Юридическая педагогика как разновидность общей педагогики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 ноября, печатный экземпляр отправим 20 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.

Дата публикации: 27.10.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Алексеева, П. М. Юридическая педагогика как разновидность общей педагогики / П. М. Алексеева, И. В. Ершова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118726/ (дата обращения: 07.11.2024).



В статье авторы рассматривают юридическую педагогику, как разновидность общей педагогики. Выделяют ее определение, цель, предмет, задачи, а также отдельный комплекс необходимых компетенций для ее успешного преподавания.

Ключевые слова: юридическая педагогика, юридическое образование, юридическая наука, отрасль педагогики.

Термин «педагогика» имеет греческие корни и состоит из двух слов — «дитя» и «вести» [1, с. 24]. Юридическая педагогика является отраслью педагогики, включающей в себе аспекты, свойственные для педагогики как явления, но преломляемые в силу особенностей конкретного обучения.

Педагогика изучает сложившиеся и складывающиеся особые педагогические системы, выводя общие закономерности, признаки и условия, определяющие их, что позволяет понять, является ли та или иная предлагаемая идея продуманной системой или просто набором слабо взаимосвязанных идей и рекомендаций [7, с. 87]. Следовательно, юридическая педагогика, как отрасль педагогики, изучает сложившиеся педагогические системы в сфере юридического образования, выявляя существующие закономерности, намечающиеся тенденции.

Схожие определение дает Попов Е. Б., определяющий юридическую педагогику как разновидность профессиональной педагогики, которая является междисциплинарной областью научного знания на стыке педагогического и юридического знания и целенаправленно занимается исследованием систем и процессов юридического образования [6, с. 16].

Соответственно, как выделяет Грудцына Л. Ю., предметом юридической педагогики являются педагогические факты, закономерности и механизмы образования, обучения, воспитания и развития, присущие правовой сфере, действующие в обществе и влияющие на нее, на состояние законности и правопорядка, на деятельности юридических органов и их персонала [4, с. 143].

Исходя из предмета, можно выделить задачи юридической педагогике. Коровяковский Д. Г. говорит о том, что задач юридической педагогики — отобрать и обосновать выбор конкретного содержания для каждой ступени юридического образования [5, с. 50]. Конкретное содержание должно включать в себя: а) юридические знания и способы их применения; б) необходимые умения и навыки юридической деятельности: в) опыт творческой деятельности в сфере юриспруденции; г) ценностно-эмоциональные отношения и опыт юридического обращения.

Более широкий круг задач перечисляет Столяренко А. М. Согласно ему, основными задачами юридической педагогики являются:

– изучение истории развития юридико-педагогического знания и его использования в обществе и органах правопорядка;

– разработка методологии, методики юридико-педагогического познания;

– создание научной картины педагогической реальности, которая присуща правовой сфере общества, системе органов правопорядка, ее парадигмы и понятийно-категориального аппарата;

– проведение педагогических исследования по актуальным проблемам законотворческой, правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной деятельности, создание адекватных юридико-педагогических теорий с их дифференциацией по основным направлениям юридико-педагогической работы;

– теоретическая и прикладная разработка многоступенчатой и развернутой системы правового воспитания населения и сотрудников правоохранительных органов, правовой пропаганды и агитации, правовоспитательных аспектов деятельности средств массовой информации, искусства, культуры, трудовых коллективов, семьи;

– участие в создании системы педагогического обеспечения правотворческой деятельности, деятельности сотрудников органов правопорядка, разработка форм, методов и технологий его осуществления (педагогическая диагностика, педагогическая экспертиза, педагогическое сопровождение, педагогическое консультирование, педагогическая помощь и др.);

– оказание помощи в повышении эффективности юридического образования, профессиональной подготовки, подготовки к действиям в экстремальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах, педагогическом изучении и использовании опыта действий в них и педагогического обеспечения личной безопасности;

– разработка и совершенствование методик преподавания юридических дисциплин, юридической педагогики, методики педагогического тестирования, научных основ использования компьютерной техники и дистанционного образования при подготовке юристов;

– разработка педагогической системы профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов;

– разработка педагогической системы подготовки педагогов-практиков, специалистов по юридико-педагогическим проблемам, а также оказание научно-практической и методической помощи тем из них, кто непосредственно работает в практических структурах органов правопорядка;

– обеспечение послевузовского образования и подготовки научно-педагогических кадров, дипломированных специалистов по юридико-педагогическим проблемам и работников структур, занимающихся ими;

– изучение зарубежного опыта решения юридико-педагогических проблем, полицейской педагогики, а также возможностей и путей его использования в условиях современной России [8, с. 20–21].

