Нравственная основа воспитания личности в педагогической концепции М. М. Манасеиной | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)

Дата публикации: 26.02.2014

Статья просмотрена: 501 раз

Библиографическое описание:

Бельская, З. В. Нравственная основа воспитания личности в педагогической концепции М. М. Манасеиной / З. В. Бельская. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5191/ (дата обращения: 16.12.2024).

Педагогические взгляды М. М. Манасеиной (1842–1903) тесно связаны с идеей развития самобытности русской культуры.Судьба конкретного человека выступает в качестве отражения судьбы народа. Оригинальность подхода к воспитанию подрастающего поколения у М. М. Манасеиной отличается религиозной, нравственной и культурной составляющей. В своих книгах «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования» Мария Михайловна показывает взаимосвязь религиозного, нравственного и культурного аспекта в воспитании ребенка. Данная взаимосвязь осуществляется на двух разных уровнях: на личностном уровне и уровне государственного значения. Только правильно понятое и правильно выполненное воспитание подрастающего поколения, по мнению Манасеиной, является важным условием развития и процветания государства. Синтезируя взгляды ученых на проблему нравственного воспитания личности ребенка, М. М. Манасеина находит общее в позициях таких наук как философия, психология, педагогика, медицина.

Нравственная основа воспитания личности в педагогической концепции М. М. Манасеиной складывается из понятия уникальности личности ребенка. Развитие и воспитание нравственной личности является ступенью в более сложном сознательном развитии личности в социуме [1, с. 27]. Именно появление сознания ребенка, по Манасеиной, свидетельствует о готовности к социальному развитию и возможности социальной адаптации. Следовательно, сознание является ступенью формирования нравственного в личности ребенка. Социальная адаптация определяет пути развития нравственного сознания личности и формирования ее гражданской позиции.

Современные ученые-исследователи так же, как и в свое время Манасеина, учитывают важность формирования нравственного сознания ребенка в становлении самостоятельного развития, направляемого социальным окружением.

Проблема уникальности личности ребенка всегда была значимой и весьма противоречивой, но взгляды ученых-современников Марии Манасеиной по этому вопросу во многом схожи. В.Прейер видел уникальность личности ребенка в собственном «я», складывающемся путем ассоциаций (смотрящем я, слушающем я, обоняющем я и т. д.). Н. Ф. Бунаков (1837–1904) считал труд главным средством воспитания по достижению нравственного идеала: «Уже всеми признаны общечеловеческое право на труд и общечеловеческая обязанность трудиться, и это яркий пример полного слияния права с обязанностью... Школа должна готовить ребенка для труда самостоятельного... проводить постоянно начало самодеятельности» [2].

Самодеятельность проявляется уже тогда, когда любопытство и любознательность побуждают ребенка к поиску, в т. ч. к духовно-нравственному. Манасеина подчеркивает: «здоровое любопытство есть та же любознательность, но только на первых стадиях своего развития… всякое удовлетворение любопытства требует настойчивой работы и со стороны органов ощущения, и со стороны мысли» [4, с.93].

Со времен Ювенала существует афоризм: «Молись, чтоб дух здоровый был в теле здоровом» (Orandum est, ututsit mens sana in corpore sand). Данный афоризм отражает не только элемент здоровья, но и элемент нравственного развития. Ведь нормы и принципы, распространенные в обществе несут в себе отражение нравственных ценностей и правил морали здорового человека (добро, милосердие, счастье и т. д.). Поведение человека в обществе свидетельствует и о его психическом здоровье и благополучии, и о нравственном самосознании.

Мария Манасеина освещает в своих трудах и проблему трансцендентального сознания. На основе трансцендентального характера сознания М. М. Манасеина показывает роль склонности человеческого сознания к идеализации, которая способствует трудности в верном понимании самого себя, потому что «телесное самочувствие» по своей сути эгоистично, а сознание всегда готово найти интеллектуальный, этический или эстетический мотив.

Трансцендентальное самосознание побуждает человека к нравственным поискам, пробуждает ответственность человека, воздействует и сосредотачивает его на моральных аспектах личности в окружающем мире. Такой поиск приводит человека к вере. Именно она порождает к динамическому развитию личность, которая способна соизмерять действительность и формировать собственный взгляд на внешнюю среду через осознаваемое внутреннее «я». Понимание относительности всех человеческих знаний приходит именно в данном случае.

Действительно, поиск на основе нравственных идеалов зачастую приводит к нахождению личностью веры, индивидуальному ее пониманию и сознанию. Осознание веры возможно в случае сопоставления имеющегося у личности опыта со сложившейся ситуацией.

В течение всей жизни человек может придти к вере, а в противоположном случае — и исчерпать себя так и не найдя ее. Возможен поиск длительный (продолжительный) и короткий. Поэтому нравственная основа, заложенная в воспитании личности ребенка, по мнению М.Манасеиной, является одной из ступеней к достиженью духовного развития, начиная с ребенка и заканчивая личностью взрослого человека.

Открытость миру и всему новому также говорит о сформированном и высокоразвивающемся базисе нравственного в личности. Нравственность взаимосвязана в трудах М.Манасеиной с характером, волей, самообладанием, совестью и эстетикой. Именно такие начала в личности ребенка Манасеина считает необходимым развивать непрерывно, начиная от рождения и заканчивая смертью.

Подход М. М. Манасеиной к духовно-нравственному воспитанию оригинален и уникален, отличается религиозной, нравственной и культурной составляющей. Прогресс в развитии нравственной основы у детей возникает в результате процесса формирования системы общенациональных ценностей и приоритетов. Таким образом, когда у детей ощущается недостаток сознательно принятых принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах конструктивного социального поведения, отсутствуют жизненные перспективы, тогда невозможно сформировать представления об общности русского народа, о чувстве патриотизма и нравственности, укорененном в национальной истории, культуре. Именно история и культура нации являются главенствующими в развитии общего идеала будущего. В этой тесной взаимосвязи и взаимозависимости и заключается прогресс нравственной основы воспитания личности.

Задача воспитания нравственной основы в личности заключается в формировании и развитии ценностно-нормативной основы национального самосознания. Общество, функционирующее на основе содержащихся в ней ценностей и приоритетов, может лишь указать конкретному человеку на данные ценности. Благодаря ценностям человек, возможно, будет соблюдать определенные правила поведения, что и будет отражать его сформировавшиеся моральные нормы, личностные убеждения, нравственные ориентиры.

Но, в то же время нравственная личность должна быть свободной для развития в творческом русле. Так нравственность может укорениться не столько в законах страны, но и в понятиях «Отчизна», культура, религия; может сформироваться благодаря изначальной духовности и при помощи воспитания.

Личность ребенка выступает в качестве отражения образа народа, его жизни, нравственных устоев и межпоколенческих связей. Национальные традиции, духовно-нравственные ценности, обычаи народа способны раскрыть в личности ребенка особые таланты, помочь адаптироваться к социуму, увидеть перспективы развития личности в государстве.

Уклад жизни семьи формирует платформу для будущего ценностного отношения ребенка. Высшей целью воспитания считается достижение нравственного самосознания личности в соответствии с условиями исторической эпохи. Воспитательный идеал за историю Руси менялся: средневековая Русь видела идеал в религии (в образе Христа); в XVIII веке в качестве идеала выступает человек, служащий Царю и Отечеству; в XIX веке происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу; в советский период идеал сплотился в образе коммунизма и служения партии; в настоящее время идеал воспитания сводится к смене ценностей и возникновению идеалов человека как личности. Но идеал воспитания в любой эпохе сводится к адаптации и развитию личности. Отсюда видится и цель — воспитание творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Именно здесь берет свое начало гуманистический принцип воспитания.

Устремленность в будущее, по мнению Манасеиной, не может сопровождаться разрывом с прошлым, так как помогает построить гармоничное будущее. Вера, милосердие, духовность, нравственность, патриотизм, человеколюбие и др. всегда выступали базисом ценностного ресурса личности.

Также Манасеина указывала на идею «незыблемого постоянного»: «все идеалы, все отвлеченные понятия не представляют собою чего-то незыблемого постоянного. Напротив того они меняются сообразно развитию, сообразно культуре, цивилизации каждого народа и то, что в данную минуту представляется нам идеалом человека, идеалом человечеств покажется, быть может, в глазах наших отдаленных потомков предметом насмешки, окажется не идеалом, к которому надо стремиться, а продуктом нашего недомыслия, нашего невежества, по которому можно будет судить о характере нашей печальной эпохи, стоявшей еще так низко по своему развитию» [3, с.3].

Нравственная основа в воспитании личности не должна иметь приоритет над общественными интересами, идеями и ценностями и наоборот, общество не должно довлеть над сформированными личностными ценностями (ломать нравственные устои). Цели воспитания — высоконравственной, творческой, ответственной, духовной, нравственной и культурной личности — можно добиться только путем ненасилия, учета особенностей формирования и развития личности, семейных традиций и особенностей воспитания. Тогда ребенок будет готов стремиться к нравственному самосовершенствованию, самоанализу и самооценке собственной жизни, к развитию критического самосознания.

Вспоминая мировоззрение Манасеиной, можно упомянуть о важности взаимосвязи общества, семьи и воспитываемого ребенка. Если нравственная основа, заложенная в одном из данных взаимосвязанных элементов, будет противоречить, то возникнет непонимание, которое сможет размножить в сознании ребенка понимании нравственности и духовности. Так, при противоречии ценностей, привитых в семье, ценностям общества ребенок будет ощущать двойственность. За счет такого противоречия может возникнуть двойственность в восприятии и сознании ребенка, что повлечет необратимые последствия вплоть до отсутствия нравственности в силу ее непонимания.

М. М. Манасеина подчеркивает связь воспитания внимания и сознания, развития ощущений и памяти, развитием внимания и речи у детей. Все многосторонние проявления душевной жизни взаимосвязаны, определяют и дополняют друг друга (сравнение, соединение, столкновение и противопоставление). При условии, если воспитание в указанных направлениях ведется правильно, то развитие сознания идет быстрее и успешнее. Под влиянием целесообразного воспитания у детей развивается восприимчивость памяти, сила внимания, строгая логичность суждения, деятельность сознания, живость воображения.

Знание, как естественная потребность ребенка, является неотъемлемым и важнейшим условием жизни человека. Именно упражняясь и проявляя свои разнообразнее способности, ребенок стремится к воспитанию сознания.

Верным расцветом сознания, в педагогической концепции М. М. Манасеиной, может служить умение ребенка отличать «сонные грезы» от действительности, умение отличать умственные образы от реальных предметов внешнего мира. Ведь самостоятельно работающая мысль является одним из главных условий для развития мощного сознания: сознание более развито при целостности внутреннего «я» и единстве личности; объем сознания ограничен и оказывается уже при разнородности подлежащих восприятию элементов (эмпирические и психофизиологические опыты Гамильтона, Бонне, Вундта, Джемса, Мак-Кин Кэттела, Дитце, Макса Фридриха).

По результатам исследований М. М. Манасеиной, самостоятельная деятельность взаимосвязана со всем содержанием психической жизни. Самостоятельная работа способствует получению нового, целостного знания и усиливает единство самосознания. Люди, сознающие недостаточность и относительность своих знаний, проявляют более сильное сознание, чем те, которые гордятся своими ограниченными знаниями. Сознание развивается и трансформируется в самосознание, но сознание тоже изменяется в конкретное самосознание, затем в трансцендентальное самосознание. Оно по своим возможностям стимулирует присутствие в человеке высшего, духовного.

Каждый человек, подвергая сомнению существующую действительность, приходит к критическому осмыслению определенных позиций. Поэтому воспитание не должно заканчиваться, а длиться непрерывно на протяжении всей жизни, переходя в самовоспитание. Самостоятельное осмысливание помогает личности каждый раз убеждаться в относительности человеческих знаний. В нескончаемых поисках истины заключаются главное условие развития и самосовершенствования человеческого сознания.

Педагогические взгляды М. М. Манасеиной о воспитании сознания отражают идеи и взгляды конца XIX века. Духовно-нравственный подход М. М. Манасеиной отличается важностью сопоставления теоретических и практических аспектов науки, учетом возрастно-половых, физиологических и психологических особенностей развития ребенка, возможностью самосовершенствования природы ребенка и его духовных начал.

Литература:

1.                  Бельская З. В. О воспитании сознания в педагогической концепции М. М. Манасеиной [Текст] / З. В. Бельская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 26–29.

2.                  Бунаков Н. Ф. Записки Н. Ф. Бунакова. Моя жизнь, в связи с общерусской жизнью, премущественно провинциальной. 1837–1905 [Текст] / Н. Ф. Бунаков. — СПб: [б. и.], 1909. — XXIV, 364 с.

3.                  Манасеина М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. Выпуск первый. Текст./М.Манасеина — СПб.: Типография Е.Евдокимова, 1894. — 155 с.

4.                  Манасеина М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. Выпуск Пятый А. С.-Петербург. Типография СПб акц. общ. печ. дел в России Е.Евдокимов. Троицкая 18. 1899. — 404 с.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственная основа, личность ребенка, ребенок, развитие, сознание, нравственная личность, педагогическая концепция, социальная адаптация, трансцендентальное самосознание, человеческое сознание.

Похожие статьи

О воспитании сознания в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Особенности воспитания этических чувств ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Развитие идей классической педагогики в концепции М. М. Манасеиной

Проблема формирования и развития профессионально-педагогической культуры в работах И.Ф. Исаева

Опыт анализа социального и культурно-творческого компонента категории ценности в этике О. Г. Дробницкого

Роль теории диалога М. М. Бахтина в формировании социокультурной компетенции

Педагогические основы развития социально-активной личности

Образ школы и ее миссия в педагогических воззрениях С. И. Гессена

Проблемы педагогического профессионализма в трудах Л. Н. Толстого

Похожие статьи

О воспитании сознания в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Особенности воспитания этических чувств ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Развитие идей классической педагогики в концепции М. М. Манасеиной

Проблема формирования и развития профессионально-педагогической культуры в работах И.Ф. Исаева

Опыт анализа социального и культурно-творческого компонента категории ценности в этике О. Г. Дробницкого

Роль теории диалога М. М. Бахтина в формировании социокультурной компетенции

Педагогические основы развития социально-активной личности

Образ школы и ее миссия в педагогических воззрениях С. И. Гессена

Проблемы педагогического профессионализма в трудах Л. Н. Толстого