ФГОС нового поколения о целеполагании в педагогике
Автор: Васильева Татьяна Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 30.06.2014
Статья просмотрена: 6289 раз
Библиографическое описание:
Васильева, Т. С. ФГОС нового поколения о целеполагании в педагогике / Т. С. Васильева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5934/ (дата обращения: 17.12.2024).
Педагогика — одна из древнейших наук, пережившая много теорий, реформ и преобразований. Иногда начинает казаться, что каждая новая реформа — это попытка придумать новые термины и названия для давно известных истин. Самое печальное, что некоторые педагоги так и воспринимают новые государственные стандарты образования. Многим учителям по-прежнему кажется, что можно работать «по старинке», отчитываясь о применении активных методов или ещё чего-либо подобного на своих уроках… И это — большая ошибка! Новые стандарты образования ставят перед педагогикой задачи и цели совершенно иного масштаба: если раньше учитель на уроке решал, прежде всего, предметные задачи, то теперь учитель должен научить ребёнка учиться, сформировать универсальные учебные действия, используя при этом возможности своего учебного предмета. Такой подход к обучению требует от учителя переосмысления роли предметных знаний и собственной роли в учебном процессе, заставляет отходить от привычных схем проведения урока. Для большинства современных педагогов совершенно очевидно, что работать по-старому уже просто нельзя. Но осознание этого факта — это ещё не ответ на вопрос: «А как же работать по-новому?» Вопрос этот очень сложный и заслуживает отдельного рассмотрения, однако, совершенно очевидно, что начинать надо с определения для себя тех целей, которые должны быть достигнуты в ходе педагогического взаимодействия.
Рассмотрим сначала, что же такое цель? Цель — это то, к чему надо стремиться. Цель обязательно должна быть осознана тем, кто её ставит. Чтобы цель стала понятна всем остальным, а, главное, чтобы она была принята ими, её необходимо сформулировать, то есть описать тот результат, к которому надо стремиться. Процесс выбора одной или нескольких целей называется целеполагание. Фактически, целеполагание – это практическое осмысление человеком своей деятельности с точки зрения постановки и реализации целей.
Нужны ли в педагогике цели? Для большинства из нас, вопрос носит риторический характер: без целей педагогика просто теряет свой смысл. Педагогический процесс всегда целенаправленный. К какому результату приведёт своих учеников учитель, если он не знает, к чему надо стремиться и какова конечная цель его профессиональной деятельности?! Однако недостаточно того, чтобы только учитель ясно представлял цели педагогического взаимодействия, необходимо, чтобы эти цели были правильно, чётко и понятно сформулированы для окружающих и, прежде всего, для учеников. Без этого обучение теряет всякий смысл и не может быть осуществляемо в условиях современной школы.
Образовательные цели прописаны в государственных стандартах образования и направлены, прежде всего, на развитие личности обучающегося. Задача учителя — ставить конкретные цели в соответствии со стандартами, выходя за рамки предметной области.
С чего же должен начать учитель, формулируя для себя цели своей деятельности? Безусловно, начинать следует с диагностики педагогической ситуации: что умеют и чего не умеют мои ученики, что они знают и чего не знают, какие знания им необходимо приобрести и какими навыками и умениями овладеть? На этом этапе учитель выделяет проблемную ситуацию и выстраивает основное направление педагогического воздействия. Таким образом, на первом этапе педагог формулирует для себя ответ на вопрос: «Зачем мне необходимо сделать это?» Это является смысловой составляющей целеполагания, так как опирается на мотивацию и ценностные ориентации участников педагогического взаимодействия. Здесь необходимо сделать небольшое отступление, чтобы напомнить: хорошие педагоги задолго до появления ФГОС осуществляли проблемное обучение и достигали прекрасных результатов в своей работе. Но раньше эти результаты редко выходили за рамки конкретной темы или предмета. На современном этапе решение проблемной ситуации должно способствовать формированию универсальных учебных навыков и развитию личности. Иными ловами, ответ на вопрос «Зачем?» должен приобрести личностно ориентированный характер. Значит, педагогическая цель должна удовлетворять желания и амбиции, как самого педагога, так и его учеников. Цель «Победа в районной предметной олимпиаде» будет соответствовать высокому уровню притязаний и ребёнка, и его учителя.
Определив для себя смысловую составляющую цели, педагог должен перейти к поиску ответа на вопрос: «А что конкретно я должен сделать, чтобы пройти по выбранному пути?» Это уже содержательная составляющая цели. Здесь учитель должен определить то, что будет являться воплощением поставленной цели. Это может быть и новый навык, и новое умение (коммуникативное, логическое и так далее) и многое другое, что позволит и учителю, и ученику решить педагогическую проблему, выделенную на первом этапе. Надо сказать, что и этот этап не является чем-то принципиально новым для нашей педагогики. Опытные учителя и раньше не просто говорили своим ученикам: «Начертите таблицу с такими-то аграфами!» — а подводили их к мысли о том, что для поиска ответа на тот или иной вопрос можно использовать различные приёмы но целесообразнее всего построить таблицу, а затем совместно искали названия для её граф. Именно в этом случае ребёнок не задаст вам вопрос: «А в какой столбик (или в какую строку) это надо записать?» Только в этом случае, построение таблицы превращается в универсальное учебное действие, усвоенное вашими учениками.
