Методы повышения качества образования учащихся в образовательной системе детской школы искусств | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кресина, О. Н. Методы повышения качества образования учащихся в образовательной системе детской школы искусств / О. Н. Кресина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5982/ (дата обращения: 26.04.2024).

В последнее время вопрос повышения качества образования учащихся стал весьма актуальным. Коллективу нашей школы удалось достичь определенных положительных сдвигов в направлении повышения качества образовательных услуг. Об этом свидетельствуют и результаты выступлений учащихся на конкурсах, и изменение общей мотивации всех участников образовательного процесса. Тем не менее, проблема снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке и необходимость формирования навыков самостоятельной работы продолжают оставаться в поле зрения педагогического коллектива нашей школы.

Хотелось бы выделить наиболее эффективные и опробованные нами методы, способствующие повышению качества образования:

1.                 Осуществление межпредметных связей.

2.                 Совместная деятельность родителей и учащихся.

3.                 Портфолио как средство оценки личностных достижений учащихся.

4.                 Работа по поддержке одарённых детей.

5.                 Организация профессиональной ориентации учащихся.

6.                 Внедрение инновационных технологий.

На каждом из этих методов остановлюсь более подробно.

1. Осуществление межпредметных связей на практике вызывает немало трудностей. В нашей школе этот метод реализуется во взаимодействии таких музыкально-теоретических дисциплин как сольфеджио и слушание музыки или музыкальная литература. С этой целью преподавателями И. В. Филипповой и Н. К. Прозоровой было разработано учебное пособие «Музыкальная литература в гостях у сольфеджио», которое стало результатом многолетнего поиска возможностей реализации эффективного взаимодействия этих дисциплин. На уроках сольфеджио происходит обращение к музыкальным темам произведений из курса музыкальной литературы и слушания музыки. Так на практике осуществляется комплексный подход в обучении.

2. Организация совместной деятельности родителей и учащихся является одной из эффективных форм работы с родителями, которая решает проблему включённости родителей в образовательный процесс школы. Проводя регулярное анкетирование родителей, мы определяем социологический портрет семьи учащихся, ориентируем учебный процесс на потребности и запросы родителей.

Родители наших учеников буквально включены в учебный процесс через такие формы работы как совместное выступление на школьных и городских концертах и конкурсах различного уровня. Семейные дуэты и трио стали лауреатами Регионального конкурса-фестиваля «Семь Я» в г. Магнитогорске и Международного конкурса-фестиваля «Морской прибой» в г. Туапсе.

3. Следующий метод — это сбор и ведение ученического портфолио. Портфолио позволяет решить две основные задачи: проследить индивидуальный прогресс учащегося и оценить его личностные достижения. Нами были разработаны: Положение о портфолио учащегося, таблица рейтинговой оценки деятельности учащихся (Таблица 1), и Положение о проведении школьного конкурса «Лучшее ученическое портфолио». Таблица рейтинговой оценки учащегося включает два основных раздела — образовательную и концертно-просветительскую деятельность и заполняется в течение учебного года. При итоговом подсчёте баллов выявляется 3 уровня оценки творческой и общественной активности учащегося: «отличный» — от 45 до 50 баллов; «хороший» — от 40 до 45; «достаточный» — от 30 до 40. По результатам конкурса лучшие учащиеся поощряются. Это одна из форм поддержки одарённых детей.

Таблица 1

Рейтинговая оценка деятельности учащегося

Показатели

Баллы

Кол-во участий

Оценкадеят-ти уч-ся

РАЗДЕЛ I «Образовательная деятельность»

1. Учебная деятельность

1.1

Ведомость успеваемости по учебным предметам за год:

- успеваемость с тройками

1

- качественная успеваемость

2

- отличная успеваемость

3

1.2

Участие в мастер-классах

4

2. Внеучебная деятельность

2.1

Участие учащегося на олимпиадах, конференциях, фестивалях и конкурсах различного уровня:

- школьный уровень (участник/дипломант/лауреат*)

1/2/3

- городской (участник/дипломант/лауреат*)

2/3/4

- зональный (участник/дипломант/лауреат*)

3/4/5

- областной (участник/дипломант/лауреат*)

4/5/6

- региональный (участник/дипломант/лауреат*)

5/6/7

- всероссийский (участник/дипломант/лауреат*)

6/7/8

- международный (участник/дипломант/лауреат*)

* - за «Гран-при» добавляются дополнительные 2 балла

7/8/9

2.2

Разработанные учащимся творческие работы

2

2.3

Разработанные учащимся творческие презентации

2

РАЗДЕЛ II «Концертно-просветительская деятельность»

1. Деятельность в школьном активе

1.1

Школа ведущего

2

1.2

Участие и оказание помощи в организации школьных мероприятий

2

1.3

Написание статей для сайта или школьной газеты

2

2. Творческая активность

2.1

Участие в творческих коллективах

2

2.2

Участие в школьных концертах и выставках

2

2.3

Участие в выездных концертах и выставках

3

Итого:

4. Поддержка одарённых детей внашей школе реализуется с помощью Программы «Наши надежды», которая в первую очередь направлена на выявление одарённых детей, привлечение учащихся к внеклассной работе школы, участие в фестивалях и конкурсах различных уровней. Программа предусматривает способы стимулирования и систему поощрения достижений учащихся и их педагогов. Реализация данной программы позволяет оказать адресную помощь по поддержке одарённых учащихся, способствует повышению качества образования, влияет на результативность выступлений учащихся школы на олимпиадах, конкурсах, фестивалях и выставках, развивает способности, актуальные для дальнейшей профессиональной деятельности. Ежегодно в школе проводится отчетный концерт, на котором проходит награждение лауреатов и дипломантов программы поддержки одарённых учащихся «Наши надежды» по итогам конкурсов и фестивалей за учебный год.

5. В этом вопросе Программа «Наши надежды» перекликается с действующей Программой по организации профессиональной ориентации учащихся «Будущее начинается сегодня». Среди направлений программы остановлюсь на трёх основных:

1 направление реализуется через практическую включённость учащихся в различные виды учебно-познавательной и творческой деятельности. В его основе лежит воспитание основных профессиональных компетенций и навыков через исполнительскую деятельность учащихся.

2 направление реализуется через развитие познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами (школьное самоуправление, проведение школьных мероприятий в качестве ведущих, выпуск стенгазет и др.)

В основе 3 направления лежит профессиональное просвещение учащихся.

Основным вектором этого направления является формирование у выпускников образовательного запроса, соответствующего их интересам и способностям, а также верного решения о выборе профиля обучения.

Результатом работы Программы «Будущее начинается сегодня» является стабильное поступление выпускников школ искусств в профессиональные учебные заведения.

6. Еще одним эффективным методом повышения качества образования является внедрение инновационных технологий.

Это объясняется тем, что новые социально-экономические условия требуют новых подходов к организации учебного процесса, новых взаимоотношений между педагогом и учащимися. Преподаватели осваивают новые инновационные приёмы, технологии, находятся в активном поиске новых форм ведения уроков. Мы понимаем, что только творческий подход к построению урока может обеспечить его эффективность и позволить развивать познавательную активность учащихся.

Большую роль здесь играет использование на уроке информационно-коммуникативных технологий, что в свою очередь позволяет решить многие проблемы, начиная от обеспечения наглядности на уроке (презентации, видеоматериалы и прочее) и заканчивая применением всевозможных музыкальных программ.

Использование компьютера возможно не только на таких предметах как слушание музыки, музыкальная литература, эстрадный вокал, история искусств, но и на сольфеджио, в классе академического вокала, фортепиано, в хоровом и художественном классах. Оснащение необходимым техническим оборудованием компьютерного класса позволяет ввести в учебный процесс такие предметы как музыкальная информатика и компьютерная графика.

Результатом использования ИКТ на уроках становится повышение заинтересованности учащихся, лучшее усвоение материала и формирование положительного отношения к предмету.

Повышение качества образования напрямую зависит не только от методов и форм работы с учащимися и родителями, состояния материально-технической базы школы, но и от профессионального мастерства педагогов. Сегодня востребован педагог творческий, умеющий мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития учащегося.

Для повышения уровня профессионального мастерства педагогов, в нашей школе реализуется два проекта: «Школа молодого педагога» и «Школа педагогического мастерства».

За последние годы педагогический коллектив ДШИ № 1 пополнился молодыми специалистами: студентами МаГК, выпускниками музыкального колледжа и МаГК. На этом фоне одной из первостепенных задач коллектива становится поддержка молодых специалистов, которые выбрали нелегкий путь педагога. А. С. Макаренко отмечал, что «как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом» [1]. Из этого следует, что молодого педагога необходимо обеспечить знаниями и навыками для работы путем самообразования, изучения передового опыта. Большинство из них нуждаются в возможности получить методическую, психолого-педагогическую и другую информацию.

Реализация целей и задач проекта в конечном итоге сводится к организации помощи адаптироваться в новом коллективе и профессии.

Проект «Школа педагогического мастерства» направлен на организацию системы работы по самообразованию и обмену опытом, распространение передовых педагогических идей, обобщение педагогического опыта преподавателей своей школы, развитие таких форм повышения профессионального мастерства педагогов как курсы повышения квалификации, открытые уроки, творческие семинары, участие в мастер-классах, конкурсах педагогического мастерства, научно-практических конференциях.

Качество образования — это, несомненно, ключевая идея развития современной школы искусств. В процессе применения тех или иных методов, способствующих повышению качества образования, у учащихся повышается мотивация к учебному процессу, они начинают проявлять интерес к предметам, формируется творческая активность, умение рассуждать, анализировать и самостоятельно работать.

Литература:

1.      Макаренко А. С. «Статьи и рассказы». RuLIT.Net — Страница 51. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rulit.net/books/stati-i-rasskazy-read-143338–51.html.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, музыкальная литература, повышение качества образования, лауреат, педагогическое мастерство, профессиональное мастерство педагогов, слушание музыки, участие, участник, учащийся, школа.

Похожие статьи

Учитель музыки: профессионализм, педагогическое...

учитель музыки, учитель, педагогическое мастерство, ученик, урок музыки, урок, ребенок, профессиональное мастерство, профессиональная

Роль педагогического мастерства педагога в повышении... Мастерство воспринимается как важнейшее профессиональное...

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Мастерство воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности педагога и воспитателя. Педагог организовывает учебный процесс, добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.Педагог выполняет роль наставника...

Повышение качества образования через повышение уровня...

И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции учителя происходит повышение качества образования учащихся.

Предметная интеграция и ее значение в профессиональной...

Процесс становления личности будущего учителя музыки базируется на трех стадиях музыкального образования. Первая стадия — музыкальная школа, где обучение не носит профессиональный характер, и каждый ребенок...

Важность музыкального образования | Статья в журнале...

нотный архив, музыка, учащийся, Федеральный портал, музыкальное образование, профессиональное образование, собрание ссылок, Интернет, музыкант, педагог, сайт, ресурс, учитель, ссылка. Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской...

Некоторые особенности современного музыкального...

музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика, музыкальное воспитание, мир, культурный человек, занятие музыкой.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Как современные учителя, мы постоянно адаптируем наше профессиональное мастерство

Требования к профессиональному развитию педагогов... Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров.

Эксклюзивные свойства педагогической технологии...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс...

Роль мультимедийных образовательных технологий...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкальная культура учащихся, процесс воспитания, процесс обучения, учебная деятельность, педагогическая практика...

Похожие статьи

Учитель музыки: профессионализм, педагогическое...

учитель музыки, учитель, педагогическое мастерство, ученик, урок музыки, урок, ребенок, профессиональное мастерство, профессиональная

Роль педагогического мастерства педагога в повышении... Мастерство воспринимается как важнейшее профессиональное...

Роль педагогического мастерства педагога в повышении...

Мастерство воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности педагога и воспитателя. Педагог организовывает учебный процесс, добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.Педагог выполняет роль наставника...

Повышение качества образования через повышение уровня...

И именно в результате процесса повышения профессиональной компетенции учителя происходит повышение качества образования учащихся.

Предметная интеграция и ее значение в профессиональной...

Процесс становления личности будущего учителя музыки базируется на трех стадиях музыкального образования. Первая стадия — музыкальная школа, где обучение не носит профессиональный характер, и каждый ребенок...

Важность музыкального образования | Статья в журнале...

нотный архив, музыка, учащийся, Федеральный портал, музыкальное образование, профессиональное образование, собрание ссылок, Интернет, музыкант, педагог, сайт, ресурс, учитель, ссылка. Искусство аккомпанемента и специфика концертмейстерской...

Некоторые особенности современного музыкального...

музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика, музыкальное воспитание, мир, культурный человек, занятие музыкой.

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель...

Как современные учителя, мы постоянно адаптируем наше профессиональное мастерство

Требования к профессиональному развитию педагогов... Современная образовательная система требует повышения профессионального уровня педагогических кадров.

Эксклюзивные свойства педагогической технологии...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс...

Роль мультимедийных образовательных технологий...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкальная культура учащихся, процесс воспитания, процесс обучения, учебная деятельность, педагогическая практика...