Проект оценки контроля качества образовательного процесса и развития детей дошкольного возраста на уровне руководителя и старшего воспитателя
Автор: Замятина Ольга Якубовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 834 раза
Библиографическое описание:
Замятина, О. Я. Проект оценки контроля качества образовательного процесса и развития детей дошкольного возраста на уровне руководителя и старшего воспитателя / О. Я. Замятина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5991/ (дата обращения: 16.11.2024).
Контроль — это наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причины; — это функция управления, устанавливающая степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.
Рассматривая контроль более детально контроль — это управленческое действие, направленное на констатацию степени достижения целей, сравнение полученных результатов с ожидаемыми, определенными в планах. При этом, для того, чтобы выявить причины, обусловившие эти результаты, необходимо произвести другое управленческое действие — анализ, а затем в рамках регулирования и коррекции определить последующие шаги деятельности;
Осуществляя функцию контроля в своей деятельности руководитель и старший воспитатель дошкольного образовательного учреждения должны знать, что контроль всегда направлен на реализацию многих целей по разделам работы детского сада, и, в то же время, чётко представлять концепцию внутрисадовского контроля, охватывающую все направления деятельности дошкольного учреждения.
Важность значения функции контроля в управленческой деятельности руководителя и старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения определяется следующими положениями:
- контроль позволяет установить, всё ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета, распоряжениями руководителя;
- помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недостатков, а также может быть направлен на признание результатов успешной работы, заслуг тех, кто хорошо работает;
- устраняясь от контроля или осуществляя его несистематически, руководитель дошкольного образовательного учреждения теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательно-образовательного процесса, управлять им.
- отсутствие системы контроля вызывает стихийность в функционировании дошкольного образовательного учреждения и в реализации воспитательно-образовательного процесса;
- контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, профессионального роста каждого педагога, усиление личной ответственности каждого члена коллектива за свои обязанности.
Таким образом, контроль как функция управленческого цикла в деятельности руководителя ДОУ имеет неоспоримое значение, т. к. осуществление контроля в управлении обеспечивает:
- адаптацию учреждения социальному окружению в результате отслеживания изменений во внешней среде, определение степени востребованности продукта деятельности учреждения;
- обратную связь в управлении, выявление степени реализации целей деятельности в результате изучения дел в ДОУ;
- предотвращение сбоев, кризисов в работе, путём создания системы постоянно действующего наблюдения за состоянием воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и окружении;
- стимулирование деятельности педагогов и персонала, возможность их поощрения по итогам контроля.
Постановка проблемы
В настоящее время оплата труда воспитателей зависит от многих показателей, таких как: оклад, стаж, образование, премии и др. выплаты. В условиях смены парадигмы дошкольного образовательного процесса на первое место выходит мотивация воспитателей к применению инновационных методов воспитания для улучшения качества образовательного процесса. Так с 2010 года для реализации данного направления произошли изменения оплаты труда в системе дошкольного и общего образования.
Одним из значимых явлений с целью осуществления мотивации стали, стимулирующие выплаты, которые примерно составляют 25 % от фонда оплаты труда. При распределении данного фонда появились новые задачи перед руководством образовательного учреждения и, в тоже время — это являлось одной из ключевых проблем: как распределять стимулирующие выплаты.
Были предприняты попытки распределить стимулирующие выплаты равнозначно. Однако при таком распределении мотивация труда осталась на том же уровне.
Таким образом, возникла необходимость создания эффективного механизма распределения стимулирующих выплат с целью повышения мотивации сотрудников к улучшению качества образовательного процесса.
Цель проекта
Повышение мотивации сотрудников к улучшению качества образовательного процесса с учетом оценки контроля качества процесса обучения воспитателями и развития детей дошкольного возраста на уровне руководителя и старшего воспитателя
Задачи проекта
- изучение состояния воспитательно-образовательной работы с детьми;
- создание максимальных условий, обеспечивающих интеллектуальное, личностное и физическое развитие детей.
- использование инновационных форм организации детской деятельности, через которые можно увидеть содержание работы, реализующее поставленную цель (наблюдение двигательной активности в течение дня на физкультурном и других занятиях, на утренней гимнастике и т. д.);
- повысить мотивацию сотрудников к самообразованию и внедрению передовых форм занятий;
- участие в формировании личности ребёнка с учётом его особенностей физического, психологического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе;
- справедливое распределение стимулирующих выплат между сотрудниками на основе приложенных усилий и внесенного вклада в повышение качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Способы реализации проекта
Для реализации проекта была разработана система показателей оценки работы воспитателя, которая представлена в таблице 1.
Таблица 1
Система показателей распределения стимулирующей части
№ |
Показатели эффективности деятельности |
Содержаниедеятельности |
Коэф. балл |
|
1 |
- Проведение занятий высокого качества. Использование ИКТ, проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе - Достижение воспитанникам высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом, стабильность и рост качества обучения. - Качественная разработка рабочих программ и материалов учебно-методического сопровождения. - Участие в инновационной деятельности, ведение экспериментальной работы, разработка и внедрение авторских программ, выполнение программ углублённого и расширенного изучения. |
14 |
||
2 |
- Положительная динамика организации развивающей среды. - Физический и психологический комфорт пребывания детей в группе. |
10 |
||
3 |
- Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. - Организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению и восстановлению психического и физического здоровья детей. |
10 |
||
4 |
- Организация и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж образовательного учреждения. - Участие в конкурсах, других методических мероприятиях учреждения, района, республики, России, международного уровня. |
15 |
||
5 |
- Образцовое содержание кабинетов и групп. - Снижение заболеваемости по сравнению с предыдущим периодом. - Выполнение и перевыполнение плана посещаемости. - Отсутствие ревматизма. |
10 |
||
6 |
- Высокий уровень исполнительской дисциплины. - Отсутствие конфликтных ситуаций, обоснованных жалоб родителей. - Продуктивное взаимодействие с родителями. |
8 |
||
7 |
- Стаж педагогической работы: - о-5 лет - 5–10 лет — 5 баллов - 10–15–7 баллов - 15–20 лет — 9 баллов - 20 лет и выше — 12 баллов |
12 |
||
8 |
Образование - Среднее специальное — 3 балла - Высшее — 6 баллов - Не полное высшее — 4 балла - Не полное среднее — 2 балла |
6 |
||
9. |
Предоставление образовательных услуг детям, не посещающих ДОУ. |
5 |
||
10. |
Информационная открытость. Участие в обновлении сайта учреждения. Подача материалов для размещения на сайте учреждения и участие в работе форума (не менее раз в месяц) |
10 |
||
Максимальное количество баллов: |
100 |
Для нормативного регулирования данного проекта разработаны и утверждены положения: «о выплатах к заработной плате сотрудников детского сада», «О системе стимулирующих выплат сотрудникам». Положения разработаны на основе устава и коллективного договора, рассмотрены и приняты инициативной группой педагогов.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты от внедрения проекта позволят:
- отказаться от тотального контроля и мелочной опеки, регламентации деятельности педагога, предоставление ему права свободного выбора технологий воспитания и обучения, позволит повысить заинтересованность педагога в проведении разнообразных форм занятий в процессе обучения;
- повысить стимул к активной творческой деятельности путём совместного поиска оптимальных вариантов организации образовательного процесса и предоставление педагогу возможности апробировать их на практике;
- создать условия для постоянного самосовершенствования педагога, предоставление ему возможности для экспериментальной, исследовательской деятельности;
- в ходе контроля объективно оценивать деятельность педагога по обучению, воспитанию и развитию детей;
- выявить динамику развития личности самого педагога, совместно наметить программу его дальнейшего совершенствования;
- распределить осуществление контрольных функций и видов контроля между старшим воспитателем и руководителем дошкольного образовательного учреждения.
Литература:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
2. Зубкова Е. Н. Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса [Текст] / Е. Н. Зубкова // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 38–41.
3. Поздняк Л. В. Заведующий в системе управления дошкольным учреждением. // «Дошкольное воспитание», 1993, № 1, с.55.
4. Пеленёв А. Ф. Система управления педагогическим коллективом. Пермь, 1999.