Рабочая программа учебной дисциплины «Историческая экономика и право» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Среднее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (33) апрель 2021 г.

Дата публикации: 13.03.2021

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Павлова, Д. Ю. Рабочая программа учебной дисциплины «Историческая экономика и право» / Д. Ю. Павлова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 2 (33). — С. 68-74. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6150/ (дата обращения: 16.12.2024).



1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (далее — ОПОП) согласно примерной образовательной программы в соответствии с ФГОС по смежным специальностям «история», «экономика», «право».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Историческая экономика и право» включена в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина. Изучением дисциплины достигается формирование у студентов представления о единстве успешной профессиональной деятельности в истории, экономике и правовых дисциплинах. Данная программа предназначена для преподавания в ссузах как дисциплина по выбору, а также допобразование в10–11 классах с углублённым изучением гуманитарных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

По истории и экономике:

– формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;

– Знать и понимать эволюцию хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития в контексте; исторического развития

– производительных сил и характера экономических отношений; социальные движения со свойственными им интересами, целями и противоречиями

По праву:

– формирование у обучающихся системы базовых правовых норм права, на основе осмысления общественного развития, истории человечества

– акцент на сравнении процессов, происходивших в различных странах, показ общеправовых тенденций и специфики отдельных стран.

1.4 Результатом освоения дисциплины является овладение обучающимися общими (ОК) компетенциями:

– ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

– ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

– ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

– ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

– ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

– ПК-1 способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения.

– ПК-2 Способен анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, правовых аспектах

– ПК-3 Способен осознавать социальную значимость своей профессии, ее роль в формировании массового сознания.

– ПК-4 способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты.

– ПК-5 способен толковать различные правовые акты

– ПК- 6 способен использовать основные положения и методы исторических, правовых и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Структура и содержание учебной дисциплины

Объём учебной нагрузки;

1

Семинарские занятия

12

2

Самостоятельная работа

12

3

Подготовка к экзамену

12

4

Итого

36

Результаты оцениваются по пятибалльной системе:

Оценка «Отлично» — 90–100 балов

Оценка «Хорошо» — 70–89 баллов

Оценка «Удовлетворительно» — 50–69баллов

Оценка «Неудовлетворительно» — менее 50 баллов

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Историческое экономика и право»

Наименование раздела

Тема

Уровень освоения

Количество часов

1

Древний Восток

Аналы царя Кушера Астасена

Труд рабов на золотых рудниках в Куше

Социально-Экономические отношения в Шумере по памятникам древнейшего законадательства и частоправовым документам

“Экономика и внешняя политика в период расцвета Урарту

Социально экономические отношения в государстве Ахемедидов в VI-V в. До н.э

1

2

Индия и Китай

Общественные отношения по Артхаштре Каутильи

Внешние атрибуты принадлежности к социальному рангу

Принцип равенства людей перед законом

1

3

Древняя Греция и Рим

О рабовладельческой демократии в Афинах

Метод реконструкции условий жизни греков в прошлом.

Идеология рабовладельцев

Гомеровская Греция

Землевладение в период распада родового строя

Труд рабов- Одиссея

Продажа свободных людей в рабство

Наемный труд

Торговля

Морские предприятия греков

Архаическая Греция

Индивидуальное хозяйство Гесиода

Первое массовое применение труда рабов на острове Хиосе

Колонизация и развитие хозяйственной жизни

(Фукидит)

Колонизация греками о. Фасоса

Колонизация греками Сицилии

Имущественные отношения среди спартанцев

Реформы Солона

Закон о земельном максимуме

Ремесленное производство основанное на труде рабов в конце пеллопонеской войны

Восстание рабов и демократическое движение в Риме во II-I в до н.э

№ 25,27,28–29

Римский денежный капитал в провинциях

Эксплуатация провинций

Кризис римской империи

№ 94–99

1

4

Средние Века (Европа)

Солическая правда;

XLVI. о передаче имущества

LV1II. О ГОРСТИ ЗЕМЛИ

LIX. ОБ АЛЛОДАХ

Великая хартия вольностей. §2–7,25

Трактат о законах и обычаях в Англии

Глава VI.

§1.0 первом (основном) делении лиц

Глава XII.

О вещах и делении вещей.

Глава XXVIII.

