Социально-педагогическое консультирование материнской семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.

Дата публикации: 02.10.2015

Статья просмотрена: 1357 раз

Библиографическое описание:

Гуданова, Е. М. Социально-педагогическое консультирование материнской семьи / Е. М. Гуданова, С. П. Акутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 330-333. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22313/ (дата обращения: 16.04.2024).

Начиная с конца 50-х годов, в России отмечается рост неполных материнских семей. Воспитание детей в таких семьях имеет ряд особенностей. Это не только материальные и педагогические трудности, но и сложности в социализации ребенка в современном обществе. Поэтому роль и помощь социального педагога крайне актуальна в материнских семьях.

Ключевые слова:материнская семья, социальный педагог, воспитание, феминизация, социализация.

Starting from the end of the 50s there was observed a growth in the number of incomplete families in Russia. Raising a child in such families is accompanied by a number of difficulties, not only financial and pedagogical, but also the ones associated with the socialization of a child in the society. Therefore the role of a social educator is extremely relevant in single-parent families.

Key words: single-parent family; social educator, education; feminization; socialization.

 

Неполная семья — это семья, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Различают отцовскую и материнскую семьи. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей, т. к. одному родителю приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи, восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещение этих задач весьма затруднительно, поэтому очень часто неполные семьи испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.

После Великой Отечественной войны — появились материнские семьи, где дети росли без отцов. Думаю, что причина появления таких семей понятна всем. В настоящее время материнская семья воспринимается как норма, и количество и таких семей в России достигло уже 20 %.Вопросы воспитания детей в любой семье всегда были и будут приоритетными. Но наиболее остро эти вопросы стоят в материнских семьях: как вырастить из ребёнка духовно-богатую и творчески-активную личность, затрачивая при этом усилия одного родителя. Тема социализации в общество детей из материнских семей становится все более актуальной.

Изучением этого вопроса занимались как российские, так и зарубежные учёные: Ю. П. Азаров; А. Г. Волков; Матейчек З.; Э. Г. Эйдемиллер. В научных журналах авторы статей: И. Дементьева, Н. Дружинина, Б. Нусхаева неоднократно поднимали эту тему. В современном обществе большое распространение получили труды таких ученых как Коляда М. Г., Л. В. Ковинько и многие другие. Любая семья, а материнская, прежде всего, испытывает трудности в воспитании, развитии и социализации ребёнка. Уже одно перечисление этих факторов, психологически воздействующих на детей, говорит о сложности проблемы: с какого возраста ребенок растет в материнской семье, и как долго, в каком возрасте был ребёнок, когда ушел отец, и самое главное — какова личность ребёнка. Очень важно, на каком социальном фоне, проходит жизнь материнской семьи (поддерживают ли ее близкие родственники, какое материальное положение, какие ценности в такой семье и т. д.)

Воспитанием детей занимаются педагоги, психологи, юристы, врачи, экономисты, представители многих других профессий, но самую главную роль в воспитании детей играют родители. Психотип ребенка формируется прежде всего в семье, в данном случае материнской.