Исходя из своего назначения, выполняемых задач, юридическая педагогика выполнят ряд важных функций. Согласно Грудцыной Л. Ю. это:

– научно-теоретическая, которая изучает сущность педагогических процессов и явлений юридической науки, структуру, механизмы и специфику формирования человека в процессе целенаправленного воздействия и взаимодействия, условия благоприятной среды для полного раскрытия потенциала каждой личности, включенной в это взаимодействие;

– конструктивно-техническая, которая обеспечивает разработку методик и технологий исследуемых явлений и процессов юридической науки;

– прогностическая, которая призвана четко отслеживать перспективы развития всей науки, ее направлений, появление и развитие новых [3, с. 188].

Как выделяет Алексеева П. М., преподавание в современном вузе — это не только и не столько трансляция студентам своих знаний, это целый комплекс необходимых компетенций [2, с. 41]. Этот комплекс можно приставить в виде следующих элементов:

– знание основ проектной деятельности и умение эффективно планировать и использовать рабочее время;

– творческий подход к процессу обучения;

– интеграция иностранного языка в преподаваемые дисциплины;

– уверенная работа с современными технологиями;

– организация дистанционного обучения.

Представляется, что все выше названные элементы в полной мере соответствуют юридической педагогике. Интеграция иностранных языков, например, позволит студентам юридических направлений более полно познавать международное право, осуществлять профессиональный сравнительно-правовой анализ. В свое время бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан относительно преподавания международного права для студентов юристов высказал следующую мысль: «Международное право не может, да и вряд ли могло когда-то, рассматриваться как факультативный предмет, который юристы могут изучать, а могут и не изучать». В свою очередь внедрение творческого подхода позволит студентам более полно освоить предмет соответствующей дисциплины. Это, например, написание проектов нормативных актов, исков, административных протоколов, написания эссе на современную правовою проблематику. В этом же ключе стоит включить проведение разного рода игр на правовую тематику. Все это требует качественной, основанной на современных подходах, юридической педагогике.

Литература:

  1. Алексеева П. М. Правовые основы преподавания педагогики магистрантам направления подготовки «Юриспруденция» / П. М. Алексеева. — Текст: непосредственный // ЗАКОН. ПРАВО. ГОСУДАРСТВО. — 2022. — № 3. — С.23–26;
  2. Алексеева П. М. Тенденции развития преподавательской деятельности в современном вузе / П. М. Алексеева. Текст: непосредственный // Закон. Право. Государство. — 2021. — № 1. — С. 40–42;
  3. Грудцына Л. Ю. Исторические особенности возникновения и становления педагогических идей и традиций юридического образования в России / Л. Ю. Грудцына. Текст: непосредственный // Образование и право. — 2016. — № 3. — С. 183–190;
  4. Грудцына Л. Ю. Педагогическая деятельность и юридическая педагогика: постановка проблемы / Л. Ю. Грудцына. — Текст: непосредственный // Образование и право. — 2016. — № 5. — С. 142–145;
  5. Коровяковский Д. Г. Философско-правовые аспекты развития юридической педагогики как вида отраслевой педагогики / Д. Г. Коровяковский. — Текст: непосредственный // Образование и право. — 2014. — № 11–12. — С. 46–53. С. 50.
  6. Попов Е. Б. Основы педагоги: Учебное пособие для слушателей магистратуры по направлению «Юриспруденция» / Е. Б. Попов. — 2-е изд. — Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2017. — 132 с. — Текст: непосредственный;
  7. Сангаджиев Б. В. Технологии юридической педагогики в России / Б. В. Сангаджиев. — Текст: непосредственный // Право и управление. — 2021. — № 1. — С. 86–91;
  8. Столяренко А. М. Юридическая педагогика. Курс лекций / А. М. Столяренко. — Москва: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательства «ЭКМОС», 2000. — 496 с. — Текст: непосредственный;
Основные термины (генерируются автоматически): юридическая педагогика, юридическое образование, отрасль педагогики, юридическая наука, задача, педагогическое обеспечение, творческий подход.


Ключевые слова

юридическое образование, юридическая наука, юридическая педагогика, отрасль педагогики

Похожие статьи

Задать вопрос