Практическое значение предмета «История политических и правовых учений» для начинающего юриста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 04.05.2017

Статья просмотрена: 3149 раз

Библиографическое описание:

Акимова, И. В. Практическое значение предмета «История политических и правовых учений» для начинающего юриста / И. В. Акимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 197-200. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43086/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современная образовательная программа высших учебных заведений в Российской Федерации неизменно отвечает требованиям образовательных стандартов. В зависимости от специализации вуза, направления подготовки и ступени образования, имеются специфические требования. Есть предметы по специализации, а есть общего плана. Причем, важное значение имеют оба модуля.

Цель любого высшего учебного заведения — это подготовка профессиональных специалистов того или иного профиля, с глубокими и основательно закрепленными теоретическими знаниями. Такие знания не могут и не должны ограничиваться только специализирующими предметами. В практической работе постоянно возникает необходимость применять знания из околопрофильных дисциплин. Они играют смежную роль, но очень часто их место является основополагающим для направления профессии.

В порядке подтверждения и доказывания настоящего утверждения целесообразно рассмотреть место и значение предмета такой дисциплины как «История политических и правовых учений» (далее — ИППУ), изучаемой в магистерской программе юридических вузов.

Предмет ИППУ не случайно начинают изучать с начала первого курса магистратуры. Для начала, необходимо дать определение предмету. Это научная и учебная дисциплина, рассматривающая закономерности развития политико-правовой теории, концепции права и государства, существовавшие и существующие ныне в истории юриспруденции. В основе дисциплины лежат взгляды и доктрины на природу государства и права в мировой истории.

Всемирная история политических и правовых учений — это важнейшая составляющая духовной и нравственной культуры человеческой цивилизации. Для учащихся по программе магистратуры юридического вуза знание истории политических и правовых взглядов становиться культурно и практически необходимо. В этой дисциплине сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, этапы и итоги предыдущих исследований проблем прав и свобод, становление и эволюция законодательства, методы политического регулирования, политика власти.

Накопленный мировой опыт хорошо показывает начинающему исследователю качество и результаты, эффективность и приемлемость той или иной политико-правовой доктрины. Насколько она результативна или безжизненна оказалась на практике. Это тот самый случай, когда теоретические воззрения и концепции выдерживают или не выдерживают проверку на практике, проверку временем. Из анализа той или иной политико-правовой школы или отдельного взгляда автора возможно увидеть фактический результат.

Отсутствие такой дисциплины в преподавании учащимся юридических вузов не позволит им увидеть плюсы и минусы правовых позиций во всем их многообразии. Начинающему юристу необходимо обзорно изучить своих предшественников, понимать их аргументацию, знать причинно-следственные связи. Такой познавательный опыт, идеи и достижения прошлого необходимы в современном обществе. Политические и правовые воззрения и ориентиры помогут уверенно работать в наши дни.

В своих попытках осмыслить настоящее и найти пути к лучшему будущему начинающие юристы всегда будут обращаться к прошлому. Искать в нем ответы на многие актуальные болевые вопросы, к исторически апробированным положениям, принципам и ценностям. Это не дань прошлому, не традиционное преклонение перед авторитетами, а необходимый способ решения текущих проблем. Это правильный способ отделить нежизнеспособные и даже опасные правовые механизмы от полезных и действующих, безотказных.

В этом отношении становиться легко ориентироваться в прогрессивных и регрессивных, конструктивных и деструктивных методах правового регулирования, в современной политике государств.

Сам предмет методологически сложным не является. Он традиционно разделен на исторические эпохи и научные школы, содержит взгляды и работы отдельных ученых. Каждое учение несет в себе комплекс взглядов и мыслей на тот или оной предмет государства и права, на ту или иную сторону общественной жизни эпохи. В конечном итоге, мы видим весь процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.

Предмет дает возможность понять, как в борьбе и столкновении разных позиций шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о праве, свободе, обязанностях, справедливости, об оптимальном государственном устроении, о человеке, о его отношениях с властью.

В этом ракурсе предмет ИППУ имеет в том числе познавательное, просветительское, ценностное, воспитательное, духовно и профессионально дисциплинирующее, общекультурное значение. Задача дисциплины состоит в освещении основных положений всемирной истории политической и правовой мысли.

В системе юридических наук и дисциплин, в современной системе юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной. Одновременно, она смежна с историческим и юридическим профилем. Введена в систему образования в первом и во втором случае. Эта особенность обусловлена тем, что в рамках юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет — эволюция возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

В значении «учение» в данной дисциплине предполагается по существу различные формы теоретического осмысления и фиксации исторически возникших и развивавшихся знаний. Это те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых сконцентрировано логическое и понятийное выражение исторического процесса, углубление познания политических и правовых учений мировой цивилизации.

В общей сумме политико-правовых знаний прошлого и настоящего на сегодняшний день, уже недопустимо отделить им в науке второе место по их культурному, нравственному и образовательному значению. Как теоретически оформленные комплексы знаний они по своему гносеологическому уровню и характеру отличаются от других форм выражения политической и правовой деятельности. Они имеют научную и методологическую структуру.

Соединение в рамках единой юридической дисциплины, которая преподается по программе магистратуры обусловлено связью политических и правовых явлений, соответствующих понятий и определений, подтверждает наличие тесной внутренней взаимосвязи политических и правовых явлений, особенно явно это прослеживается в специфических предметно-методологических позициях юридической науки как системной науки о праве и государстве.

Еще одна особенность предмета заключается в том, что политические учения прошлого представлены в образовательных программах не как история как таковая, не как государствоведение, а в качестве соответствующих теоретических исследований проблем государства как специфического типа политически организованного общества. Государства, как особого типа политического явления и учреждения со всеми его проявлениями, отношений и институтов. Во взаимосвязи и взаимодействии с обществом. Т. е., как проблематика теории государственности, изучаемая различными научными школами, направлениями и отдельными авторами.

Кроме того, правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции со всеми ее отраслями, методологическими приемами, догматическим анализом, а преимущественно в виде теоретических концепций права, этапов становления законодательства. В этом случае, освещается природа, понятия, сущность и ценности, функции и роль специфических явлений общественной жизни той или иной эпохи или государства.

Такой подход относится в основном к сфере общей теории права или философии права. Однако, подобные проблемы в истории правовой мысли часто ставились и анализировались и на исключительно правовом материале отраслевого научного характера. Теперь об этом подробнее.

Именно в своем общеправовом значении проблемы частного или отраслевого характера приобретают существенное значение для характеристики правового и политического состояния преподавание научной дисциплины. Тем самым входят в область истории политических и правовых учений. На пример, по вопросу преступления и наказания, вине и форме ответственности, субъектности права, формах общественных организаций, роли и полномочиях судебных органов, источников судебных доказательств и способах доказывания, формах и направлениях административной деятельности, и т. п.

В данном случае, мы рассматриваем историю политических и правовых учений как юридическую дисциплину, преподаваемую в юридических вузах. По крайней мере, в этой ее части. Юристы мыслители прошлого оставили свое наследие для потомков с целью принести им практическую пользу. Обобщить и передать накопленные знания и заключения.

Однако, кроме юристов-мыслителей, значительный вклад в историю и содержание дисциплины внесли и другие представители гуманитарных наук, прежде всего философы и историки. Назовем наиболее ярких из них. Это Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Фома Аквинский, Николо Макиавелли, Томас Гобс, Иммануил Кант, Джон Лок, Гегель. Из списка интереснейших ученых отечественной истории политических и правовых учений важно отметить Николая Александровича Бердяева, Александра Ивановича Герцена, Ивана Александровича Ильина, Василия Осиповича Ключевского, Сергея Андреевича Муромцева, Павла Ивановича Новгородцева, Александра Николаевича Радищева, Владимира Сергеевича Соловьева, Бориса Николаевича Чичерина, Михаила Михайловича Щербатова и ряд других видных деятелей русской науки, которые как таковыми юристами не являлись, но внесли неоценимы вклад в общую основу и содержание дисциплины.

История политических и правовых учений подчиняется принципу научного историзма. А именно. При изложении генезиса воззрений, при его изучении учитывается последовательность исторических эпох, раскрываются причинно-следственные связи прошлого и будущего, по научным критериям сопоставляются и сравниваются учения и взгляды. Это позволяет изучить все эпохи и цивилизации на пути их государственного, исторического и политического усложнения. Увидеть связь эпохи с ее теоретическим осмыслением и проблематикой.

Отдельно следует отметить вклад ученых марксистской школы. Ее основоположники оставили большое наследие для исследователей последующих эпох.

В должной мере учитывая роль философии в развитии политической и правовой мысли, следует, однако, иметь в виду методологическое своеобразие политической и правовой мысли, обусловленное спецификой политических и правовых явлений как особых форм реальной действительности и объектов научного исследования.

Предметное своеобразие различных смежных дисциплин — это вопрос открытый, дискуссионный. Невозможно определить четкие границы из научного содержания. Очевидно одно — это их взаимопроникновение и взаимная связь, взаимное влияние. Исходя их этого теоретического посыла, становится очевидным необходимость комплексного изучения. Включение в образовательные программы юридических вузов такого предмета как история политических и правовых учений является основообразующим компонентом национальной образовательной системы.

Несомненное практичное удобство дисциплины заключается в том, что колоссально объемный теоретический материал сжат в ней до наиболее характеризующих важных выдержек, ссылок и обзоров. Большинство книг о политических доктринах прошлого состоят из объяснений классических работ и комментариев к ним. И они предназначены для чтения вместо этих работ или выдержек из них либо в сочетании с подобными произведениями и отрывками.

Далее, если возникает интерес к тому или иному направлению, автору, появляется возможность расширить и углубить знания именно по этому содержанию. Приступить к изучению теории самостоятельно.

Невозможно теоретическое осмысление и освоение профилирующего предмета без базовых дисциплинарных основ. Мыслители прошлого оставили нам не просто свои труды, но и передали опыт жизнеспособности или тщетности тех или иных научно-правовых и государственных концепций. Передача знаний и опыта нашим современникам и нашим потомкам — это сохранение культурного, нравственного и исторического опыта человеческой цивилизации, от эпохи к эпохе.

Для выработки юридически правильной рациональной позиции начинающему юристу необходима теоретическая опора. Для формирования нравственно здоровой гуманной позиции важно видеть исторический и культурный срез накопленного опыта. Все это позволит избежать излишних ошибок и недоразумений в профессиональной деятельности и карьерном росте. Принимать правильные решения типичных проблем политического властвования и правового регулирования, которые встречаются в современной государственной жизни в России и за рубежом.

Именно студентам предстоит строить и интегрировать новые явления в политической, правовой и общественной жизни общества. Уметь соответствовать возрастающим требованиям, оперативно реагировать на новые явления в современном обществе. С опорой на знания о политических и правовых учениях прошлого, делать это станет интереснее и менее болезненно. Знания по этой научной дисциплине позволяют быть полноценно грамотным и просвещенным специалистом высшей ступени образования.

Такой познавательный труд полезен. Качественная организация государства может быть создана только тогда, когда знают, как ее добиться люди, оказывающие значительное влияние на общественные настроения. Усвоение политических и правовых идей прошлого привносит несомненную пользу студентам вузов, постигающим юриспруденцию.

Литература:

  1. История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Издательство НОРМА, 2001. — 352 с.
  2. С. А. Дробышевский Политическая организация общества и право, как явления социальной эволюции / С. А. Дробышевский. Красноярск, 1995. — 296 с.
  3. П. И. Новгородцев Об общественном идеале. М., 1991. С. 134.
  4. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969.
  5. История политических и правовых учений / Под ред. М. В. Цыбульской. — М.: 2003. — 111 с.
  6. История политических и правовых учений / Под ред. И. Ф. Манича. М.: — Юрайт-Издат, 2007. — 208 с.
  7. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. — М.: Юридическая литература, 1997. — 576 с.
Основные термины (генерируются автоматически): история политических, дисциплина, знание, теоретическое осмысление, учение, научная дисциплина, правовое регулирование, современное общество, человеческая цивилизация, юридическая дисциплина.


Похожие статьи

Предмет «Современная зарубежная музыка» и его значение в профессиональной подготовке магистров педагогических вузов

Формы и методы самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла

Рабочая программа учебной дисциплины «Историческая экономика и право»

Значение курса «История узбекской музыки» в профессиональной подготовке будущих учителей музыки в общеобразовательной школе

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

Актуальные проблемы современной русской речи как темы научных работ учащихся

Психологические основы рабочей программы изучения курса изобразительного искусства

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Практико-методические функции применения ИКТ и технических средств обучения в вузах Узбекистана

Роль и содержание курса «Математическая логика» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки»

Похожие статьи

Предмет «Современная зарубежная музыка» и его значение в профессиональной подготовке магистров педагогических вузов

Формы и методы самостоятельной работы студентов при изучении дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла

Рабочая программа учебной дисциплины «Историческая экономика и право»

Значение курса «История узбекской музыки» в профессиональной подготовке будущих учителей музыки в общеобразовательной школе

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

Актуальные проблемы современной русской речи как темы научных работ учащихся

Психологические основы рабочей программы изучения курса изобразительного искусства

Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики

Практико-методические функции применения ИКТ и технических средств обучения в вузах Узбекистана

Роль и содержание курса «Математическая логика» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки»

Задать вопрос