Особенности воспитания этических чувств ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

V международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2014)

Дата публикации: 04.07.2014

Статья просмотрена: 602 раза

Библиографическое описание:

Бельская, З. В. Особенности воспитания этических чувств ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной / З. В. Бельская. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5993/ (дата обращения: 16.12.2024).

М. М. Манасеина (1842–1904) развивала в своих педагогических трудах («Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования», 5 томов) идею нравственного воспитания личности ребенка. Эта идея связана с развитием самобытности русской культуры. Вопросы нравственноговоспитания подрастающего поколения являлись отличительной чертой педагогики того времени. Однако оригинальность взглядов М. М. Манасеиной заключается в том, что она показала взаимосвязь религиозного, нравственного и эстетического аспектов в воспитании ребенка.

Ключевая идея концепции нравственного воспитания М. М. Манасеиной состоит в развитии этических чувств как основы нравственного развития личности.

Анализируя эту группу чувств, исследовательница пришла к заключению, что этические чувства, так же как и чувства интеллектуальные и эстетические, имеют в основе своей первичное чувство удивления. Под удивлением она понимает все то, что нарушает у детей устоявшуюся привычку. Дети удивляются всему новому, неизвестному и неожиданному. Однако этические чувства отличаются от чувств интеллектуальных и эстетических. Этические чувства осуществляют принцип направления, движения, эстетические чувства — принцип покоя, интеллектуальные — принцип преемственности (наследование и передача путем воспитания воззрений) и носят динамический характер. Интеллектуальные чувства концентрируются на благосостоянии, идеалах личности, а этические чувства взаимосвязаны с благосостоянием людей вообще и общими идеалами человечества.

При анализе работ П.Кальдерона, Ж. Ж. Руссо, А.Шопенгауэра, М. М. Манасеина приходила к выводу о том, что сострадание выступает исходной точкой развития всех этических чувств. Подобную мысль высказывал современник М. М. Манасеиной великий писатель и психолог XIX века Ф. М. Достоевский: «Сострадание есть главнейший, и, может быть, единственный закон бытия всего человечества» (князь Мышкин в романе Ф. М. Достоевского «Идиот») [2].

В наблюдениях за детьми Мария Михайловна увидела, что дети успевают проявлять эгоизм, гнев, жестокость, злость, прежде, чем в них проснется чувство сострадания. Проявления сострадания ученый фиксировала у детей двух лет и позже.

На основании теоретических исследований и практических наблюдений педагог признавала, что чувство благодарности предшествует состраданию в ходе человеческого развития и составляет основу для развития сострадания и других этических чувств.

М. М. Манасеина связывала благодарность с такими чувствами, как испуг, страх или беспокойство. «Стоит только внимательно следить за своим собственным психическим миром, причем каждый из нас убеждается, что особенно сильную, неудержимую благодарность мы чувствуем лишь в первые минуты после освобождения нас от того или иного беспокойства, от того или иного страха или испуга» [3, с. 178]. Благодарность появляется всегда вслед за освобождением человека от беспокойства, страха, боязни или испуга. При анализе чувства благодарности исследовательница опиралась на взгляды В.Джемса, И.Канта, Ф.Бруссе, К.Шееле.

Однако не только в философии и психологии М. М. Манасеина находила подтверждение своего понимания чувства благодарности. Если проследить эволюцию чувства благодарности у человека, то можно обнаружить, что у первобытных людей, как и у маленьких детей, чувство благодарности предшествует состраданию. Именно поэтому Мария Михайловна видела благодарность исходной точкой развития всей морали, ключом к развитию этических чувств.

Под чувством благодарности М. М. Манасеина подразумевала не формальное соблюдение приличия и вежливости, которое представляет собой условные жесты и выражения, а самостоятельно выращенное путем воспитания в сознании ребенка нравственное начало.

Но как увидеть зарождающееся у ребенка чувство благодарности и дать ему развитие?

По наблюдениям педагога, благодарность у маленьких детей появляется на несколько месяцев раньше, чем чувство сострадания. Чувству благодарности присуще стремление к воздаянию, к возмездию, к оплате за услугу.

М. М. Манасеина выявила взаимосвязь между чувством благодарности и развитием ребенка. Оказалось, что чем контактнее ребенок, чем больше он дружелюбен с другими, тем стремительнее развивается в нем чувство благодарности и совершенствуются этические чувства. Активный ребенок находится в постоянном поиске, который рождает определенный страх, испуг. Непривычное рождает в нем и его друзьях разрешение ситуации путем нахождения необычного выхода. Во взаимоотношениях маленьких детей иногда можно проследить за действием чувства благодарности.

Для развития чувства благодарности М. М. Манасеина рекомендовала воспитателям пользоваться всеми случаями, возбуждающими в ребенке данное чувство. Совместная деятельность и игры детей создают множество причин для испуга, страха, беспокойства и взаимопомощи. Взаимопомощь и взаимовыручка, сопровождая совместную деятельность детей, развивают общие нормы морали и нравственности. Именно такая общность интересов, общность действий порождает основы для развития чувства дружбы.

Дружба, начавшаяся в детские годы, способствует развитию и закреплению чувства благодарности. У маленьких детей предпочтение одного товарища другому находится, по замечанию М. М. Манасеиной, в прямой зависимости от того, насколько одинаковые вкусы и наклонности у ребенка в игре.

Дружба понимается М. М. Манасеиной как «любовь, перенесенная со своего личного «я» на одного определенного сверстника или товарища» [3]. Педагог советует родителям и воспитателям с радостью воспринимать появление дружбы между детьми, не бояться и не препятствовать ее появлению. Именно дружба не дает развиваться эгоизму у детей, способствует развитию чувства симпатии и антипатии.

Маленьким детям свойственно умение наблюдать различные отношения между людьми. Они видят положительные и отрицательные качества людей и со временем могут их различить. М. М. Манасеина советовала воспитывать детей с учетом их понимания жизни и деятельности в социальной среде. Формирование у ребенка точного представления о том, что можно ожидать от людей (лучшего или худшего) оберегает от разочарований и открывает возможность естественного отношения к недостаткам других людей.

Наряду с чувством дружбы у детей развивается любовь к ближнему. Любовь к ближнему открывает человеку пользу взаимного общения и развития. М. М. Манасеина подчеркивала, что развитие в детях любви к ближнему возможно при условии избегания всякой искусственной идеализации и при условии сталкивания ребенка лицом к лицу с окружающей действительностью.

Сущность благодарности М. М. Манасеина видела в стремлении отплатить за добро добром. Поэтому она не исключала возможность расплачиваться злом за зло. Подобная возможность развивает у детей чувство мести. Но месть, как и благодарность, заключает в себе стремление к возмездию. Наравне с благодарностью чувство мести участвует в развитии чувства справедливости. Оно является одним из главных в социальной этике. Задача воспитателя заключается в подчинении чувства мести у детей определенным нравственным правилам: в высоком уровне развития чувства справедливости, восходящем к христианскому учению.

По убеждению М. М. Манасеиной, религиозное воспитание является важным средством развития этических чувств у детей, и, прежде всего, чувства великодушия. Вспомним, Р.Декарт говорил о том, что великодушие свойственно сильным личностям. Действительно, для сильных личностей: великодушие несовместимо со страхом и опасением, которым особенно подвержены слабые личности.

Ребенок, научившись любить близких, испытав и взрастив чувство справедливости и великодушия, начинает испытывать чувство жалости и сострадания к окружающим. Но современная жизнь сказывается и на детях: соперничество, конкуренция, злость, жестокость — все это видят дети в отношениях взрослых. Детям прививаются идеалы и эталоны морали и нравственности, а на самом деле в жизни они видят противоположные вещи. Такое противопоставление дает толчок для развития у детей двойственности нравственности, морали и этики. Задача взрослого — научить ребенка чувствовать общность с людьми путем испытания сострадания и жалости.

Еще одно важное чувство этической группы рассматривает в своей концепции М. М. Манасеина. Это — совесть. Важным элементом совести является чувство долга. Для того чтобы чувство долга развилось и сохранилось в ребенке, педагог дает ряд рекомендаций. Во-первых, практическое осуществление чувства долга должно оставлять в ребенке след. Во-вторых, у ребенка не должно быть многочисленных и несущественных обязанностей. «При нормальной постановке всего воспитания дети сами каким-то инстинктом понимают, в чем именно состоят задачи их чувства долга» [3].

В концепции нравственного воспитания М. М. Манасеиной говорится о важности взаимосвязи общества и семьи, о единстве их требований к ребенку. Если нравственная основа, заложенная в одном из данных взаимосвязанных элементов, будет противоречить другому элементу, то возникнет непонимание, которое может породить в сознании ребенка противоречия. Так, при противоречии ценностей, привитых в семье, ценностям, культивируемым в обществе, ребенок будет ощущать двойственность сознания и восприятия, что повлечет необратимые последствия. Ребенок не сможет осуществить в полной степени разделения ценностей на истинные и ложные. Все это, в конечном счете, может привести к низкому уровню нравственности или полному ее отсутствию в силу непонимания истинных ценностей общества и семьи [1].

Современные исследователи (Ильин Е. П., Куликов Л. В., Девидсон Р., Аверилл Д.) считают, что личность с целостным внутренним «я» испытывает всевозможные эмоциональные проявления и разнообразные чувства. Именно эти проявления могут свидетельствовать о существовании личностного «я». Такие же мысли мы находим и у М. М. Манасеиной: «…чувства мыслимы вообще только при полной целостности психического «я» человека, так как с исчезновением личного «я» исчезнут и поводы для тех или иных чувств» [3].

Итак, анализ чувств этической группы, предпринятый М. М. Манасеиной, направлен на осмысление вопросов нравственного развития личности ребенка. Чувства сострадания, благодарности, долга, дружбы, любовь к ближнему являются базовыми в нравственной сфере личности.

Педагогические взгляды М. М. Манасеиной в вопросе воспитания этических чувств у детей отражают идеи педагогики конца XIX века. В своих трудах М. М. Манасеина показывает, что этический аспект имеет отличительную особенность в формировании нравственной личности, а именно рассматривается и учитывается в конкретных (как в индивидуальных, так и в общественных) условиях развития и воспитания ребенка.

Взаимосвязь и взаимодействие существующей нравственности и общества в процессе воспитания и развития ребенка является основополагающей. Нравственность выступает в качестве существенного фактора общественной жизни и общественного развития. Этические чувства, воспитываемые в ребенке, способствуют пробуждению оценивающего сознания. Общепринятые традиции и представления, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений, формируют этическую сторону личности ребенка.

Литература:

1.                  Бельская З. В. Нравственная основа воспитания личности в педагогической концепции М. М. Манасеиной [Текст] / З. В. Бельская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 18–20.

2.                  Достоевский Ф. М. Идиот [Текст]/Ф. М. Достоевский. — М.: ЭКСМО, 2008. — 637 с.

3.                  Манасеина М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. Выпуск Пятый А. — С.-Петербург: Типография СПб акц. общ. печ. дел в России Е.Евдокимов. Троицкая 18. 1899. — 404 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, чувство, чувство благодарности, благодарность, развитие, чувство сострадания, воспитание ребенка, нравственное воспитание, развитие ребенка, этическая группа.

Похожие статьи

Нравственная основа воспитания личности в педагогической концепции М. М. Манасеиной

О воспитании сознания в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Развитие идей классической педагогики в концепции М. М. Манасеиной

Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования

Педагогические и психологические вопросы развития личности ребенка в современной модели дошкольного образования

Педагогические основы развития социально-активной личности

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Формирование личности ребенка в педагогике Я. Корчака

Педагогические принципы трансформации воспитания школьников в современной культурно-идеологической системе сельского социума

Похожие статьи

Нравственная основа воспитания личности в педагогической концепции М. М. Манасеиной

О воспитании сознания в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности ребенка в педагогической концепции М. М. Манасеиной

Развитие идей классической педагогики в концепции М. М. Манасеиной

Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования

Педагогические и психологические вопросы развития личности ребенка в современной модели дошкольного образования

Педагогические основы развития социально-активной личности

Роль курса ОБЖ в процессе развития ценностных ориентаций учащихся среднего школьного возраста

Формирование личности ребенка в педагогике Я. Корчака

Педагогические принципы трансформации воспитания школьников в современной культурно-идеологической системе сельского социума