Эксклюзивные свойства педагогической технологии в преподавании музыки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 02.06.2017

Статья просмотрена: 390 раз

Библиографическое описание:

Юлдошев, У. Ю. Эксклюзивные свойства педагогической технологии в преподавании музыки / У. Ю. Юлдошев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/archive/156/43756/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье говорится о преподавании музыки, как сделать предмет интересным и какие качества требуются профессиональному педагогу.

Ключевые слова: концептуальность, системность, управляемость, воспроизводимость, эффективность, здоровьесберегающая технология, эксклюзивные свойства, ИКТ (информационно компьютерные технологии)

Педагогика — единственная наука, которая занимается исследованием воспитания человека. Каждая наука, занимающаяся изучением одного и того же объекта, отмечает только свою область изучения, только ту или другую форму существования объективного мира, ту или иную сторону развития и совершенствования общества и природы, как по отдельности, так и совокупности. Воспитание и процесс формирования личности, как предмет достаточно сложный, исследуется многими науками. В общей цепочке разнообразных наук педагогика — единственная наука, которая занимается исследованием воспитания человека. Ведь, на сегодняшний момент воспитание и образование человека весьма актуальная тема. Общество требует глубокого изучения этого явления, как важнейшей предпосылки своего развития. Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине. Музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, — это постоянная возможность самореализации. Необходимо сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для учащихся, при этом максимально учитывая межпредметные, логику учебного процесса и возрастные особенности школьников, через формирование слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным. Как этого можно достичь? Прежде всего используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии. В музыкальной педагогической технологии эксклюзивность имеет большое значение. Каждый ученик индивидуален. Во время обучения от педагога требуется эксклюзивные программы для каждого ученика, чтобы достичь наилучшего результата. Педагог должен разработать эксклюзивные методы педагогики основываясь на классические педагогические технологии. Педагогическая технология — это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач. Это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле. Это совокупность психологических, педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении; в качестве эксклюзивного процесса обучения.

Существуют два типа технологий: педагогические и психологические. В педагогических технологиях операции и действия физически ощутимы. Психологические технологии носят скрытый характер: это психические операции и действия в психике конкретного человека. Провести чёткую границу между ними довольно трудно. Педагогические технологии классифицируются на: технологию обучения, воспитания, развития и диагностики. Они же считаются эксклюзивными свойствами педагогической технологии.

Новые формы работы через включение в активную деятельность на уроке, использование новых методик, подбор музыкального материала, соответствующего требованиям современного общества, использование информационно-коммуникационных технологий. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщении детей к произведениям высокого музыкального искусства. Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. И это же подчёркивает эксклюзивность преподавания. Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе. Современный учитель, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для него и предоставит широкую информацию школьникам о его предмете.

Кратко о здоровьесберегающей технологии. После занятий вокалом дыхание становится более экономным, а по утверждению учёных, от этого зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает качественное функционирование сердечно — сосудистой системы. Восприятие музыки это своего рода музыкальная терапия. Во время прослушивания музыкальных произведений учащиеся расслабляются и сосредотачиваются на звуках музыки. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, сопровождаемая просмотром репродукций произведений изобразительного искусства, прослушивание аудиозаписей «звучащей природы», положительно влияет на их психоэмоциональное состояние. Например, некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще.

Один из эксклюзивных педагогических технологий является применение информационных технологий на уроке музыки. Это способствует:

− личностному развитию учащихся;

− повышению интереса школьников к урокам музыки;

− росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

− повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;

− воспитанию активности и самостоятельности;

− формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству;

− формированию у школьников основ теоретического мышления, развитию творческих способностей учащихся.

Таким образом, применение информационно — коммуникативных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное — эксклюзивным. Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания. Художественная деятельность занимает в жизни особое место, она тесно связана с творчеством. В работе учителя музыки эксклюзивность проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения. Эксклюзивность преподавания учителя музыки зависит от ряда обстоятельств: от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, собственных личностных качеств. Каждый урок музыки должен носить на себя печать неповторимой личности учителя. Эксклюзивно подойти к уроку — значит выявить и до конца раскрыть свое собственное отношение к музыке столь же ярко и убежденно, как это делает композитор, исполнитель. Учитель организует соответствующую деятельность детей, способствует тому, чтобы музыка дошла до сознания каждого ребенка. Знания каждого данного класса, умения преподнести музыкального произведения так, чтобы ребята были предельно увлечены музыкой, пробуждения в них эмоциональной отзывчивости, активности в процессе исполнения, слушания музыки, размышлений о ней — в этом заключается мастерство учителя. В процессе использования эксклюзивные свойства музыкальных технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей. Все эксклюзивные свойства музыкальной технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников. Итогом развивающего музыкального образования должно стать представление учащихся о деятельности музыканта — композитора, исполнителя, слушателя в их триединстве — как о высоком проявлении человеческого творческого потенциала, как о большом интеллектуальном и эмоциональном труде души, как о высшей потребности в преобразовании человека. Каждый педагог не только преподаватель, но и воспитатель. Благодаря духовной общности учителя и коллектива подростков процесс обучения не сводится к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения. Каждый учитель должен осуществить индивидуальное влияние на конкретного воспитанника, чем-то заинтересовать, увлечь, пробудить в нем неповторимую личность.

