Правовая подготовка студентов неюридических вузов
Автор: Лодкин Александр Евгеньевич
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 30.06.2014
Статья просмотрена: 1093 раза
Библиографическое описание:
Лодкин, А. Е. Правовая подготовка студентов неюридических вузов / А. Е. Лодкин. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 236-238. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5966/ (дата обращения: 21.11.2024).
Социально-экономические и политические процессы, протекающие в современной России, постоянно развиваются. Молодежь, как наиболее активный субъект этих процессов, может и должна успевать за происходящими изменениями, что напрямую связано с повышением роли правового образования, приобретением правовой компетенции. Следовательно, перед вузом становится важнейшая задача — подготовка будущих специалистов к жизнедеятельности в демократическом и правовом государстве. Это должны быть люди правовой культуры, которые способны сделать сознательный выбор того или иного социального проекта, дать оценку тому или иному социальному деянию в рамках правового поля.
Правовая подготовка, как важная составляющая образования студентов, наряду с экономическими познаниями, осуществляется и в неюридических вузах. Она состоит из ряда учебных правовых дисциплин: «Правоведение», «Гражданское право», «Административное право», «Хозяйственное право», «Трудовое право», «Муниципальное право», «Конституционное право», «Финансовое право», «Правовое обеспечение инновационной деятельности» и др., преподаваемых в ВоГУ.
Назначение данных учебных дисциплин — формирование у студентов знаний основ российского права и умений их применять в условиях рыночных отношений.
Так, учебная дисциплина «Правоведение» предусматривает усвоение студентами широкого круга правовых вопросов, дает представление об основных отраслях права, существующих в российской правовой системе и регулирующих важнейшие стороны общественной жизни. По данному предмету требуется дать знания и понимание юридических норм правовых нормативных актов во многих отраслях права. Задача преподавателя — научить студентов ориентироваться в определенных юридических ситуациях, квалифицированно работать с нормативными актами, уметь найти ответ в нормативном акте. Кроме того, они должны знать свои конституционные, гражданские и трудовые права, а также порядок их защиты. Для усвоения определенных знаний по трудовому праву занятие проводится в игровой форме «Сокращение штата: типичные ошибки работодателя». Группе предлагается произвести сокращение нескольких работников из предложенного списка. Избирается работодатель, который должен решить, кого из работников нужно сократить. Решает и группа и работодатель. Каждая из сторон высказывает и обосновывает свою точку зрения. Преподаватель обращает внимание на тонкие места процедуры сокращения штата. Как показывает практика преподавания, деловые, ролевые игры, игровые ситуации, регламентированные дискуссии, как активные методы обучения, вырабатывают умение отстаивать свое мнение, убедить других, воспринимать адекватно критику, принимать обдуманные решения и реализовать их, тем cамым подготавливая студентов к выполнению производственных функций. Подобная организация занятий позволяет повысить интерес к изучаемому материал, способствует формированию компетенций.
После изучения дисциплины «Гражданское право» студенты приобретают знания о своих гражданских правах, а также порядке их защиты; мерах гражданско-правовой ответственности; умеют ориентироваться в отрасли гражданского права.
Студенты знают основные понятия гражданского права; систему гражданского права; основы гражданского законодательства; гражданское правоотношение; субъектов и объектов гражданского права; о сделках и представительстве; защиту права собственности; правовые основы имущественного состояния граждан, организаций и их взаимных обязательств; суть гражданско-правового договора; основные понятия наследственного права; оформление патентных прав; правовую охрану изобретений, полезных моделей и промышленных образцов; права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; порядок регулирования информационных процессов в обществе.
Обучающиеся могут применять на практике принципы и нормы гражданского законодательства; реализовать навыки по использованию правовых знаний в служебной деятельности; использовать методы правового воздействия на окружающие человека социальные и трудовые отношения; квалифицированно работать с основными источниками гражданского законодательства.
Учебная дисциплина «Гражданское право» способствует правовому обеспечению профессиональной деятельности. В части гражданского права студенты учатся создавать юридическое лицо. Например, при составлении договора они самостоятельно определяют стороны договора, предмет договора, обязательства и ответственность сторон, оплату, рассматривают все моменты относительно гражданского кодекса. Далее идет защита составленных договоров в форме вопросов и ответов. Преподавателю важно понять, какие моменты в договоре не усвоены, какие затруднения испытывают студенты.
Учебная дисциплина «Административное право» дает представление о государственном управлении, регулирующее важнейшие стороны общественной жизни.
В результате освоения учебной дисциплины формируются следующие компетенции. Обучающиеся знают основные понятия теории административного права, источники административного права; правовое регулирование государственного управления и административной ответственности, административно-правовой статус гражданина; административно-правовой режим; базовые институты административной ответственности на основании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; виды административных правонарушений; административное наказание; административный процесс; производство по делам об административных правонарушениях; гарантии законности и способы обеспечения законности в сфере государственного управления.
Студенты учатся применять на практике принципы и нормы российского законодательства; реализовать навыки по использованию правовых знаний в служебной деятельности; использовать методы правового воздействия на окружающие человека социальные и трудовые отношения; квалифицированно работать с основными источниками российского законодательства.
Студенты получают представление о системе и институтах административного права; об особенностях юридической деятельности в РФ; об основных закономерностях и тенденциях развития административного права в России; о роли государства и общества в стимулировании и поддержке правовой культуры гражданина; о роли личных факторов в управлении; об основных правах и обязанностях граждан в сфере государственного управления; о правовых границах возможной деятельности и поведения; об основных формах юридической ответственности; о составах административных правонарушений; о защите административно-правовых отношений; о контроле законности в государственном управлении.
Серьезное внимание уделяется выполнению самостоятельных творческих работ, где студенты учатся конкретно и правильно с юридической точки зрения излагать свои мысли. Формы самостоятельной творческой работы следующие: сообщение (доклад) на семинаре, рецензирование научной юридической литературы, написание рефератов, сочинений, например, «Проблемы России и правовые способы их решения».
Дисциплина «Муниципальное право» дает представление о государственном и муниципальном управлении, регулирующее важнейшие стороны общественной жизни. Целью освоения учебной дисциплины «Муниципальное право» является формирование у студентов законных основ права в условиях рыночных отношений. Современная действительность характеризуется бурным развитием права, поэтому студенты обязаны подходить к решению профессиональных задач с пониманием важности роли права в жизни общества, учитывать возрастающую роль местной власти в удовлетворении потребностей населения муниципальных образований. Знания основ муниципального права дают возможность будущему специалисту профессионально разбираться в потоке информации и применять ее для выполнения своих функций.
Требования к «входным» знаниям, умениям студента, необходимым при освоении данной дисциплины и приобретенным в результате освоения предшествующих дисциплин, включает следующее:
- знать систему муниципального права, муниципально-правовые институты, организационно-правовую и экономическую основу местного самоуправления;
- уметь ориентироваться в данной отрасли права;
- осознавать юридическую ответственность за свои действия.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);
- умение правильно применять нормы права (ПК-10).
В результате освоения дисциплины студенты знают основные понятия муниципального права; источники муниципального права; правовое регулирование государственного управления и административной ответственности; гарантии законности и способы обеспечения законности в сфере государственного управления (ОК-2). Они умеют применять на практике принципы и нормы российского законодательства; реализовать навыки по использованию правовых знаний в служебной деятельности; использовать методы правового воздействия на окружающие человека социальные и трудовые отношения; квалифицированно работать с основными источниками российского законодательства (ОК-4).
При изучении учебной дисциплины «Правовое обеспечение инновационной деятельности» бакалавры разрешают основные задачи по уяснению правовых норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность, защите результатов интеллектуального труда, правовую проблему охраны и использования интеллектуальной собственности. Кроме того, учитывая, что бакалавры будут работать в области управления инновациями зачастую с такими продуктами, которые являются результатами интеллектуального труда, то особую важность для них представляют правовые проблемы охраны и использования интеллектуальной собственности.
Разработка рабочих программ этих учебных дисциплин автором базировалась на концепциях юридической безопасности А. А. Тер-Акопова [3] и правовой безопасности Б. В. Дрейшева [1]. Оба подхода выделяют значимость юридической защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, юридического обеспечения видов социальной безопасности как реализации законных прав, свобод и интересов личности, общества, государства.
Содержание рабочих программ нацелено на решение важнейшей задачи — развитие правового сознания у студентов, поскольку внедрение правовых норм в реальную практику общественных отношений достигается развитием правового сознания, сознательности граждан, авторитетом общественного мнения и принудительной силой закона с помощью государственных правоохранительных органов. Правовое сознание становится действенной силой, когда органически взаимодействует с сознанием гражданским и нравственным. Гражданская сознательность помогает студентам понять сущность и общественное значение правовых норм, направленных на защиту интересов общества и его граждан. Нравственное сознание способствует глубокому усвоению правовой нормы, нравственным отношением к ней, стимулирует общественно ценное поведение. Оно позволяет увидеть и осознавать ту границу нравственного поведения, за пределами которой начинаются безнравственные и противоправные поступки. Привычная ложь, обман, мелкий шантаж — дорога к припискам, взяточничеству, воровству, мошенничеству.
Анализ зачетов, экзаменов на ряде факультетов: экономическом, факультете производственного менеджмента и инновационных технологий, экологии, электротехническом, инженерно-строительном позволил увидеть общий рост правовой компетенции будущих специалистов, осознания ими юридического образования как необходимой составляющей их профессионализма, повышение уровня правовой грамотности студентов. Наблюдается рост удовлетворенности качеством процесса преподавания правовых дисциплин, развитие навыков работы с различными правовыми источниками информации, обогащение личного профессионального глоссария.
Ответы студентов были достаточно полны по содержанию. Допускались малосущественные фактические ошибки и неточности в ответах, но они исправлялись студентами в ходе ответа на дополнительные вопросы. Иногда незначительно нарушалась логика рассуждений и доказательств, но она восстанавливалась в ходе рассуждений. Результаты получены положительные. 100 % студентов получили оценки «отлично» и «хорошо». Однако, обозначились трудности, возникающие у части студентов, связанные с недопониманием значимости юридических знаний, соотнесения полученных знаний с требованиями их будущей профессиональной деятельности. Они еще недостаточно осознают важность выбора правовых средств, способов, необходимых для разрешения личностных проблем.
В дальнейшем для развития правовой компетенции следует больше обратить внимание на воспитание чувства личной ответственности за результаты своего труда, формирование устойчивого интереса и поддержание постоянной мотивации к процессу обучения [2]. Обогащая процесс профессионализации будущих специалистов, важно научить студентов самим добывать информацию, что позволит им в дальнейшем гибко реагировать на постоянно изменяющиеся условия социума.
Литература:
1. Дрейшев Б. В. Правовая безопасность и проблемы ее обеспечения // Правоведение. — № 2. — 1998. — С. 11–19.
2. Лодкин А. Е. Правовые дисциплины в образовательном контексте технического вуза // Вузовская наука — региону: Материалы десятой всероссийской научно-технической конференции. Вологда, 2012. — С. 86–88.
3. Тер-Акопов А. А.. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации (Основы концепции) // Государство и право. — № 9. — 2001. — С.11–18.