Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (102) ноябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 05.11.2015

Статья просмотрена: 9112 раз

Библиографическое описание:

Шепитько, Н. И. Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС / Н. И. Шепитько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 882-884. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23030/ (дата обращения: 24.04.2024).



 

В статье раскрываются современные технологии воспитательной работы классного руководителя, способствующие развитию творческой индивидуальности младших школьников.

Ключевые слова: технологии, планирование социальное проектирование, модель воспитания.

 

Создает человека природа, но развивает и образует его общество.

В. Г. Белинский

 

Включение детей в новый, необычайно привлекательный для них вид деятельности — учение — делает школу центром жизни ребенка. Школа для младшего школьника, особенно на первых порах, — это, прежде всего учитель, который учит его, оценивает его успехи, приходит на помощь при неудачах. Сверстники ещё не играют значительной роли при определении того, что хорошо и что плохо, общественное мнение как регулятор поведения и взаимоотношений между детьми только формируется. Самооценка развита недостаточно, ученик не может еще самостоятельно оценить свои возможности и результаты усилий. Все это может сделать взрослый, и, прежде всего учитель, который выступает высшим авторитетом во всех делах. Учителя начальных классов как классные руководители работают в особых условиях с детьми от 6-ти до 10-ти лет. Введение ФГОС потребовало от нас огромной работы. Наше методическое объединение работало по теме «Развитие творческой индивидуальности обучающихся»

Перед собой мы поставили цель, этого оказалось мало.

Учебный процесс стал более результативным, а воспитательный процесс оставался на прежнем уровне.

В соответствии с нормативно правовыми документами мы стали использовать современные технологии в воспитательной работе.

Перед классным руководителем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника.

А передо мной, как руководителем МО, встал вопрос какие механизмы обеспечивают реализацию воспитательной работы составляющей ФГОС?

В качестве базовой для реализации воспитательной деятельности я использовали следующую организационную модель, которая исходя из задач, форм и содержания воспитательной деятельности включает следующие компоненты:

                     воспитательный план образовательного учреждения, а именно через часть, формируемую участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования и т. д.);

                     дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

                     воспитательные программы преподавателей;

                     система воспитательной работы;

                     классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т. д.);

Учителем начальных классов разработана и обобщена «Воспитательная система класса». Мною разработана программа «Здоровым быть модно» по формированию здорового образа жизни детей.

Наши классные руководители предусматривают новые этапы в развитии личности младшего школьника и постоянно изменяют содержание и формы работы с детьми. В чем же заключается воспитательная деятельность классного руководителя? Это прежде всего забота о здоровье детей, создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе, организация свободного времени детей, изучение их индивидуальных особенностей, оказание помощи семье в воспитании ребенка.

Что и привело к выводу: основная задача планирования — так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя и применять свои знания в практической деятельности.

Опыт показал, что обучение и воспитание-это два взаимосвязанных процесса. Их нельзя разрывать. Процесс воспитания сложнее и труднее, чем обучение, он требует от педагога более тонкого подхода к ребенку.

Это процесс постоянного творчества, где учитель должен свои знания и опыт применять к постоянно меняющимся педагогическим ситуациям. Ведь результаты воспитания обнаруживаются со временем, их нельзя заметить сразу. Поэтому труднее определить допущенные просчеты и упущения в воспитании. Для успешного проведения воспитательной работы учитель развивает в себе постоянное стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания. Он должен уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимистической перспективой. Я пришла к выводу, что это возможно, лишь тогда, когда ребенок видит в учителе своего друга, единомышленника, если учитель может пережить с ним радость победы и горечь неудач.

Практика показала, что учитель знающий, но недобрый, не справедливый может вызвать у ребенка нелюбовь к школе, нежелание ее посещать, страх перед таким учителем заставляет детей лгать, быть неискренними. И потребуется много, много встреч с другими людьми, непохожими на такого учителя, чтобы изменить складывающиеся отношения к школе, к людям.

С этой целью практикуем внедрение современных технологий в воспитательный процесс, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях.

Современные технологии позволяют нам разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями.

В рамках методической темы работаем над вопросами:

1.                  Как поддержать интерес обучающихся к классным часам, внеклассным мероприятиям в условиях современной школы?

2.                  Как повысить мотивацию и вовлечь обучающихся в активную внеурочную деятельность?

3.                  В какой форме проводить родительские собрания, чтобы родители не потеряли желание посещать школу?

4.                  Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?

В настоящее время учителя нашего МО успешно используют следующие технологии, которые согласно ФГОС применяются как в учебной, так и воспитательной работе. Это:

               технология проектного метода;

               личностно-ориентированная технология;

               технология здоровьесберегающая;

               технология игры;

               технология развития критического мышления;

               технология КТД И. П. Иванова, Караковского Д.;

               технология создания ситуации успеха;

Остановлюсь на некоторых современных технологиях, которые наиболее активно используются в нашем МО.

