержки со стороны преподавателей, чтобы чувствовать свою значимость, проживать ситуацию успеха, которые помогут сформировать ответственность, самостоятельность и пр.

В заключение хочется отметить, что для обеспечения психологического сопровождения инновационной деятельности в образовательных учреждениях рекомендуется создавать уголки уединения, эмоциональные уголки и т. п., которые способствовали бы профилактике тех или иных отклонений личностного развития. Различные виды инноваций, порождающие значимые изменения в работе образовательного учреждения при достижении конкретных целей и задач, должны происходить на основе Критериев государственного образовательного стандарта и Конвенции по охране прав личности.

Таким образом, психологическое сопровождение является одним из основных составляющих в реализации права образовательного учреждения на инновационную деятельность. Студенты получают возможность индивидуального развития в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, педагоги вузов развивают свои профессиональные и личностные качества, обеспечивая успех деятельности и роста студента. И только сложившиеся между сотрудниками вузов и студентами гуманные партнерские отношения, уважение и доверие должны стать нормой жизни.

Литература:

  1. Абасов, З. Преодоление психологических барьеров в инновационной педагогической деятельности [Текст]: З. Абасов // Народное образование.2009, № 2.С. 103–110
  2. Зайцева, Е. Психологическое сопровождение инновационной деятельности в образовательных учреждениях (Фестиваль 2007 / 2008 года) [Электронный ресурс]:- http://festival.1september.ru/authors/100–578–375/.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационной деятельности, сопровождение инновационной деятельности, Психологическое сопровождение, психологическое сопровождение инновационной, Психологическое сопровождение инновационной, образовательного учреждения, участников образовательного процесса, воспитательно-образовательного процесса, сопровождение внедрения инновационной, инновационной деятельности вузов, образовательных учреждениях, вузах психологическое сопровождение, цель инновационной деятельности, инновационной педагогической деятельности, сопровождения инновационной деятельности, образовательной сфере, психологическое здоровье студента, здоровой личности, психологического здоровья студента, личностного развития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос