Библиографическое описание:

Короткова М. С. Опыт взаимодействия с родителями в рамках гуманно-личностной педагогики // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1467-1469.



Идея образования родителей не является новинкой и в современном мире продиктована необходимостью повышения знаний родителей не только в психологической, педагогической или медицинской областях. Важной составляющей взаимопонимания между родителями и детьми является тот эмоциональный стержень, на котором держатся все отношения, и чем он крепче и долговечней, тем лучше для всех.

«Родители нуждаются не только в психолого-педагогических знаниях, но и в развитии способности установить связь между знаниями и конкретной ситуацией, способности отрефлексировать, каких знаний и умений им не хватает, и что следует делать дальше со своими знаниями. Но больше всего мать и отец нуждаются в духовных добродетелях, главная из которых любовь» [1, с. 25].

В ряде российских регионов в последнее десятилетие была предпринята работа по воплощению идей гуманно-личностной педагогики в жизнь. Среди таких разработок следует выделить программы, адресованные взаимодействию с родителями. Здесь гуманная педагогика служит своеобразной основой, вокруг которой взращиваются отношения учителей и родителей, родителей и детей.

А. В. Марковой, заместителем директора по учебно-воспитательной работе муниципального образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад комбинированного вида «Центр детства»» города Пензы, была разработана программа Родительского университета «Мудрое сопровождение ребенка», адресованная родителям младших школьников 1–4 классов [2].

Автор программы отмечает, что Родительский университет — это единство школы и семьи в воспитании и развитии детей. Знания родителей о целенаправленности школы и о тех идеях, по которым строится в ней образовательный процесс, благотворно влияют на результат работы школы и семьи. В первые годы обучения ребенка в школе особенно требуется, терпеливая разъяснительная работа среди родителей. Школа должна быть открытой для них, она должна стать и школой для постижения родителями сути гуманной педагогики. Необходимо сделать так, чтобы школа стала продолжением семьи, а семья — продолжением школы. Они должны взаимно дополнять друг друга и составлять одно целое.

Цель Родительского университета — создание единой образовательной среды в школе и семье.

Перед Родительским университетом стоят следующие задачи:

‒ научить родителей принимать школу как дом души и сердца своих детей, и поэтому постоянно заботиться о ней, приходить к ней на помощь;

‒ помочь родителям устанавливать гуманно-личностное взаимодействие с детьми в семье;

‒ забота учителей и воспитателей о более полном раскрытии воспитательного и творческого потенциалов каждого из родителей и семьи в целом.

Гуманная позиция родителя и педагога должна заключаться в том, чтобы принять ребенка таким, какой он есть, с тем опытом, который у него уже имеется, включить в содержание своего общения с ним его жизнь во всех ее проявлениях и стать ее соучастником. Действуя с такой позиции, родитель и педагог имеют возможность узнать ребенка, увидеть мир его глазами, разобраться в его стремлениях и с помощью психологически обоснованных тонких педагогических инструментов направить жизнь и учение каждого ребенка на познание себя, мира и утверждение добра.

Воспитательная деятельность Родительского университета основана на:

‒ оценке родителями своего жизненного опыта;

‒ приобретении новых знаний с опорой на свои внутренние резервы;

‒ постоянном общении учителей, детей и их родителей;

‒ создании атмосферы поиска новых знаний в себе, семье и школе;

‒ самосовершенствовании родителей через осознание ими философского взгляда на ребенка;

‒ умении видеть результаты развития детей; видеть трудности и искать пути их преодоления; выстраивать лестницу успеха.

Взаимодействие школы и семьи осуществляется на заседаниях Родительского университета, на которых родители постигают конкретные способы гуманно-личностного общения с детьми; узнают о природных стремлениях ребенка к развитию, взрослению, свободе; о важности воспитания в ребенке его духовной жизни; о необходимости окружения его чувством любви, доброты, уважения. Для родителей организуются индивидуальные консультации в связи с возникновением осложнений в семейных взаимоотношениях; совместные праздники учителей, детей и их родителей; совместное участие в городских научно-педагогических конференциях; самостоятельное изучение рекомендованной литературы по проблеме; обобщение и распространение успешного опыта семейного воспитания.

Внимание родителей обращается, в первую очередь, на воспитание в ребенке таких качеств, как доброта, милосердие, справедливость, честность, мужество, стремление к знаниям и т. п., а развитые индивидуальные возможности и дарования родителей, будут сказываться на образе жизни в семье и семейном воспитании.

Важной особенностью Родительского университета является деятельность детей в организации и проведении заседаний: они принимают активное участие в разработке и проведении заседаний. Совместно с учителем дети планируют предстоящую встречу с родителями: предлагают и обсуждают план проведения заседания; готовят концерты, спектакли, сценки. Дети помогают учителю оформить приглашения для своих родителей, подготовить выставку своих рисунков, поделок, работ; участвуют в подборке литературы по семейному воспитанию. С детьми проводится предварительное анкетирование по теме заседания и социологическое исследование, посвященное проблемам современной семьи. Дети участвуют в составлении рекомендаций, памяток для родителей. Организованное таким образом взаимодействие педагога с детьми при разработке и проведении заседаний Родительского университета способствует сплочению взрослого и ребенка, благотворно влияет на развитие детей и реализацию поставленной цели.