Литература:

  1. Абушкин Х. Х. Проблемное обучение — учителю. — Саранск: Мордовское книжное издательство. 1996.
  2. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М., 1983.
  3. Гогоберидзе А. Г. Детство с музыкой: Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: Детство-Пр., 2013.
  4. Даукеева С. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби. -Алма-Ата. 2002.
Основные термины (генерируются автоматически): урок музыки, музыкальная терапия, музыкальное искусство, педагогическая технология, воспитание человека, единственная наука, образовательный процесс, современная жизнь, учебный процесс, эффективный метод лечения.


Ключевые слова

эффективность, управляемость, воспроизводимость, системность, здоровьесберегающая технология, концептуальность, эксклюзивные свойства, ИКТ (информационно компьютерные технологии)

Похожие статьи

Мультимедийные образовательные технологии как...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс...

Некоторые особенности современного музыкального...

музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика, музыкальное воспитание, мир, культурный человек, занятие музыкой.

Музыкальные технологии XXI века | Статья в сборнике...

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Музыка применялась для лечения нервных расстройств.

Образование и музыкальное воспитание являются неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности.

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Ключевые слова: музыкальная педагогика, мультимедийные образовательные технологии, музыкальная культура, информационные технологии, музыкально-педагогический процесс.

Роль уроков музыки в системе современного...

Такая способность музыки послужила основой для возникновения нового научного направления – музыкотерапии или лечения музыкой» [3, c. 200].

Современное музыкальное образование в школе, основанное на идеях музыкального воспитания Б.А. Асафьева, Б. Яворского, К...

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовно-нравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка.

Для внедрения компьютерных технологий в процесс школьного музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами...

музыка, урок, связь, предмет, математик, интеграция музыки, музыкальное искусство, образовательный процесс, учебный материал, включение музыки.

Мультимедийные образовательные технологии как...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс...

Некоторые особенности современного музыкального...

музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика, музыкальное воспитание, мир, культурный человек, занятие музыкой.

Музыкальные технологии XXI века | Статья в сборнике...

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Музыка применялась для лечения нервных расстройств.

Образование и музыкальное воспитание являются неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности.

Роль уроков музыки в системе современного...

Такая способность музыки послужила основой для возникновения нового научного направления – музыкотерапии или лечения музыкой» [3, c. 200].

Современное музыкальное образование в школе, основанное на идеях музыкального воспитания Б.А. Асафьева, Б. Яворского, К...

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Ключевые слова: музыкальная педагогика, мультимедийные образовательные технологии, музыкальная культура, информационные технологии, музыкально-педагогический процесс.

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовно-нравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка.

Для внедрения компьютерных технологий в процесс школьного музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами...

музыка, урок, связь, предмет, математик, интеграция музыки, музыкальное искусство, образовательный процесс, учебный материал, включение музыки.

Похожие статьи

Мультимедийные образовательные технологии как...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс...

Некоторые особенности современного музыкального...

музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика, музыкальное воспитание, мир, культурный человек, занятие музыкой.

Музыкальные технологии XXI века | Статья в сборнике...

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Музыка применялась для лечения нервных расстройств.

Образование и музыкальное воспитание являются неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности.

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Ключевые слова: музыкальная педагогика, мультимедийные образовательные технологии, музыкальная культура, информационные технологии, музыкально-педагогический процесс.

Роль уроков музыки в системе современного...

Такая способность музыки послужила основой для возникновения нового научного направления – музыкотерапии или лечения музыкой» [3, c. 200].

Современное музыкальное образование в школе, основанное на идеях музыкального воспитания Б.А. Асафьева, Б. Яворского, К...

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовно-нравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка.

Для внедрения компьютерных технологий в процесс школьного музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами...

музыка, урок, связь, предмет, математик, интеграция музыки, музыкальное искусство, образовательный процесс, учебный материал, включение музыки.

Мультимедийные образовательные технологии как...

музыкальная культура, музыкальная педагогика, музыкальное образование, музыкально-педагогический процесс, программа, учащийся, современная музыкальная педагогика, тесная взаимосвязь, учебный процесс...

Некоторые особенности современного музыкального...

музыка, ребенок, музыкальное образование, учебный процесс, музыкальная школа, музыкальная педагогика, музыкальное воспитание, мир, культурный человек, занятие музыкой.

Музыкальные технологии XXI века | Статья в сборнике...

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты.

Музыкальное образование как необходимый аспект развития...

Музыка применялась для лечения нервных расстройств.

Образование и музыкальное воспитание являются неотъемлемой частью общего процесса, направленного на формирование и развитие человеческой личности.

Роль уроков музыки в системе современного...

Такая способность музыки послужила основой для возникновения нового научного направления – музыкотерапии или лечения музыкой» [3, c. 200].

Современное музыкальное образование в школе, основанное на идеях музыкального воспитания Б.А. Асафьева, Б. Яворского, К...

Роль мультимедийных образовательных технологий...

Ключевые слова: музыкальная педагогика, мультимедийные образовательные технологии, музыкальная культура, информационные технологии, музыкально-педагогический процесс.

Духовно-нравственное воспитание музыкой | Статья в сборнике...

урок музыки, музыка, ребенок, средство искусства, нравственное воспитание, музыкальное образование, духовно-нравственное воспитание, высокое искусство, музыкальное воспитание, музыкальное искусство.

Специфика применения музыкально-компьютерных технологий...

Ключевые слова: музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование школьников, урок, МКТ, музыка.

Для внедрения компьютерных технологий в процесс школьного музыкального образования учителю музыки необходимы следующие технические...

Интеграция музыки с учебными дисциплинами...

музыка, урок, связь, предмет, математик, интеграция музыки, музыкальное искусство, образовательный процесс, учебный материал, включение музыки.

Задать вопрос