Разведенная женщина или мать-одиночка часто невротизирована своим социальным положением. Подрастающий ребёнок все чаще задавать вопросы: где папа и кто папа. Даже относительно уравновешенная мать, у которой с ребенком сформировались хорошие отношения, может потерять душевное равновесие при лобовых вопросах своего ребенка. Ребёнок из материнской семьи особенно нуждается в близком друге — мужчине (чаще всего это дедушка по материнской линии или кто-то из близких родственников). Очень важно, чтобы мужчина — друг установил доверительные, дружеские, отношения с ребёнком и эти отношения поддерживали его мамой. Взрослый мужчина в качестве друга нужен и мальчику, и девочке, что позволит — правильно сформировать половую идентификацию ребёнка, т. к. он будет иметь возможность сравнивать роль мужчины и женщины. В настоящее время при разводе родителей все чаще отмечается тенденция сохранения отношений между отцом и ребенком, а если эти отношения еще и поддерживаются матерью ребенка, то есть надежда, что в общество мы получим человека с правильно сформированным психотипом. Очень много различных мнений можно услышать о детях воспитываемых одинокими матерями и чаще всего они противоположные. Одни говорят, что это плохо, другие говорят, что никакой разницы, третьи убеждают, что много известных людей было воспитано одной матерью. Да, действительно в некоторых случаях ребёнок, воспитанный одной матерью, быстрее созревает, становится самостоятельным и успешно участвует в общественной жизни. Такие дети чаще исключение, так как такому явлению до сих пор нет объяснения. И если три основных круга потребностей (стимуляция, учение, эмоциональная связь) могут быть удовлетворены в материнской семье, то удовлетворение четвёртого круга — область общественных связей — остаётся всё же под вопросом. Для материнских семьей характерно такое явление как феминизация (преобладание женского влияния). В таких семьях, она, как правило, двойная, т. к. в сфере дошкольной и школьной педагогики работают в основном женщины. При определённых, условиях материнская семья может стать благоприятной почвой для формирования отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних, хотя сама по себе материнская семья не является криминогенным фактором. «Для счастливого детства ребенок нуждается в доме, где есть и отец, и мать»,- пишет известный социолог И.Кон. Статистические данные в России показывают, что каждый пятый ребенок, не достигший 18-летнего возраста, живет в материнской семье. Исследования ученых показывают, что материнская семья практически всегда сталкивается с трудностями при выполнении функции социализации детей.

Социализация — это процесс вхождения ребенка в общество. Как считают специалисты, социализация детей с одним родителем невозможна. О наличии проблем при социализации детей свидетельствуют тот факт, что растет число несовершеннолетних правонарушителей из материнских семей. Образ жизни в материнской семье имеет особенности и влияет на ее социализирующие функции. В частности, для материнских семей характерна ограниченная социальная жизнь, а также в отдельных случаях более демократический стиль семейной жизни.

Особая роль в социализации ребенка из материнской семьи принадлежит семейному социальному педагогу, который, играет роль посредника в системе личности, семьи и общества. Цель семейного социального педагога, выявить проблемы в материнской семье и опередить пути их эффективного преодоления, но их решение возможно только при создании условий для понимания матерью своего положения, воспитательной позиции, потребностей ребёнка и понимания цели, к которой она хочет его привести. Одним из методов деятельности семейного социального педагога является семейное консультирование. Семейное консультирование направлено на осознание матерью и близкого окружения (дедушка, бабушка) ребенка своей деятельности по сохранению нравственного микроклимата в семье, налаживанию внутрисемейных отношений, сохранения семейных ценностей, а также решения задач во взаимоотношениях с детьми.

Материнская семья относится группе риска, т. к. она обладает наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить её как благополучную и снижающую адаптивные способности такой семьи. Поэтому социальному педагогу необходимо провести диагностику, а на основе полученных результатов разработать комплекс мероприятий и направлений для конкретной семьи. Основные направления деятельности социального педагога в работе с материнской семьёй заключаются в создании «педагогического альянса двух социальных институтов, что позволяет создать благоприятные условия для личностного развития ребёнка». Помощь материнской семье в устранении педагогических дефектов воспитания, развития и социализации ребёнка проявляются в работе социального педагога по таким направлениям:

1.      Всестороннее информирование, одиноких матерей о типичных недостатках в воспитании детей;

2.      Помощь матери в решении педагогических затруднений (недостаточная информированность о половозрастных и индивидуальных особенностях ребёнка, не сформированность общепедагогических, организаторских умений и навыков);

3.      Укрепление детско-родительских контактов, улучшение отношений в материнской семье.