§ 1. В отношении того, что заявляют о свободном держании (фригольде) и какое может быть выдвинуто возражение

(exceptio) против этого

§ 2. О различных видах держаний

§ 5. О вилланских держаниях

Тяжба по поводу обязанностей промежуточного лорда по отношению к его вассалу

1225 год. Судебные разбирательства в Вестминстере Суд Общих Тяжб

Тяжба о вилланских повинностях и свободном статусе 1224 год. Суд Общих Тяжб

Дело держателей Манора Тависток

(а) Разбирательство в 1279–80 гг.

Тяжба между Эдмундом Мортуомари и жителями (города) Монтгомери из-за общинных земель разъездной суд в Уэльсе в 1303 году

Тяжбы по поводу огораживаний и прав свободных держателей на пользование общинными угодьями

Законы о рабочих 1349–1350 годов

Возобновление закона короля Генриха в пользу (светских) сеньоров императором Фридрихом II, 1232 год.

Саксонское зерцало (земское право)

Статья 14,27,31,34,35

1

5

Древняя Русь

Договор Руси с Византией 911,944,971. Историко- правовой обзор.

Русская Правда

Все статьи и Историко-правовой обзор.

Русская Правда по Троицкому I списку

Русская Правда по Толстовскому IV списку и Приложения (Дополнительные статьи в тексте пространной редакции русской правды пушкинской и карамзинской групп списков)

1

6

Русское государство

Cудебник 1497

Ст8, 10–11,13 15–16,20 22–23

40,46–47 54–55–57

61–65

Cудебник 1550

Ст 46, 93–95

Соборное уложение 1649

ГЛАВА V

О денежных мастерех, которые учнут делати воровские денги

О проезжих грамотах в и(ы)ные государьства

ГЛАВА XI

Суд о крестьянex

а в ней 34 статьи

ГЛАВА XVI

О ПОМЕСТНЫХ ЗЕМЛЯХ

а в ней 69 статей

ГЛАВА XVII

О ВОТЧИНАХ

а в ней 55 статей

ГЛАВА XXV

Указ о корчмах

а в нем 21 статья

1

7

Российская империя

Правительственная программа отмены крепостного права. Об основаниях которые должны служить руководством при рассмотрении Губернских Комитетов

П. А. Валуев о внутреннем состоянии России

Н. Г. Чернышевский мемориалы для решения крестьянского вопроса

Глава2 Подготовка рефрм1861.

1

8

СССР

Конституция 1936

Глава Х

Основные права и обязанности граждан

Глава V

Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик

Конституция 1977

Глава 2. Экономическая система

Глава 6. Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7. Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

1

9

Английская Буржуазная Революция

Индепенденская республика:

Экономические и социальные предпосылки революции (на примере суконной промышленности.

Отчёт королевской комиссии о суконной промышлености,1640 г

Петиция о праве

Акт о продаже владений маноров и земель, ранее принадлежавших бывшему королю, королеве и наследному принцу.

Акт об осушении большой топи.

Движение диггеров:

Свет, сияющий в Бэкингемшире, или раскрытие великой главной причины всякого рабства во всем мире, и особенно в Англии, изложенное в форме декларации многих благонамеренных людей страны ко всем бедным и угнетенным сельским жителям Англии и предназначенное также к сведению теперешней предводительствуемой лордом Ферфаксом армии, 5 декабря 1648 г.

Акт об увеличении торгового флота и поощрении мореплавания Английской нации.

Инструкция комиссарам по землеустройству и в Ирландии

3

10

Война за независимость Америки

Состояние сельского хозяйства в колониальный период:

Доклад Джеймса Глена- губернатора Южной Королины о выращивании риса и идинго.

Описание культуры табака и проблем, стоящих перед плантаторами.

Доклад Петра кельма о кукурузе.

Доклад губернатора Генри Мура министру торговли о Ню-Йрских мануфактурах

Из доклада Френсиса Бернарда министерству торговли о манофактурах в Масасчусетсе

1

11

Великая Буржуазная Французская Революция

Декрет о национализации церковного имущества 2 ноября 1789

Закон о порядке упразднения феодальных прав 15марта-3 мая 1790

Закон относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии (Закон Ле-Шапелье) (Франция, 14–17 июня 1791)

Закон относительно собраний рабочих и ремесленников одного и того же состояния и одной и той же профессии (Закон Ле-Шапелье) (Франция, 14–17 июня 1791)

Конституция 3 сентября 1791 года: «О государственных налогах»

Декрет законодательного собрания о способе выкупа феодальных повинностей» 25 августа1792

Декрет об общинных землях 28 августа 1792

Декрет законодательного собрания по продовольственному вопросу 4 мая 1793

Декрет о безвозмездном уничтожении феодальных прав 17 июля 1793

1

12

Конституции буржуазных стран

Вводные статьи ко всем конституциям

Конституция Бельгии 1831

Конституция

Конституция Герцогства Люксембург

1868

Конституция Ирландии 1926 Финансовые законопроекты.

Частная собственность

Конституция Французской республики 1946 год

Основной закон ФРГ 1949

Указ о публикации текста пересмотренной конституции 1956 года, Конституция Нидерландов

1

3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1. Материально-техническое обеспечение:

Для реализации учебной дисциплины имеется в наличии учебный кабинет, свободная аудитория.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, экран, средства программного обучения

3.2. Информационное обеспечение обучения

4. Виды контроля и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Формы и методы контроля и оценки обучения

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Элементы компетенций

«Эссе–экономические, имущественные права и свободы в…»

Экзамеционный проект:

«Личности в истории»

Презентация о жизни и деятельности одного из исторических деятелей:

– Адам Смит

– Альфред Маршалл

– Джон Мейнард Кейнс

– Николай Кондратьев

Поект выполняется в группе от 2 до 5 человек.

Работа оформляется шрифтом Times New в Power point

Roman. Размер шрифта — 14 Междустрочный интервал — 1,5.

– Наличие и защита проекта является обязательной для выставления итоговой оценки по дисциплине

2–3

ОК -02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ПК-1 способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения.

ПК-2 Способен анализировать и содержательно объяснять исторические явления и процессы в их экономических, правовых аспектах.

ПК-5 способен толковать различные правовые акты

ПК- 6 способен использовать основные положения и методы исторических, правовых и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

Литература:

  1. Галерея экономистов http://economicus.ru/
  2. М. В. Конотопов экономическая история мира в 6 томах// М.2015
  3. М. В. Конотопов, С. И. Сметании история экономики зарубежных стран //М. 2003
  4. Ю. М.Самохин Экономическая история России: Учебное пособие //М. 2001
  5. М. И. Абдулаев Теория государства и права. Учебник для вузов// М.2001 (раздел II главы 2–4)
  6. А. В. Малько, Н. И. Матузов Теория государства и права//М. 2004
  7. В. П. Гавриков Основы теории государства и права: теория права// Калуга 2016(Раздел I)
  8. М. Н. Прудников История государства и права зарубежных стран// М.2013
  9. Судебник 1447 года
  10. Судебник 1550 года
  11. Соборное уложение 1649 года
  12. Конституция СССР 1936 года
  13. Конституция СССР 1977
  14. Русская Правда
  15. Хрестоматия по истории СССР 1861–1817 //М.1990
  16. Хрестоматия по Истории стран Востока в 2-х томах//М. 1980
  17. Хрестоматия памятников феодального государства и права//М.1961
  18. Хрестоматия по истории Древнего Мира. Греция и Эллинизм в 3-х томах по ред В. В. Струве//М. 1951
  19. Конституция буржуазных государств Европы// Кублицкий Ф. А. М.1957 год

Похожие статьи

Методические аспекты преподавания дисциплины «Информационный менеджмент»

Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач»

Методика преподавания курса «Информатика и информационные технологии» (для специальности «юриспруденция»)

Современные педагогические технологии в предметной области «Технология»

Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География»

Вопросы подготовки бакалавров экономики на основе курса «Организация производства на предприятии (организации)»

Методика преподавания дисциплины «Прикладная механика» в рамках формирующейся формы тотального дистанционного образования

Предмет «Современная зарубежная музыка» и его значение в профессиональной подготовке магистров педагогических вузов

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения истории»

Практическое значение предмета «История политических и правовых учений» для начинающего юриста

Похожие статьи

Методические аспекты преподавания дисциплины «Информационный менеджмент»

Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач»

Методика преподавания курса «Информатика и информационные технологии» (для специальности «юриспруденция»)

Современные педагогические технологии в предметной области «Технология»

Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География»

Вопросы подготовки бакалавров экономики на основе курса «Организация производства на предприятии (организации)»

Методика преподавания дисциплины «Прикладная механика» в рамках формирующейся формы тотального дистанционного образования

Предмет «Современная зарубежная музыка» и его значение в профессиональной подготовке магистров педагогических вузов

Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения истории»

Практическое значение предмета «История политических и правовых учений» для начинающего юриста

Задать вопрос