Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной педагогики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 07.05.2014

Статья просмотрена: 9516 раз

Библиографическое описание:

Кулаченко, М. В. Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной педагогики / М. В. Кулаченко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5580/ (дата обращения: 27.04.2024).

Семья — это важнейший фактор в системе воспитания ребёнка. С первых минут жизни дитя попадает в окружение своих родных и близких. Семья послужит для чада связью между поколениями, поможет ему социализироваться в этом мире, а самое главное, она передаст систему моральных ценностей и норм поведения. Следовательно, без семьи прохождение всех данных этапов для детей станет очень болезненным.

Роль семьи в воспитании ребёнка трудно переоценить. Дитя ежедневно, ежечасно и ежеминутно видит вокруг себя жизнь взрослых и, как губка, впитывает в свое сознание всё, что его окружает. Поэтому будет справедливо заметить, что на 95 % успех в достойном воспитании ребёнка зависит от семьи. Но сегодня мы, к сожалению, часто становимся свидетелями безграмотного и безответственного отношения к семейному воспитанию. Члены семьи недостаточно подкованы в вопросах воспитания детей, не обладают педагогическим тактом, выдержкой и терпением. Хвала тем родителям, которые осознают всю сложность, ставшей перед ними, проблемы и не стесняются обратиться за помощью к специалисту, но большая часть родителей не видят в этом потребности и необходимости.

Воспитание ребёнка в семье — очень важный вопрос, обсуждение и попытки решения которого имеют богатую историю. Очевидно, что единого мнения по данной проблеме не существовало. Однако, несмотря на то, что к вопросу о семейном воспитании обращалось и обращается большое количество ученных и педагогов, он остается актуальным и по сегодняшний день. И это неудивительно, ведь семья закладывает в ребенка основу, от прочности которой зависит всё дальнейшее существование ребёнка.

Одним из учёных-педагогов, который уделял большое внимание воспитанию в семье, был А. С. Макаренко. Педагог осознавал уровень ответственности, которая ложится на плечи родителей в воспитании детей и призывал отнестись к этому со всей серьезностью. Учёный говорил, что подготовку к воспитанию детей необходимо начинать ещё до появления их на свет. А. С. Макаренко считал, что правильное и полноценное воспитание ребёнок может получить только в семье. Родители должны продемонстрировать чаду, что семья — это, прежде всего коллектив, а ребёнок — его часть. Для детей родители должны обладать авторитетом и иметь над ним власть, но не допускать беспредельности в своих действиях и методах воспитания. Авторитет перед детьми необходимо заслужить, а не подменять его обманчивым положением, основанном на терроре и запугивании. Находясь в таком положении, родители растят забитого ребёнка, который не сможет стать полноценной личностью. Так же к обманчивому авторитету А. С. Макаренко относил авторитет любви: резкой критике подвергались те семьи, в которых баловали дитя ласками и поцелуями, ничего от него не требуя и не отказывая ни в чем. Именно такому воспитанию педагог противопоставил свой труд о требовательной любви к ребёнку. Более всего А. С. Макаренко осуждал подкуп ребенка. Он считал это безнравственной формой воспитания, которая приведёт в итоге к моральному развращению личности. А семья должна осознавать, что ребёнок — это не только член семьи, но и гражданин своего Отечества. Если же родители сумеют представить свой авторитет перед детьми, постоянно будут его подтверждать своими поступками и поведением, то они смогут создать условия для их достойного воспитания.

А. С. Макаренко в своих трудах часто обращался к вопросу о коллективе детей в семье. Педагог считал, что ребёнок, который растет один, обладает эгоистическими наклонностями. Если же в семье двое и более детей, то они приучаются к взаимопомощи, жизни в коллективе, умению прислушиваться к другим людям и уважать чужое мнение.

Таким образом, А. С. Макаренко сумел обозначить необходимые условия для воспитания ребенка, которыми могут пользоваться и современные родители. Во-первых, наличие полной семьи — полноценного коллектива, в котором отец и мать должны любить и уважать друг друга, любить и уважать своих детей, любить и уважать своих родителей. Во-вторых, родители ни на секунду не должны забывать о том, что они — главный пример для их ребёнка. Педагог дал ценные советы, касающиеся трудового воспитания детей. Родителям они необходимы на стадии приучения ребёнка к труду и привитии ему трудолюбия.

Вопрос о семейном воспитании занимал особое место в педагогических трудах великого русского учёного К. Д. Ушинского. Особенность его позиции относительно семейного воспитания заключалась в неотделении его от общей системы воспитания. Большое внимание К. Д. Ушинский уделял проблемам женского образования, так как именно мать является первой и важной воспитательницей.

По мнению педагога, для дошкольника главной воспитывающей средой является семья. Здесь ребёнок получает первые представления об окружающем мире и элементарные знания, формирует определённые привычки и навыки. И естественно, что родители — это пример, ориентир, маяк, освещающий трудный путь для ребенка. Учёный-педагог писал, что главная задача любой семьи воспитать детей, полезных для общества.

Таким образом, делая вывод, необходимо заметить, что труды о семейном воспитании К. Д. Ушинского достойны соответствующего внимания не только учёных-педагогов, но и родителей, которые должны очень серьёзно подходить к воспитанию и формированию достойной личности.

Практически каждый человек в нашей стране знаком с творчеством великого русского писателя Л. Н. Толстого, но не все знают, что автор монументальных произведений русской классической литературы был и выдающимся педагогом. Его педагогическая деятельность началась в XIX столетии с открытия для крестьянских детей школы в имении Ясная Поляна. Педагогические труды писателя пользуются авторитетом в кругу учёных-педагогов. Следовательно, будет справедливым обращение к мнению писателя о семейном воспитании. Л. Н. Толстой считал, что воспитание ребёнка — главная обязанность родителей. Как и многие педагоги, Толстой видел залог правильного и качественного воспитания во внутрисемейных отношениях, взаимном уважении, внимании и терпимости членов семьи друг к другу. Родители должны обладать нравственным воспитанием, служить примером для своих детей и как можно больше общаться с ними.

Трудовое воспитание, по мнению Л. Н. Толстого, является неотъемлемой частью семейного. Именно родители должны привить ребенку любовь к труду, которая в дальнейшем позволит воспитать самостоятельного и ответственного человека.

На плечи родителей ложится и формирование основы нравственного воспитания у детей. Л. Н. Толстой считал, что родителям необходимо с особой строгостью отбирать и оценивать информацию, которая поступает детям. Сегодня этот вопрос встал во главе современного нравственного воспитания. Родители должны как можно быстрее осознать, что из всего потока информации средств СМИ и интернет — ресурсов для ребёнка может быть полезной лишь 1–2 % от её количества. Мамам и папам необходимо самостоятельно предоставлять ребенку информацию либо рекомендовать ее источник, а не доверять это посторонним людям, незаинтересованным в воспитании их любимого чада. Несмотря на то, что совет по отбору информации был дан Л. Н. Толстым в XIX веке, он оказался важным и в современном мире.

Таким образом, занимаясь вопросами современного семейного воспитания, нельзя игнорировать советы двухвековой давности. Большинство из них, в том числе и советы Л. Н. Толстого, не имеют принадлежности к определенному временному отрезку.

Достойна особого внимания современных родителей «Материнская школа» — руководство по воспитанию дошкольников чешского педагога Я. А. Коменского, который сумел разработать и представить программу, включающую методические рекомендации по воспитанию маленьких детей. Коменский считал, что период дошкольного воспитания — это первая и важная ступень к целостной системе воспитания. Одним из первых чешский педагог посоветовал учитывать возрастные и индивидуальные особенности, призывал серьёзнее относиться к физическому воспитанию детей. Родители должны заботиться о здоровье своего чада, обеспечивать ему должное питание, организовывать двигательный режим. Игра, по мнению Я. А. Коменского, — это необходимая форма деятельности для ребёнка. Педагог советовал родителям обеспечить детей подвижными и, в то же время, полезными играми.

Рекомендации Я. А. Коменского, касающиеся нравственного воспитания, имели религиозную основу. Но некоторые из них были новыми и достаточно полезными для того временного периода, а теперь и для современности. С раннего возраста родители должны воспитывать в ребёнке трудолюбие, смелость, аккуратность, честность, вежливость, уважение к старшему поколению.

Умственное воспитание, как считал Коменский, а точнее его основа, должна быть заложена матерью. Современные родители часто думают, что умственное развитие большей частью принадлежит школе. Знакомство же с трудами чешского педагога, предоставило бы родителям возможность узнать тот минимум знаний, который они должны передать ребёнку.

Ценными для родителей, в частности для матерей, окажутся советы Я. А. Коменского по развитию речи ребёнка, так как они построены в соответствии с возрастными особенностями.

Особую роль в семейном воспитании отводил матери известный швейцарский педагог Песталоцци. По его мнению, мать на инстинктивном уровне лучше всех знает, что её дитя чувствует, что ему необходимо, на что он способен. Песталоцци разработал свою методику семейного воспитания на его начальном этапе. Педагог считал, что воспитание в семье должно быть направлено на гармоническое формирование и развитие всех качеств детей. И именно мать должна с раннего возраста прививать ему трудолюбие, способствовать развитию физических данных, воспитывать в нём терпимость, гуманность, чувство уважения к другим людям, знакомить его с окружающей действительностью.

Особую ценность имеет пособие «Книга матерей, или Руководство для матерей, как им научить своих детей наблюдать и говорить», составленное Песталоцци. В данной книге можно найти специальные упражнения, выполняя которые ребёнок учится разговаривать. Нельзя не отметить тот факт, что всё упражнения построены на основе знакомства ребенка со своим телом. Постепенно чадо станет не только называть части тела, но и путём его собственных размышлений определять их предназначение или функцию. Однако данные упражнения для современных матерей могут показаться утомительными, а, может, в какой-то степени и сложными. Но знакомство с ними будет весьма полезным для родителей.

Подводя итог сказанному о педагогической деятельности Песталоцци, необходимо отметить следующие факты. Мысль педагога о гармонически организованном воспитании в семье оказала значительное положительное влияние на последующее развитие многих теорий в данной области педагогики. Песталоцци выдвигал всем матерям, независимо от их принадлежности к социальным слоям, овладеть наиболее важными методами и средствами воспитания ребёнка в семье.

В современном мире изменились многие ценности, нормы, требования. Но есть вопросы, которые были и остаются актуальными, которые требуют серьёзных подходов для их решения. Одним из них является вопрос о семейном воспитании.

Ребёнок — это сосуд, который взрослые могут наполнить всем, чем посчитают нужным. Значение родителей в формировании личности и воспитании очень велико. Атмосфера в семье оказывает прямое влияние на ребёнка, его здоровье как физическое, так и духовное. Родители, воспитывая детей, закладывают фундамент их всей дальнейшей жизни. Во всём этом мы смогли убедиться в очередной раз, делая обзор трудов и мнений величайших педагогов не только отечественных, но и зарубежных.

Вся наша работа была направлена на то, чтобы показать какую роль отводили институту семьи в воспитании ребенка во все времена, независимо от принадлежности к социальным слоям и народностям. Воспитать ребёнка не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Родителям необходимо подготавливать себя к такому важному и ответственному делу. Главное, что должны усвоить все мамы и папы, что только в семейной любви, уважении и взаимопонимании вырастают хорошо развитые дети, с устойчивой и здоровой психикой, с позитивным отношением к жизни.

Система семейного воспитания передаётся по цепочке от поколения к поколению. Каждый ребёнок помнит отношение к нему в семье со стороны взрослых, вырастает и становится родителем. Его позиция к воспитанию своего дитя будет сходна с родительской. Это еще одна важная причина ответственного подхода к воспитанию детей. Родителям никогда не стоит забывать и тот факт, что по отдельности они воспитывают каждый своего ребёнка, а в совокупности — целый народ своего государства.

Литература:

1.                 История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; Под ред. С. Ф. Егорова. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 520с.

2.                 История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошк. педагогика и психология» / Сост. Н. Б. Мчедлидзе и др. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464с.

Основные термины (генерируются автоматически): семейное воспитание, родитель, ребенок, семья, воспитание детей, мать, нравственное воспитание, педагог, чешский педагог, педагогическая деятельность.

Похожие статьи

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

семейное воспитание, родитель, ребенок, семья, воспитание детей, педагог, нравственное воспитание, мать, чешский педагог, педагогическая деятельность.

Педагогика семейного воспитания | Статья в журнале...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка.

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог...

семейное воспитание, родитель, ребенок, семья, воспитание детей, педагог, нравственное воспитание, мать, чешский педагог, педагогическая деятельность.

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог...

семейное воспитание, родитель, ребенок, семья, воспитание детей, педагог, нравственное воспитание, мать, чешский педагог, педагогическая деятельность.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

семейное воспитание, родитель, ребенок, семья, воспитание...

Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной... семейное воспитание, родитель, ребенок, семья, воспитание детей, педагог, нравственное воспитание, мать, чешский педагог, педагогическая деятельность.

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности. семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность...

Основы успешного семейного воспитания | Статья в журнале...

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог, семейное воспитание, семья, совместное времяпрепровождение, фото автора.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Похожие статьи

родитель, детский сад, семья, семейное воспитание, ребенок...

семейное воспитание, родитель, ребенок, семья, воспитание детей, педагог, нравственное воспитание, мать, чешский педагог, педагогическая деятельность.

Педагогика семейного воспитания | Статья в журнале...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка.

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог...

семейное воспитание, родитель, ребенок, семья, воспитание детей, педагог, нравственное воспитание, мать, чешский педагог, педагогическая деятельность.

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог...

семейное воспитание, родитель, ребенок, семья, воспитание детей, педагог, нравственное воспитание, мать, чешский педагог, педагогическая деятельность.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

семейное воспитание, родитель, ребенок, семья, воспитание...

Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной... семейное воспитание, родитель, ребенок, семья, воспитание детей, педагог, нравственное воспитание, мать, чешский педагог, педагогическая деятельность.

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа

Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности. семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель, ценность...

Основы успешного семейного воспитания | Статья в журнале...

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог, семейное воспитание, семья, совместное времяпрепровождение, фото автора.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.