1.                  Социальное проектирование — технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии — создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я — концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

2.                  Технологиясотрудничества — задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Дети учатся работать в команде, оценивая свою работу и успех и успех и работу команды.

3.                  Личностно-ориентированное воспитание — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне города, области, федерации, где дети нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

4.                  Игровые технологии — включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Данная технология наиболее успешно реализуется в начальной школе, где дети еще играют, верят в сказку и добро. Игровые технологии используются при проведении классных часов и при проведении семейных праздников. («Папа, мама, я — читающая (дружная, спортивная, читающая) семья». (Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями)

5.                  Технологии КТД И. П. Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

                    коллективное творчество;

                    единое дело и добровольное участие в нём;

                    свобода выбора форм деятельности;

                    содружество взрослых и детей;

                    развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Технология КТД не нова для наших педагогов. С 1992 года она активно используется в воспитательной работе. И сегодня воспитательная работа в школе строится по принципу КТД.

6.                  Технологии проектного метода. В нашей школе успешно работает научное общество учащихся «Думай. Твори. Исследуй». (работа с одаренными детьми). В основе его работы лежит метод проектов. Каждый учащийся школы имеет возможность заниматься исследовательской деятельностью. Ежегодно проходит научная конференция, где ребята представляют результаты своих исследований.

Наши учащиеся с исследовательскими работами участвуют и побеждают в муниципальных и городских конкурсах.

Мы считаем, что понятие профессионализм подразумевает не только профессиональную компетентность, но и чувство нового, инициативность, умение видеть проблемы, ставить задачи и обеспечивать их решение. Это владение культурой труда, культурой отношений и общения, профессиональной этикой, это умение критически взглянуть на результаты своей деятельности.

Превратиться в профессионала, способного выстраивать разумную систему воспитания в соответствии с возрастом воспитанников и уровнем их развития, профессионала, способного видеть пути развития вверенного ему коллектива.

 

Литература:

 

  1. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной работы компоненты ФГОС/ Т. В. Плахова. — Волгоград: Учитель, 2014г.-157с.
  2. Диагностика и развитие компетентности в общении / авт. — сост.: Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. М.: Изд-во МГУ, 1991
  3. Воспитание личности в коллективе. –М.: Центр «Педагогический поиск», 200г.
  4. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению/ авт.- Кравцова Е. Е.
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, ребенок, учитель, воспитательная деятельность, воспитательный процесс, классный руководитель, социальное проектирование, школа, благоприятная эмоциональная обстановка, детский коллектив.


Ключевые слова

технологии, планирование социальное проектирование, модель воспитания

Похожие статьи

Особенности воспитательной деятельности классного...

классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс...

Взаимодействие классного руководителя и родителей...

Взаимодействие педагогов дополнительного образования и классного руководителя создает ситуацию успешности для каждого ребенка. В воспитательной работе учитываю интересы детей и их занятость в системе дополнительного образования.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса.

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Сотрудничество классного руководителя...

Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению.

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники.

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный

- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей.

− проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей

Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые...

Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно...

Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать

– Верить, что в любой семье есть положительный опыт воспитательной деятельности.

Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Образовательное: Координация действий по организации учебно-воспитательного процесса школы: - учебная деятельность

- Участие в мастер-классах, экскурсии, тематические уроки, классные часы, дискуссии и др. формы работы в рамках сотрудничества.

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном...

ребенок, принцип, начальная школа, класс, воспитательная работа, единый коллектив, воспитательный процесс, классное сообщество, воспитательная модель класса, воспитательная модель.

Похожие статьи

Особенности воспитательной деятельности классного...

классный руководитель, класс, воспитательная работа, учебно-воспитательная работа, раздел деятельности, задача воспитания, основной раздел деятельности, воспитательный процесс...

Взаимодействие классного руководителя и родителей...

Взаимодействие педагогов дополнительного образования и классного руководителя создает ситуацию успешности для каждого ребенка. В воспитательной работе учитываю интересы детей и их занятость в системе дополнительного образования.

Проблемы современного учебно-воспитательного процесса.

классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Сотрудничество классного руководителя...

Единство воспитательной деятельности школы, семьи и общественности создается целенаправленной систематической работой школы, отвечающей современным требованиям, предъявляемым к образовательному учреждению.

Классное руководство как целенаправленная система воспитания

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники.

Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный

- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей.

− проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей

Так, учителя и классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые...

Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно...

Работа с родителями требует от классного руководителя умения устанавливать

– Верить, что в любой семье есть положительный опыт воспитательной деятельности.

Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

Взаимодействие образовательной организации с социальными...

Образовательное: Координация действий по организации учебно-воспитательного процесса школы: - учебная деятельность

- Участие в мастер-классах, экскурсии, тематические уроки, классные часы, дискуссии и др. формы работы в рамках сотрудничества.

Роль воспитательной системы класса в духовно-нравственном...

ребенок, принцип, начальная школа, класс, воспитательная работа, единый коллектив, воспитательный процесс, классное сообщество, воспитательная модель класса, воспитательная модель.

Задать вопрос