Наконец, на третьем этапе целеполагания учитель должен ответить на вопрос: «Как я буду идти к поставленной цели?». Иными словами, речь идёт о технической составляющей этого процесса. Здесь кроется очень серьёзная опасность: часто целью становится сам процесс достижения цели. Однако, такая цель лишена смысла, не имеет личностной значимости, поэтому не будет принята учениками. Согласитесь, очень странно будет выглядеть, например, такая цель: «Сегодня на уроке нам предстоит решить пять примеров (или десять задач) на тот или иной закон». Грамотный педагог должен понимать, что решение примеров не может быть целью, что это лишь — один из способов достижения той или иной цели.
Чтобы достигнуть поставленной цели, необходимо решить ряд педагогических задач. Задача, в данном случае, — это путь достижения цели. Иными словами, цель — это конечный результат, а задачи — это действия, которые позволят достигнуть этой цели. Возвращаясь к приведённому выше примеру, можно сказать, что понимание закона — это цель, для достижения которой требуется решить ряд задач:
- педагог должен подобрать примеры или задачи, раскрывающие этот закон,
- объяснить их решение с опорой на этот закон,
- ученики должны научиться решать эти примеры и задачи, объясняя закон, необходимый для их решения.
Подведём предварительный итог: педагогическая цель обязана соответствовать нескольким требованиям:
- она должна иметь смысл и личную ценностную ориентацию, быть привлекательной, как для учителя, так и для его учеников и их родителей, быть понятной, интересной и желаемой;
- она должна быть реальной и измеримой, то есть быть достижимой, соответствовать возможностям учеников и самого учителя, а также содержать в своей формулировке конкретное указание на то, как определить, достигнута цель или нет;
- она должна иметь конкретные временные рамки, чтобы не превратиться в бесконечный бессмысленный процесс, когда теряется всякий интерес к достигаемому результату, а иногда и вообще цель оказывается забытой и потерявшей всякий смысл в связи с изменившимися потребностями и условиями.
В современных вузах читаются целые курсы по технике целеполагания. Появился даже новый термин — «умные цели». В зарубежной науке сформулированы критерии SMART, которые позволяют оценить качество и целесообразность поставленных целей. Рассмотрим значение этих критериев применительно к педагогическим целям:
- S (specific) — цель должна быть точной и без двойных трактовок, она должна содержать чёткую информацию о том, чего вы хотите достигнуть (например, подготовить ученика к победе на олимпиаде, пройти аттестацию на высшую категорию, выступить на научном семинаре в осенние каникулы и так далее);
- M (measurable) — цель должна содержать в себе количественные и качественные критерии своего достижения (например, в этой четверти повышу качество знаний по своему предмету на 10 %, подготовлю к участию в конкурсе рефератов трёх своих учеников),
- A (achievable) — цель должна быть достижимой, реальной (например, мы можем поставить цель: подготовить к сдаче ЕГЭ Иванова Васю на 80 баллов, если Вася успешно осваивает курс, но если у Васи серьёзные пробелы в знаниях, цель будет нереальной, а, значит, лишённой смысла),
- R (relevant) — цель должна быть уместной, то есть соответствовать потребностям всех участников взаимодействия (например, цель, сформулированная в предыдущем критерии, будет уместна в том случае, если Иванов Вася вообще собирается сдавать ЕГЭ по вашему предмету, да и для вас это важно, если вы претендуете на высшую категорию),
- T (time-limited) — цель должна быть достигнута в определённое (ограниченное) время (например, вы должны подготовить Иванова Васю именно в этом году, а не через год после того, как он окончит школу, а аттестацию вы должны пройти через год, а не «когда-нибудь потом, когда появится время»).
Таким образом, любая педагогическая цель может и должна быть проверена по этим пяти критериям. Цель, удовлетворяющая каждому из них, может быть названа «умной целью» и успешно использоваться в педагогической деятельности. Такие цели ясны и понятны ученикам и их родителям, вызывают отчётливое стремление к их достижению и радость в тот момент, когда они оказываются достигнутыми. Умные цели являются хорошим и наглядным показателем работы самого педагога, позволяют проводить сравнение педагогических достижений, что очень важно в современных условиях оценки педагогической деятельности.
На первый взгляд, может показаться, что это очень сложно: всякий раз анализировать все свои цели по этим критериям и выстраивать систему задач для их достижения. Однако, это совершенно не так. Цель — неотъемлемая часть педагогической работы. От выбранной цели зависит достигнутый результат. Обучение перестало быть репродуктивным, когда и учитель, и ученик могли довольствоваться качественно сделанным пересказом параграфа или написанным конспектом статьи. Современное образование нацелено на достижение метапредметных результатов, поэтому педагог должен ясно представлять цели своей работы в каждый момент своей деятельности. Неправильно выбранная или неправильно сформулированная цель приведёт к отсутствию положительного результата, к невыполнению требований ФГОС, а это абсолютно недопустимо. Следовательно, постановка умных целей — обязательный этап в работе педагога.
Психологи доказали, что условием успешности в жизни является сосредоточение на правильно сформулированных целях. Но это ещё не всё. Педагог должен уметь делегировать свои цели ученикам. Сначала дети просто принимают предложенные им цели (конечно, если эти цели умные и релевантные), а затем обучаются ставить их самостоятельно. Учитель может считать свою миссию выполненной (и это — тоже цель!), если он научит своих учеников формулировать умные цели.
Государственные стандарты определяют цель современной педагогики как формирование целостной всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию и сознательному самостоятельному получению знаний. Эта глобальная цель может быть достигнута только через систему умных целей, которые ставят и решают все участники педагогического процесса на каждом этапе взаимодействия с учётом своих возможностей, потребностей и запросов общества.
Литература:
1. Жемчугов М. К. Цель и целеполагание в теории социальной организации // Проблемы экономики и менеджмента. — 2012 — № 4.
2. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011