В программе Родительского университета:

Раздел 1. Первый год. Тайны Вашего Ребенка. Данный раздел помогает родителям осознать важность общения с ребенком как со взрослым, осознать ответственность перед будущим своих детей; проникнуться мыслью, что Ребенок есть явление в нашей жизни, а не случайность. Но чтобы проникнуться позитивным импульсом к общению с ребенком, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего изменения. На решение этих задач направлен первый год работы Родительского университета.

Раздел 2. Второй год. Как любить Ребенка. В этом разделе родитель должен постичь педагогические аксиомы и делать из них соответствующие выводы для себя. Родителям на заседаниях помогают понять, что это и есть путь к своей личности и к открытию своих педагогических дарований.

Раздел 3. Третий год. Искусство взаимоотношений. Родителям предлагается постигать конкретные способы общения с ребенком: проявлять живой интерес к жизни ребёнка; устанавливать личные, доверительные взаимоотношения; поощрять детей ставить вопросы, размышлять и т. д.

Раздел 4. Четвертый год. Мудрое сопровождение ребенка. Рассматривая данные вопросы на собраниях, родитель должен обрести веру в свои педагогические возможности. Осознание им своих успехов и неудач; активное обсуждение, анализ и оценка эффективности работы развивают рефлексивные умения.

Автор программы среди прогнозируемых результатов выделяет: повышение уровня педагогической культуры родителей; создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы; уменьшение числа конфликтов между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями.

Успешная реализация данной программы зависит от умелого управления и отдачи учителей, детей и родителей, их общей заинтересованности.

Заседания Родительского университета проводятся один раз в два месяца. Программа рассчитана на четыре года, в количестве 20 часов. Темы заседаний построены с учетом возрастных психологических особенностей детей.

Программа Родительского университета «Мудрое сопровождение Ребенка» прошла апробацию на базе средней школы № 33 города Пензы.

Отзывы родителей о работе Родительского университета: «Это собрание произвело большое впечатление. Такие собрания нужны. Каким вырастет ребенок — зависит от нас с вами, а общими усилиями мы вырастим достойных детей! Спасибо Вам!»; «Мне кажется, после таких встреч становишься немного добрее. Раскрываешь глаза. Задумываешься о своих поступках»; «Собрание, в какой-то мере, сблизило нас. Хочется больше знать о жизни маленьких существ, видеть глаза детей. Эти собрания пойдут на пользу нам и нашим детям…»

Данные анализа диаграммы «успешности» Родительского университета, составленной на основе опроса родителей, проводимого после первого заседания родительского университета «Мудрое сопровождение Ребенка» в средней школе № 33 (г. Пенза). На вопрос анкеты «Ваше впечатление о собрании. Понравилось ли?» респондентам были предложены варианты ответов: 1) «да, понравилось, такие встречи надо продолжать»; 2) «нет, не понравилось»; 3) свой вариант ответа.

Цель опроса: выявить отношение родителей к проводимой работе Родительского университета. Ответы распределились следующим образом: 75 % — «да, понравилось, такие встречи надо продолжать»; 20 % — «собрание понравилось, но хотелось бы быть не только слушателями, но и участниками»; 5 % — «нет, не понравилось».

Автор программы отмечает увеличение количества родителей, желающих посещать заседания, а также повышение общей заинтересованности образовательным процессом учителей, детей и родителей.

Программа Родительского университета «Мудрое сопровождение Ребенка» адресована директорам школ, заместителям директора школ, руководителям методических объединений и учителям начальных классов.

Таким образом, можно сделать вывод, что программа Родительского университета «Мудрое сопровождение ребенка», является примером успешной реализации гуманно-личностной педагогики на практике.

Программы, адресованные родителям, активизируют диалог взрослых — родителей и учителей — и помогают во взаимодействии выстроить процесс воспитания детей в направлении благоприятного развития, направить на путь постоянного самосовершенствования, учить понимаю ценности жизни, делать выводы из обыденных ситуаций и т. д.

«Реализуя идеи непрерывности и открытости, опережающего развития и вариативности образования родителей, важно осознавать его духовный смысл, ибо воспитание духа и нравственности есть основание всего образования» [1, с. 26].

Родитель уже с момента самого зарождения ребенка должен понимать, что ему необходимы знания, которые помогут ему понять все особенности своего ребенка, связанные с его индивидуальной ситуацией воспитания, поэтому Родительские университеты являются той важной площадкой, где поднимаются актуальные для родителей вопросы.

Учителя, использующие в своей практике допущения и постулаты гуманно-личностной педагогики, обогащают мир ребенка, открывают новые возможности в общении с родителями. Окружающий мир и жизнь в целом становятся эмоциональней и ярче.

Литература:

  1. Евдокимова Е. С. Непрерывное образование родителей как фактор сохранения и развития семейной культуры // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». № 7(34). Декабрь 2014. стр.22–27.
  2. Маркова А. В. Программа родительского университета «Мудрое сопровождение ребенка» для родителей и учащихся 1–4 классов [Cайт]. URL: http://gumanpedagog.org.ua/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=10&Itemid=35&lang=ru
Основные термины (генерируются автоматически): Родительского университета, университета «Мудрое сопровождение, Родительского университета «Мудрое, программа Родительского университета, работе Родительского университета, Программа Родительского университета, «Мудрое сопровождение ребенка», гуманно-личностной педагогики, «Мудрое сопровождение Ребенка», образования родителей, Цель Родительского университета, деятельность Родительского университета, программе Родительского университета, заседаниях Родительского университета, заседаний Родительского университета, Заседания Родительского университета, особенностью Родительского университета, работы Родительского университета, родительского университета «Мудрое, «успешности» Родительского университета.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос