Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения через проектную деятельность
Авторы: Гугуман Тамара Владимировна, Журахова Марина Николаевна, Семерез Анастасия Сергеевна, Фомичева Ольга Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 25.03.2014
Статья просмотрена: 2943 раза
Библиографическое описание:
Гугуман, Т. В. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения через проектную деятельность / Т. В. Гугуман, М. Н. Журахова, А. С. Семерез, О. А. Фомичева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5348/ (дата обращения: 16.11.2024).
«Самое дорогое у человека — это жизнь», — писал Н. А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы превратности нашего бытия.
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. где потерпевшими являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Необходимо донести до малыша очень сложные вопросы, причем донести так, чтобы он затаив дыхание поглощал информацию. Сама тема «Правила дорожного движения» очень сложна для малыша своими терминами и понятиями. Поэтому, планируя работу с детьми, необходимо включить игровые моменты, использовать наглядные пособия, сказочные персонажи, внести элементы новизны. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Планировать и проводить работу с детьми следует в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса, не допуская перезагрузки детей излишней информацией и учитывая настроение ребят. огромную роль в работе с детьми имеет проектная деятельность.
Технология проектирования делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученной ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющееся условия.
Особенности взросло-детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме проекта, игры, конкурсы, раскрывают творческие способности детей, что, естественно, сказывается на их результатах.
Информационно-творческий проект «Уроки Светофорика» направлен на формирование навыков правильного поведения на дорогах города. Этот проект поможет детям познакомиться с работой светофора, с видами транспорта, с понятиями «переход», «перекресток», «улица», «дорога». Исходя из психологических особенностей дошкольников, для поддержания интереса и качественного усвоения программного материала в играх, наблюдениях, беседах, вводится кукольный персонаж Светофорик.
Полагаем, что наш проект поможет воспитателям в работе с детьми по ознакомлению с Правилами Дорожного Движения.
Проект по ПДД в средней группе «Уроки Светофорика».
Продолжительность проекта: краткосрочный
Тип проекта: информационно –творческий.
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 4–5 лет (средняя группа).
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект.
Рост количества машин на улицах городов является одной из причин дорожно-транспортных происшествий, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Тема «Правила дорожного движения» содержит очень сложные вопросы и понятия, чтобы детям было интересно поглощать информацию мы включили игровые моменты, использовали яркие наглядные пособия и дидактические игрушки.
Модель трёх вопросов.
Что мы знаем? |
Что хотим узнать? |
Где можно это узнать? |
1.Как вы думаете, что такое правила дорожного движения? 2. Что такое дорога? 3. Что такое светофор? 4. Что ты знаешь о транспорте? 5. Как надо переходить дорогу? |
1. Про дорожные знаки. 2. Как ездит грузовик. 3. Когда нельзя ехать. 4. Что есть у грузовика и кто там сидит. 5. Где есть переход. |
1. Посмотреть в книге. 2. У тёти спросить. 3. Спросить у мамы и папы. 4. В мастерской, в автомобильном магазине. 5. В детском саду. |
Цель проекта. Вызвать интерес у детей к изучению правил дорожного движения с помощью игровых моментов, наглядных пособий, дидактический и подвижных игр.
Задачи:
- Познакомить детей с работой светофора, со значением цветов в дорожном движении.
- Закрепить понятия «улица», «дорога», «транспорт»; познакомить с понятиями «переход», «перекресток».
- Закрепить знания о видах транспорта; познакомить с правилами поведения пассажиров.
- Закрепить понятие «пешеход»; объяснить, что для пешехода существуют свои правила.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: НОД по образовательной области «Безопасность».
Название итогового мероприятия проекта: «Страна Светофория».
Продукты проекта:
для детей
- создание «Азбуки малыша — пешехода».
- выставка рисунков и поделок по теме проекта.
для педагогов
- методические разработки по теме проекта: " Уроки Светофорика ";
- подбор наглядного материала, дидактических игр;
- подбор художественной литературы.
для родителей
- выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми;
- родительское собрание «Дорожные ловушки»;
- буклеты «Воспитываем грамотного пешехода», папка передвижка.
Ожидаемые результаты по проекту:
- сформированные элементарные представления о правилах безопасного поведения на дорогах;
- уточнение и обогащение представлений детей о видах транспорта, о правилах поведения в общественном транспорте;
- уточненные знания о понятиях «улица», «дорога», «переход», «перекресток»; о работе светофора и значение цветов в дорожном движении;
- поощрять и поддерживать стремление соблюдать правила безопасного поведения на дороге;
- умение привлечь внимание взрослого в случае возникновения опасных ситуаций;
- стремление с интересом познавать правила дорожного движения.
Комплексно-тематическое планирование.
1 неделя.
- НОД (социальный мир) «Знакомство со Светофором».
- НОД (изобразительная деятельность) «Нарисуй светофор».
- П/И «Светофор».
- Беседа «Автобус».
- Дидактическая игра «Светофор».
- П/И «Найди свой цвет».
- Беседа «Трамвай и троллейбус».
- Конструирование «Трамвай».
- П/И «Светофорики».
- Рассматривание картинок «Грузовой и легковой автомобили».
- Дидактическая игра «Разрезные картинки».
- Упражнение «Как ты думаешь, что здесь лишнее?"
- П/И «Цветные автомобили».
- Рассматривание картины «Улица города».
- П/И «Поезд».
- Дидактическая игра «Что лишнее?"
2 неделя.
- НОД (речевое развитие) «Улица полна неожиданностей».
- Дидактическая игра «Что можно, что нельзя».
- П/И «Светофорики».
- П/И «Цветные автомобили».
- Упражнение на закрепление знаний о видах транспорта.
- Беседа «Перекресток».
- П/И «Найди свой цвет».
- Рассматривание сюжетных картинок «Игры возле проезжей части».
- Упражнение «Найди пассажирский транспорт и транспорт облегчающий труд человека».
- П/И «Светофор».
- НОД (социальный мир) «Происхождение современного транспорта».
- П/И «Поезд».
- Беседа «Правила поведения в общественном транспорте».
Литература:
1. Белая К. Ю., Зимонина Л. А., Кондрыкинская Л. А. — Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. — М.,2000.
2. Гарнышева Т. П. — ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. — СПб.,2012.
3. Журавлева В. Н. — Проектная деятельность старших дошкольников — Волгоград, 2009.
4. Петрова Т.И, Петрова Е. С. — Игры и занятия по развитию речи дошкольников. -.,2005.
5. Саулина Т. Ф. — Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3–7 лет. — М.,2013.
6. Хабибуллина Е. Я. — Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. — СПб.,2010.