Педагогический коучинг как альтернатива репетиторству
Автор: Смирнова Галина Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 22.09.2014
Статья просмотрена: 1399 раз
Библиографическое описание:
Смирнова, Г. А. Педагогический коучинг как альтернатива репетиторству / Г. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6203/ (дата обращения: 19.12.2024).
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, и прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Приходилось слышать от учащихся о том, что они не понимают физику! Но одно дело не понимать учебный материал, а другое не уметь понять, не знать, что необходимо делать, чтобы понять. Для того чтобы понимать учебный материал, ученику необходимо научится производить действия, направленные на понимание. Кроме того, эти действия будут провоцировать мышление. Но только осознанное выполнение мыслительных операций сможет выработать понимание у учащихся. Поэтому так необходимы специальные упражнения, которые помогут формированию учебно-логических умений.
По сути, умение представляется в виде алгоритма последовательных действий, которые должен выполнить ученик, и создаются условия для того, чтобы он выполнял эти действия качественно. Это можно делать на примере различных учебных предметов, но всё-таки учебная дисциплина «Физика» особая: ведь она, как никакая другая, представляет широкий спектр возможностей для формирования и совершенствования у тех, кто её изучает разных мыслительных умений, свойств и качеств.
Говоря о новых подходах к развитию и обучению, хочется отметить, что сегодня становится популярным направление, в основе которого лежит не просто индивидуализированный подход и умение слушая слышать, но раскрытие потенциала человека — это ключевая его задача и основной результат.
Речь идет о коучинге. Что такое коучинг? Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки)- это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала с целью получения максимально возможного эффективного результата. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Четыре базовых этапа коучинга:
- постановка цели,
- проверка реальности,
- выстраивание путей достижения,
- достижение (этап воли).
В чём отличие репетиторства от коучинга? Достаточно вспомнить что, репети́тор (от лат. repetitor — тот, кто повторяет) — преподаватель, дающий частные уроки на дому. Преподаватель, который проводит дополнительные — обычно индивидуальные — занятия, помогая усвоить необходимые знания. А основу педагогического индивидуального коучинга составляют:
- Постановка целей — «Чего ты хочешь?» -мотивация.
- Анализ текущей ситуации — «Что происходит?» — оценка актуального уровня.
- Наработка вариантов — «Что нужно сделать?»- план (чётко очерченная траектория движения)
- Реализация и контроль — «Что ты будешь делать?» — мотивация.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [8].
Учитель — коуч, применяя инструменты коучинга, сопровождает своих учащихся на пути становления самостоятельных, коммуникабельных, желающих учиться и развиваться, целеустремленных, самодостаточных личностей. Коучинговый подход поможет развить у учеников ответственность, осознанность, самостоятельность в принятии решений, повысит их мотивацию, личную заинтересованность в процессе обучения и в подготовке к ГИА и ЕГЭ. Коучинг развивает у учащихся новый тип мышления, основанный на уверенности в себе и будущем, на позитиве и на желании взаимодействовать с окружающими, соблюдая интересы сторон. Таким образом, основными задачами современного образования является не только передача учащимся знаний, но и формирование у них умений и желаний учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и самореализации. Коучинг — это не новый метод, который соревнуется с преподаванием. Коучинг — это инструмент, который позволит учителям наиболее эффективно взаимодействовать с учащимися, способствует введению стандартов нового поколения.
Разговор о том, как в новой системе выжить и стать более уверенным и конкурентноспособным (как говорят сейчас на новом бизнес ориентированном языке в образовании) педагогом, какие инструменты могут помочь достичь выполнения стандарта, причем не формально, а качественно, естественно и легко.
Широко известна фраза «если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним». Следуя этой логике, если мы не можем изменить систему, попробуем использовать собственный потенциал, для нового творческого прорыва и попробуем помочь обучающимся стать самодостаточными людьми, развивая в них не только IQ, но и EQ (эмоциональный интеллект).
Человеческий мозг удивительное творение природы, над которым уже много лет бьются ученные, пытаясь разгадать секреты его работы. Неоспоримым фактом является то, что визуальное восприятие информации преобладает. Существует несколько каналов, по которым человек воспринимает информацию. Процентное соотношение можно выразить таким образом:
Визуальный — 60 %;
Аудиальный — 30 %;
Смысловой — 10 %.
Как видите, глаза играют главенствующую роль.
Всех людей условно можно разделить на визуалов, кинестетиков, аудиалов, дигиталов. Названия соответствуют каналам восприятия (способам обработки информации):
- визуальный — с опорой на зрение,
- аудиальный — с опорой на слух,
- кинестетический — с опорой на ощущения (запах, вкус, осязание).
Несмотря на то, что каналов как бы только три, внутри себя человек воспроизводит и обрабатывает опыт 4-мя способами. Добавляется внутренний диалог или Дигиталъный канал, который работает со словами и числами.
Обычно человек ориентирован на один из каналов — он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.
Несколько интересных фактов. В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:
Визуалы-35 %;
Аудиалы-5 %;
Кинестетики-35 %;
Дигиталы — 25 %.
Однако, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди, пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше. Вот об этом канале предпочтения и идет речь. В чем же отличия визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов друг от друга? Отличия будут касаться очень многих вещей, например, способов поведения и обучения, организации мышления и памяти. Кинестетик запоминает все телом, мышцами — у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен. Для того, чтобы запомнить номер телефона, кинестетик должен написать его собственноручно, аудиал — произнести, визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист». Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя.
Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, аудиал — рассказать подробнее.
Исследования, проведенные в последние два десятилетия, показали, что эмоции оказывают влияние на многие процессы, задействованные в обучении. Смело можно утверждать, что эмоции влияют на восприятие, внимание, мотивацию, а также на осознание и усвоение информации.
Создание зрительного образа, один из приёмов мыслительной сферы ученика. В ходе изучения тем курса «Физика» прошу нарисовать, какой образ сложился у учеников о том или ином физическом объекте или явлении, когда произносят слова: движение, внутренняя энергия, теплопроводность и. д. Или какую деталь вы вспомните как главную, когда услышите слово «вольтметр», «термометр», «мензурка».
. Человеческий мозг уделяет особое внимание всему новому и необычному. Когда новая
информация противоречит уже имеющейся, мозг начинает работать в ускоренном режиме, стараясь объяснить несоответствие. Если новая информация оказывается полезной, она превращается в память, которой потом можно воспользоваться.
Таблица 1
Результаты новых исследований мозга |
Применение их в обучении |
Частое повторение и новизна информации усиливают запоминание |
Формируем «беглое» знание с помощью повторений и большого количества практики |
Эмоции улучшают запоминание |
Стараемся вызвать эмоции в процессе обучения. |
Процесс обучения вызывает физические изменения в структуре мозга |
Вовлеченность в процесс обучения повышает способность учиться в течение всей жизни |
Воспоминания хранятся в разных частях мозга |
Используем все репрезентативные системы в процессе обучения |
Процесс понимания сугубо индивидуален. И здесь возникает потребность в тьюторском сопровождении. Тьюторство — такая педагогическая технология. Цель работы тьютора — персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути.
Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.
В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую “образовательную пробу”, результаты которой и будут предметом совместного анализа.
Тьюторские технологии, которые сегодня выстраивают и стремятся воспроизводить участники большого педагогического сообщества, включенного в тьюторское движение, направлены именно на реализацию идеи индивидуализации, учитывая при этом, что любое обучение не может быть эффективным без учета индивидуальных особенностей учащихся.
Литература:
1. Аткинсон М. Чойс Р. Т. «Наука и искуство коучинга: Внутренняя динамика коучинга»
2. Парслоу Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники — СПб.: Питер, 2003.
3. Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. — Томск,2001.
4. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. — Томск, 2005
5. Научно-методический журнал. Региональная школа управления. № 1, 2013
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897