Проект «Здоровье детей в руках взрослых» (младший дошкольный возраст)
Авторы: Волкова Наталья Георгиевна, Баркова Лариса Павловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 26.02.2014
Статья просмотрена: 2073 раза
Библиографическое описание:
Волкова, Н. Г. Проект «Здоровье детей в руках взрослых» (младший дошкольный возраст) / Н. Г. Волкова, Л. П. Баркова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 90-93. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5171/ (дата обращения: 16.12.2024).
Дошкольное детство, является начальной ступенью в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ступеням образования. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Наш город Старый Оскол находится среди красивых невысоких гор-холмов. Вокруг города леса, луга, поля, чуть дальше в глубине лесов небольшие реки, ручейки, холодные ключи. Но даже красота окружающей природы не может скрыть последствий деятельности предприятий по добыче руды, огромные запасы которой находятся в недрах старооскольской земли. Огромные котлованы приводят не только к нарушению экологического баланса, но и к различным болезням, вызванными выделяемыми в воздух радиоактивными веществами из котлованов. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно полноценно развиваться.
Все больше детских садов нашей области работают под девизом «Здоровым — быть здорово». Дошкольные образовательные учреждения стремятся приобщить воспитанников к заботе о своем самочувствии с самого раннего возраста, используя новую методику — здоровьесбережение. Педагоги напоминают старую истину: счастливый малыш — здоровый малыш.
В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделено физическое направление развития детей в качестве одного из важнейших направлений реализации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, которому соответствуют две образовательные области «Здоровье» и «Физическая культура».
Именно содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение цели охраны здоровья (сохранения и укрепления физического и психического здоровья) детей и формирования основы культуры здоровья.
Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс.
Актуальность:
Здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным, добиваться успехов в различных областях деятельности.
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей.
Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы. В связи с этим принимаются меры для изменения ситуации: разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления.
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.
На протяжении нескольких лет педагогами дошкольного образовательного учреждения ведётся работа с детьми раннего возраста.
Цели проекта:
- Формирование личности ребёнка с учётом особенностей его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, укрепления здоровья;
- Подвести к осознанию родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи проекта:
1. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующих конструированию вариантов здорового образа жизни;
2. Повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребёнка;
3. Обеспечение условий для физического и психического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
4. Оказание всесторонней помощи семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Формирование физической культуры личности можно обеспечить только благодаря сбалансированной системе педагогических воздействий на ее интеллектуальную, эмоционально-волевую и практическую деятельность, как со стороны педагогов, так и под влиянием родителей.
Представленная система работы ориентирована на использование новых форм работы с родителями и детьми.
В нашем проекте представлены: игровые ситуации, родительские собрания, семинары, спортивные праздники, консультации, занятия.
Опыт работы показал, что активное последовательное включение инноваций в педагогический процесс обеспечивает гармоническое развитие интеллектуальных и физических способностей детей без ущерба их здоровью, повышает профессиональный и творческий потенциал родителей.
Оценка результатов проекта:
1. Снижение уровня заболеваемости
2. Повышение уровня физической готовности
3. Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни детей и родителей.
Критерии и показатели эффективности проекта:
Использование указанных оздоровительных технологий в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго. Новизна и в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.
Итоги проекта:
Созданная в детском саду система работы повысила эффективность здоровьеориентированной деятельности. Предложенная система управления процессами здоровьесбережения позволила отслеживать результаты деятельности на всех уровнях, вносить необходимые корректировки.
Успешным фактором в ходе работы над проектом стало вовлечение родителей в организацию здоровьесберегающего пространства.
Проект долгосрочный.
Проект: «Здоровье детей в руках взрослых» (младший возраст)
Этапы |
Формы работы с детьми и родителями |
Задачи |
Время проведения |
|
Месяц |
Режим дня |
|||
I. |
1.Анкетирование родителей. |
Выявить участие родителей в оздоровление детей в семье. |
Сентябрь. |
|
2.Игровая ситуация «Научим Неумейку мыть руки» |
Способствовать формированию у детей целостного процесса мытья рук, включающего выполнение цепочки действий. |
Середина сентября. |
1-я половина дня |
|
3. Родительское собрание «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» |
Знакомство с результатами анкетирования. Уточнить представления родителей о физическом развитии ребёнка третьего года жизни, обеспечить плодотворное взаимодействие родителей с педагогами МБДОУ. |
Конец сентября |
2-я половина дня |
|
4.Консультация «Воспитание культурно-гигиенических навыков через игру. |
Формировать культурно-гигиенические навыки через создание целенаправленных игровых ситуаций. |
Октябрь |
||
5. П/игры |
Формировать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности. |
Середина октября |
||
II. |
1.Сценарий праздника «День здоровья» |
Создать радостное настроение, эмоциональный подъём. Развитие координации движений. |
Конец октября |
1-я половина дня |
2. Пословицы, стихи, поговорки о спорте (оформление альбома). |
Знакомство с пословицами, поговорками о спорте и физкультуре. |
Ноябрь |
||
3.Игровое занятие «Курочка Ряба» |
Развивать творческое воображение; обогащать двигательный опыт детей. |
Середина ноября |
1-я половина дня |
|
4.Консультация «Зарядка — это весело» |
Создать условия для реализации потребности детей, в двигательной активности привлекая родителей. |
Конец ноября |
||
5.Игры, которые лечат |
Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей. |
Декабрь |
Способствовать всестороннему, гармоничному, физическому и умственному развитию. |
|
6. Школа для мам и пап «Бережём здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья |
Формировать у родителей устойчивую мотивацию к сохранению и укреплению здоровья своих детей. |
Конец декабря |
2-я половина дня |
|
III. |
1. Спортивно развивающий комплекс «Репка» |
Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в спортивно-развивающем комплексе; повысить двигательную активность детей; закрепить навыки, полученные на физкультурных занятиях. |
Январь |
1-я половина дня |
2. Консультация «Закаливание детского организма» |
Формировать представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями. |
Конец января |
||
3. Физкультурное занятие. Сказка “Колобок”. |
Развивать у детей чувство равновесия, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу, ловкость. |
Февраль |
1-я половина дня |
|
4. Разработка пакета рекомендаций о здоровом образе жизни |
Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы. |
Конец февраля |
||
5. Гимнастика после дневного сна. «Минутки пробудки для малышей» |
Создать условия для систематического закаливания организма. |
Март |
2-я половина дня |
|
6. Консультация «Движение и здоровье» |
Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья. |
Середина марта |
||
IV. |
1. Практический семинар. «Наши пальчики играли» |
Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей. |
Конец марта |
2-я половина дня |
2. Физ. минутки |
Формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры. |
Апрель |
||
3. Занятие «Как мы содержим зубы в чистоте» |
Учить детей правильно ухаживать за зубами. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. |
Конец апреля |
1-я половина дня |
|
4. Дыхательные упражнения |
Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа. |
Май |
||
5. Сценарий совместного развлечения «Любим овощи и фрукты — витаминные продукты» |
Формировать элементарные представления детей о пользе овощей и фруктов для роста и здоровья. |
Конец мая |
2-я половина дня |