Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Юридическая педагогика как разновидность общей педагогики

Педагогика
27.10.2024
143
Поделиться
Библиографическое описание
Алексеева, П. М. Юридическая педагогика как разновидность общей педагогики / П. М. Алексеева, И. В. Ершова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 43 (542). — С. 300-302. — URL: https://moluch.ru/archive/542/118726/.


В статье авторы рассматривают юридическую педагогику, как разновидность общей педагогики. Выделяют ее определение, цель, предмет, задачи, а также отдельный комплекс необходимых компетенций для ее успешного преподавания.

Ключевые слова: юридическая педагогика, юридическое образование, юридическая наука, отрасль педагогики.

Термин «педагогика» имеет греческие корни и состоит из двух слов — «дитя» и «вести» [1, с. 24]. Юридическая педагогика является отраслью педагогики, включающей в себе аспекты, свойственные для педагогики как явления, но преломляемые в силу особенностей конкретного обучения.

Педагогика изучает сложившиеся и складывающиеся особые педагогические системы, выводя общие закономерности, признаки и условия, определяющие их, что позволяет понять, является ли та или иная предлагаемая идея продуманной системой или просто набором слабо взаимосвязанных идей и рекомендаций [7, с. 87]. Следовательно, юридическая педагогика, как отрасль педагогики, изучает сложившиеся педагогические системы в сфере юридического образования, выявляя существующие закономерности, намечающиеся тенденции.

Схожие определение дает Попов Е. Б., определяющий юридическую педагогику как разновидность профессиональной педагогики, которая является междисциплинарной областью научного знания на стыке педагогического и юридического знания и целенаправленно занимается исследованием систем и процессов юридического образования [6, с. 16].

Соответственно, как выделяет Грудцына Л. Ю., предметом юридической педагогики являются педагогические факты, закономерности и механизмы образования, обучения, воспитания и развития, присущие правовой сфере, действующие в обществе и влияющие на нее, на состояние законности и правопорядка, на деятельности юридических органов и их персонала [4, с. 143].

Исходя из предмета, можно выделить задачи юридической педагогике. Коровяковский Д. Г. говорит о том, что задач юридической педагогики — отобрать и обосновать выбор конкретного содержания для каждой ступени юридического образования [5, с. 50]. Конкретное содержание должно включать в себя: а) юридические знания и способы их применения; б) необходимые умения и навыки юридической деятельности: в) опыт творческой деятельности в сфере юриспруденции; г) ценностно-эмоциональные отношения и опыт юридического обращения.

Более широкий круг задач перечисляет Столяренко А. М. Согласно ему, основными задачами юридической педагогики являются:

– изучение истории развития юридико-педагогического знания и его использования в обществе и органах правопорядка;

– разработка методологии, методики юридико-педагогического познания;

– создание научной картины педагогической реальности, которая присуща правовой сфере общества, системе органов правопорядка, ее парадигмы и понятийно-категориального аппарата;

– проведение педагогических исследования по актуальным проблемам законотворческой, правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной деятельности, создание адекватных юридико-педагогических теорий с их дифференциацией по основным направлениям юридико-педагогической работы;

– теоретическая и прикладная разработка многоступенчатой и развернутой системы правового воспитания населения и сотрудников правоохранительных органов, правовой пропаганды и агитации, правовоспитательных аспектов деятельности средств массовой информации, искусства, культуры, трудовых коллективов, семьи;

– участие в создании системы педагогического обеспечения правотворческой деятельности, деятельности сотрудников органов правопорядка, разработка форм, методов и технологий его осуществления (педагогическая диагностика, педагогическая экспертиза, педагогическое сопровождение, педагогическое консультирование, педагогическая помощь и др.);

– оказание помощи в повышении эффективности юридического образования, профессиональной подготовки, подготовки к действиям в экстремальных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах, педагогическом изучении и использовании опыта действий в них и педагогического обеспечения личной безопасности;

– разработка и совершенствование методик преподавания юридических дисциплин, юридической педагогики, методики педагогического тестирования, научных основ использования компьютерной техники и дистанционного образования при подготовке юристов;

– разработка педагогической системы профессионально-психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов;

– разработка педагогической системы подготовки педагогов-практиков, специалистов по юридико-педагогическим проблемам, а также оказание научно-практической и методической помощи тем из них, кто непосредственно работает в практических структурах органов правопорядка;

– обеспечение послевузовского образования и подготовки научно-педагогических кадров, дипломированных специалистов по юридико-педагогическим проблемам и работников структур, занимающихся ими;

– изучение зарубежного опыта решения юридико-педагогических проблем, полицейской педагогики, а также возможностей и путей его использования в условиях современной России [8, с. 20–21].

Исходя из своего назначения, выполняемых задач, юридическая педагогика выполнят ряд важных функций. Согласно Грудцыной Л. Ю. это:

– научно-теоретическая, которая изучает сущность педагогических процессов и явлений юридической науки, структуру, механизмы и специфику формирования человека в процессе целенаправленного воздействия и взаимодействия, условия благоприятной среды для полного раскрытия потенциала каждой личности, включенной в это взаимодействие;

– конструктивно-техническая, которая обеспечивает разработку методик и технологий исследуемых явлений и процессов юридической науки;

– прогностическая, которая призвана четко отслеживать перспективы развития всей науки, ее направлений, появление и развитие новых [3, с. 188].

Как выделяет Алексеева П. М., преподавание в современном вузе — это не только и не столько трансляция студентам своих знаний, это целый комплекс необходимых компетенций [2, с. 41]. Этот комплекс можно приставить в виде следующих элементов:

– знание основ проектной деятельности и умение эффективно планировать и использовать рабочее время;

– творческий подход к процессу обучения;

– интеграция иностранного языка в преподаваемые дисциплины;

– уверенная работа с современными технологиями;

– организация дистанционного обучения.

Представляется, что все выше названные элементы в полной мере соответствуют юридической педагогике. Интеграция иностранных языков, например, позволит студентам юридических направлений более полно познавать международное право, осуществлять профессиональный сравнительно-правовой анализ. В свое время бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан относительно преподавания международного права для студентов юристов высказал следующую мысль: «Международное право не может, да и вряд ли могло когда-то, рассматриваться как факультативный предмет, который юристы могут изучать, а могут и не изучать». В свою очередь внедрение творческого подхода позволит студентам более полно освоить предмет соответствующей дисциплины. Это, например, написание проектов нормативных актов, исков, административных протоколов, написания эссе на современную правовою проблематику. В этом же ключе стоит включить проведение разного рода игр на правовую тематику. Все это требует качественной, основанной на современных подходах, юридической педагогике.

Литература:

  1. Алексеева П. М. Правовые основы преподавания педагогики магистрантам направления подготовки «Юриспруденция» / П. М. Алексеева. — Текст: непосредственный // ЗАКОН. ПРАВО. ГОСУДАРСТВО. — 2022. — № 3. — С.23–26;
  2. Алексеева П. М. Тенденции развития преподавательской деятельности в современном вузе / П. М. Алексеева. Текст: непосредственный // Закон. Право. Государство. — 2021. — № 1. — С. 40–42;
  3. Грудцына Л. Ю. Исторические особенности возникновения и становления педагогических идей и традиций юридического образования в России / Л. Ю. Грудцына. Текст: непосредственный // Образование и право. — 2016. — № 3. — С. 183–190;
  4. Грудцына Л. Ю. Педагогическая деятельность и юридическая педагогика: постановка проблемы / Л. Ю. Грудцына. — Текст: непосредственный // Образование и право. — 2016. — № 5. — С. 142–145;
  5. Коровяковский Д. Г. Философско-правовые аспекты развития юридической педагогики как вида отраслевой педагогики / Д. Г. Коровяковский. — Текст: непосредственный // Образование и право. — 2014. — № 11–12. — С. 46–53. С. 50.
  6. Попов Е. Б. Основы педагоги: Учебное пособие для слушателей магистратуры по направлению «Юриспруденция» / Е. Б. Попов. — 2-е изд. — Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2017. — 132 с. — Текст: непосредственный;
  7. Сангаджиев Б. В. Технологии юридической педагогики в России / Б. В. Сангаджиев. — Текст: непосредственный // Право и управление. — 2021. — № 1. — С. 86–91;
  8. Столяренко А. М. Юридическая педагогика. Курс лекций / А. М. Столяренко. — Москва: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательства «ЭКМОС», 2000. — 496 с. — Текст: непосредственный;
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
юридическая педагогика
юридическое образование
юридическая наука
отрасль педагогики
Молодой учёный №43 (542) октябрь 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 300-302):
Часть 5 (стр. 287-353)
Расположение в файле:
стр. 287стр. 300-302стр. 353

Молодой учёный