Добровольческий отряд как фактор социализации учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)

Дата публикации: 08.04.2014

Статья просмотрена: 948 раз

Библиографическое описание:

Чугунова, Н. П. Добровольческий отряд как фактор социализации учащихся / Н. П. Чугунова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 162-166. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5309/ (дата обращения: 18.04.2024).

Статья представляет собой обобщение опыта работы классного руководителя общеобразовательной школы. Данная педагогическая система предполагает системно-деятельностный подход в воспитании школьников: показана форма добровольческого отряда как технологии социализации подростков.

Ключевые слова:добровольчество, акция, проект, социум.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач (когда-то они выходили на первый план, когда-то отступали на второй), однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания, они легли в основу Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего чувством гражданской идентичности, человека, ответственного за свои решения и поступки, толерантного, умеющего общаться и стремящегося к познанию. Как построить воспитательный процесс, чтобы мои выпускники были именно такими, социально востребованными?

Основное противоречие, выявленное в процессе воспитательной работы, состоит в том, что очевидна необходимость возрождения и создания духовно-нравственной основы воспитательного процесса, который мог бы эффективно противостоять негативному влиянию улицы, СМИ и другим асоциальным явлениям современной жизни.

Идея моей воспитательной системы заключается всоздании условий для приобретения учащимися позитивного социального опыта и, как следствие, формирования культуры личности школьника. Выполняя функции учителя и классного руководителя, я стараюсь создать коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей разностороннему развитию учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка.

Исходя из данной идеи, определились основные направления воспитательной работы:

Рис. 1. Основные направления воспитательной работы в 9 В классе.

Воспитательная система класса — это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного коллектива, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности в коллективе.

Идея воспитательной системы класса реализуется в различных формах работы с детьми (рис. 2). При этом основополагающими формами являются проектная деятельность и коллективные творческие дела.

Рис. 2.Основные формы работы с учащимися.

В течение четырёх лет в основу внеклассной проектной деятельности ложится работа добровольческого отряда «Добрые сердца».

Отряд имеет эмблему. Она представляет собой многократно повторяющиеся контуры сердец, такие же яркие и разнообразные, как и дела добровольцев. Эти контуры «сплетены», что символизирует единство помыслов и дел ребят.

В центре этих сердец — фигуры стремительно бегущих юноши и девушки, которые отражают желание помочь как можно большему количеству людей.

Рис. 3.Эмблема добровольческого отряда «Добрые сердца».

Законы жизни добровольческого отряда:

Основной закон отряда: учение — с увлечением, а добровольчество — от всей души.

Закон радости — долой скуку, улыбка на лицах взрослых и детей.

Закон красоты — будь красив сам и береги красоту вокруг.

Закон доброты — будь отзывчив и внимателен к людям.

Закон дружбы — хочешь иметь друга — будь им для других.

Закон уважения — если хочешь, чтоб тебя уважали — уважай других.

Закон чистоты — чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят.

Закон вежливости — каждый твой поступок отражается на других людях.

Закон ответственности — каждый должен видеть последствия своих поступков.

Направления деятельности добровольческого отряда представлены на рисунке 4.

Рис. 4.Направления деятельности добровольческого отряда

Рассмотрим подробнее содержание направлений деятельности добровольческого отряда «Добрые сердца».

Патриотическое:

-                   оказание адресной помощи ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам труда, пенсионерам;

-                   организация добровольческих акций «Помоги делом», «Поздравь ветерана», «От всей души» и т. д.

-                   проведение акций милосердия по сбору вещей, игрушек, книг, канцтоваров «От меня к тебе», «Доброе слово», "100 друзей», «Комфортно и сухо» и др.

Экологическое:

-                   участие в экологических акциях «Мой чистый школьный двор», «Пусть цветёт моё село!" и т. д.

-                   осуществление экологических десантов по уборке территорий парков и лесопарков

Здоровый образ жизни:

-                   уроки, агитбригады по пропаганде здорового образа жизни;

Досуговое:

-                   участие в организации и проведении школьных праздничных концертов, школьных мероприятий и вечеров;

-                   проведение добровольческих акций «Умелые руки», «Твори добро» и др.

Просветительское:

Для реализации мероприятий в данной сфере предусматривается:

-                   информационно-просветительская деятельность добровольцев;

-                   духовно-нравственное просветительство;

-                   правовое просвещение;

-                   экологическое просвещение;

-                   популяризация добровольчества через просветительство.

Виды деятельности добровольческого отряда

Долгосрочные проекты:

-                   систематическая помощь районной детской библиотеке,

-                   шефство над ветераном Великой Отечественной войны (Бутяев Г. Н., Шеметьев П. А.)

-                   помощь пенсионерке (Варевцевой Н. М.)

-                   мероприятия по пропаганде здорового образа жизни (акции, кл.часы и др.)