Задачей социального педагога является оказание помощи одинокой матери в решении ее воспитательных задач. Для расширения знаний матери в области воспитания, психического развития ребёнка или подростка социальному педагогу необходимо провести психолого-педагогическое обучение родителей. Для этой работы социальный педагог предлагает такие формы работы как родительский лекторий, тематические конференции в области семейного воспитания, диспуты, дискуссии, индивидуальные консультации. Для преодоления недостатков семейного воспитания социальному педагогу предстоит помочь матери, воспитывающей детей в одиночку, в формировании таких необходимых умений как:

1.      Организовать функционирование материнской семьи так, чтобы подружиться с ребёнком и совместно решать жизненные проблемы;

2.      Умение сохранять доверительные отношения с подростками;

3.      Формировать активную жизненную позицию ребёнка;

4.      Развивать в ребёнке стремление к успеху и достижениям;

5.      Организовывать совместный досуг детей и родителей;

6.      Предъявлять требования к ребёнку и добиваться их осуществления;

7.      Объективно относиться к недостаткам ребенка;

8.      Совершенствовать собственные коммуникативные качества;

9.      Думать вместе с ребёнком о его будущем;

10.  Взаимодействовать со школой для обеспечения благоприятной социализации ребёнка в общество.

При разрешении конфликтов и трудностей, возникающих в материнской семье, социальный педагог играет особую роль. Возможности социального педагога в реализации программы помощи материнской семье достаточно широки. Например, для организации досуга матери и её ребёнка послужит их совместная деятельность: трудовая деятельность, совместные праздники, соревнования, конкурсы, КВН. Широко распространено проведение семейных праздников и фестивалей: День матери, День рождения ребёнка. Таким образом, особенность работы социального педагога с материнскими семьями заключается в тесном взаимодействии с ними, цель которых – улучшить семейные отношения между одинокими матерями и их детьми, подготовить для них рекомендации.

Социальный педагог в работе с одинокой матерью должен, прогнозировать возможные трудности в развитии ребёнка, которые могут возникнуть вследствие неправильного воспитания в конкретной материнской семье. Проводя эту работу, социальный педагог не должен выносить на обсуждение общественности результаты своей воспитательной деятельности. Его цель — убедить одинокого родителя увидеть и осознать трудности ребёнка, признать полезность, необходимость сотрудничества с коллективом школы в поиске путей решения проблем семейного воспитания.

Материнская семья имеет как свои плюсы, так и минусы. К преимуществам относятся: свобода и независимость от мнения другого родителя (отца), возможность самостоятельно принимать решения, всё внимание уделяется ребёнку. Дети из таких семей обладают более высокой самостоятельностью и активностью, частым их участием в принятии важных семейных решений, чем дети из полных семей. Основными недостатками являются: чувство одиночества, неполноценности, невозможность благополучного воспитания ребёнка, материальные трудности, отсутствие помощи, поддержки, высокая ответственность одинокой матери за ребёнка, недостаточное влияние на ребёнка внутри семьи, односторонность воспитательного воздействия, проявление неровности родительских чувств, возникновение в сознании ребёнка мысли о собственной второсортности.

Социальный педагог не может решить за семью все проблемы, он должен добиться осознания возникшей проблемы и активизировать её на решение семейных проблем, создать условия для её успешного решения.

Начиная свою деятельность, специалисту необходимо учитывать специфику каждой материнской семьи, т. е. здесь должен хорошо действовать принцип адресности или индивидуальности. Взаимодействие социального педагога с материнскими семьями требует от специалиста дополнительных знаний в областях: психологии, педагогике, социологии, юриспруденции, воспитании.

Самое основное в работе социального педагога с материнскими семьями — реализовать на практике принцип: материнская семья не значит отклоняющаяся от общественных правил и норм морали.

 

Литература:

 

1.      Акутина С. П./Диагностики и методики работы с родителями (семьей). Анкета для родителей «Взаимодействие родителей и детей»// Классный руководитель.- Москва, 2012.-№ 3.-96–102.

2.      Дементьева И. Психологическая адаптация детей после развода родителей/ Социальная педагогика //Деловой журнал для социальных работников и педагогов. — 2007.-№ 2.–С.65.

3.      Дружинина Н. Педагогическая поддержка подростков из неполных семей/ Социальная педагогика //Деловой журнал для социальных работников и педагогов./ — 2007.-№ 1.–с.45–50.

4.      Коляда М. Г. Семейная энциклопедия воспитания ребёнка: 3000 вопросов, что делать, если…/М. Г. Коляда.–Ростов на Дону: Феникс; Донецк: издательский центр «Кредо»,2007.–448с.

5.      Лодкина Т. Диагностика в работе семейного социального педагог /Социальная педагогика // Деловой журнал для социальных работников и педагогов.–2003.- № 2.–с. 54,59.

6.      Нусхаева Б. Особенности социализации детей в неполной семье./Социальная педагогика // Деловой журнал для социальных работников и педагогов. — 2005.-№ 2.–63–66.

7.      Т. С. Зубкова, Н. В. Тимашина /Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/. — «Академия»,2004.–224с.

8.      Основы социологии. / Под ред. В. В. Латышевой. — М.: издательский центр «Дрофа», 2004.

9.      Принципы воспитания ребёнка в неполной семье/ Школьный психолог// Методическая газета для педагогов-психологов.–2008.-№ 10.– С. 24.

Основные термины (генерируются автоматически): материнская семья, социальный педагог, семья, воспитание детей, ребенок, мать, Россия, семейное воспитание, семейный социальный педагог, какой возраст.


Похожие статьи

Педагогика семейного воспитания | Статья в журнале...

Педагогика семейного воспитания. Автор: Ерёменко Наталья Геннадиевна.

Они воспитывают социально адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Роль семьи и общественного самоуправления в умственном воспитании подрастающего поколения в осетинском нартовском эпосе.

Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной...

семейное воспитание, родитель, ребенок, семья, воспитание детей, педагог, нравственное воспитание, мать, чешский педагог, педагогическая деятельность.

Основы успешного семейного воспитания | Статья в журнале...

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог, семейное воспитание, семья, совместное времяпрепровождение, фото автора.

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»...

В связи с увеличением в последние десятилетия количества «особых детей», большую значимость приобретает проблема воспитания и адаптации не только самого ребенка с ТМНР, но и работы с семьей, где он воспитывается.

Похожие статьи

Педагогика семейного воспитания | Статья в журнале...

Педагогика семейного воспитания. Автор: Ерёменко Наталья Геннадиевна.

Они воспитывают социально адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.

Особенности семейного воспитания в полной и неполной семьях...

неполная семья, ребенок, семейное воспитание, семья, воспитание детей, жизнедеятельность семьи, родитель, большинство случаев, полная семья, член семьи.

Роль семьи в воспитании приемных детей | Статья в сборнике...

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Роль семьи и общественного самоуправления в умственном воспитании подрастающего поколения в осетинском нартовском эпосе.

Вопросы семейного воспитания в истории русской и зарубежной...

семейное воспитание, родитель, ребенок, семья, воспитание детей, педагог, нравственное воспитание, мать, чешский педагог, педагогическая деятельность.

Основы успешного семейного воспитания | Статья в журнале...

ребенок, родитель, успешное семейное воспитание, педагог, семейное воспитание, семья, совместное времяпрепровождение, фото автора.

Взаимоотношение родителей и детей в семье...

ребенок, современная семья, родитель, семья, отношение, отношение ребенка, воспитание детей, Адлер, семейное воспитание, становление личности.

Психолого-педагогические основы семейного воспитания

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого»...

В связи с увеличением в последние десятилетия количества «особых детей», большую значимость приобретает проблема воспитания и адаптации не только самого ребенка с ТМНР, но и работы с семьей, где он воспитывается.

Задать вопрос