Краткосрочные проекты:

К краткосрочным проектам относим различные акции, «десанты»:

-                   «Чистое село» (уборка территории),

-                   «Доброе слово» (сбор и оформление пожеланий детям, находящимся на лечении в стационаре райбольницы),

-                   «От всей души» (сбор книг, игрушек и одежды для детей, находящихся в реабилитационном Центре, для пенсионеров и т. д.),

-                   "100 друзей»

-                   другие акции, их много за год.

Добровольческий отряд активно взаимодействует с местным социумом.

Рис. 5.Формы участия обучающихся в решении проблем местного социума.

С особыми чувствами члены добровольческого отряда осуществляют адресную помощь детям, оставшимся без попечения родителей (передают книги, одежду, игрушки), поддерживают детей, находящихся на лечении в Кошкинской ЦРБ.

Сотрудничество с Кошкинской районной детской библиотекой имеет системный характер. Ежегодно в течение летних каникул учащиеся помогают ремонтировать книжный фонд, оформлять новые книги, обслуживают читателей, благоустраивают территорию вокруг здания. В июне (во время работы школьного лагеря дневного пребывания) проводят тематические выставки книг и журналов, готовят и проводят конкурсные мероприятия для школьников.

С 2010 года (в связи с окончанием строительства) осуществляется помощь сельскому храму Рождества Христова.

Будни добровольческого отряда представлены на следующих фото.

В читальном зале. Готовим книги к оформлению.

В 2013 году мы с радостью принимали участие в подготовке к капитальному ремонту библиотеки (связываем книги и журналы для безопасного перевоза на временное хранение).

При переезде важно правильно упаковать книги, чтобы лучше сохранить их.

Рассказываем школьникам из летнего лагеря об интересных книгах и журналах

Основные термины (генерируются автоматически): добровольческий отряд, воспитательная работа, здоровый образ жизни, адресная помощь, акция, Великая Отечественная война, воспитательная система класса, воспитательный процесс, классный руководитель, местный социум.

Похожие статьи

Молодежные общественные объединения в системе...

добровольческий отряд, воспитательная работа, здоровый образ жизни, воспитательная система класса, местный социум, классный руководитель, воспитательный процесс, адресная помощь, Великая Отечественная война...

Роль воспитательной системы классного руководителя...

ребенок, принцип, начальная школа, класс, воспитательная работа, единый коллектив, воспитательный процесс, классное сообщество, воспитательная модель класса, воспитательная модель.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Воспитательная система школы создавалась усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.

Классные руководители организуют воспитательный процесс в соответствии с особенностями детских коллективов.

Особенности воспитательной деятельности классного...

Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса.

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с...

Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет...)

Организация воспитательной работы с кадетами (на примере...) III, воспитательная работа, активное участие, трудовое воспитание, физическое воспитание, здоровый образ жизни, Кадет, кадет класса, интеллектуальное развитие, физическая культура.

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном...

воспитательная работа, ребенок, учитель, воспитательная деятельность, воспитательный процесс, классный руководитель, социальное проектирование, школа, благоприятная эмоциональная обстановка...

Взаимодействие классного руководителя и родителей...

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Из опыта организации волонтерского движения на базе ГАПОУ СО...

Волонтерское движение стало системой воспитательной работы в колледже.

Добровольческий отряд активно взаимодействует с местным социумом.

- мероприятия по пропаганде здорового образа жизни (акции, кл.часы и др.)

Использование современных технологий в воспитательной...

классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс...

Похожие статьи

Молодежные общественные объединения в системе...

добровольческий отряд, воспитательная работа, здоровый образ жизни, воспитательная система класса, местный социум, классный руководитель, воспитательный процесс, адресная помощь, Великая Отечественная война...

Роль воспитательной системы классного руководителя...

ребенок, принцип, начальная школа, класс, воспитательная работа, единый коллектив, воспитательный процесс, классное сообщество, воспитательная модель класса, воспитательная модель.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Воспитательная система школы создавалась усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями.

Классные руководители организуют воспитательный процесс в соответствии с особенностями детских коллективов.

Особенности воспитательной деятельности классного...

Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса.

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с...

Организация воспитательной работы кадет (на примере кадет...)

Организация воспитательной работы с кадетами (на примере...) III, воспитательная работа, активное участие, трудовое воспитание, физическое воспитание, здоровый образ жизни, Кадет, кадет класса, интеллектуальное развитие, физическая культура.

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном...

воспитательная работа, ребенок, учитель, воспитательная деятельность, воспитательный процесс, классный руководитель, социальное проектирование, школа, благоприятная эмоциональная обстановка...

Взаимодействие классного руководителя и родителей...

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Из опыта организации волонтерского движения на базе ГАПОУ СО...

Волонтерское движение стало системой воспитательной работы в колледже.

Добровольческий отряд активно взаимодействует с местным социумом.

- мероприятия по пропаганде здорового образа жизни (акции, кл.часы и др.)

Использование современных технологий в воспитательной...

классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс...