Формы организации сотрудничества с родителями
Авторы: Юдина Анастасия Александровна, Базина Наталья Александровна
Рубрика: Семейное воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (17) апрель 2018 г.
Дата публикации: 20.02.2018
Статья просмотрена: 229 раз
Библиографическое описание:
Юдина, А. А. Формы организации сотрудничества с родителями / А. А. Юдина, Н. А. Базина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 2 (17). — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/88/3163/ (дата обращения: 16.11.2024).
Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста. Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с родителями воспитанников.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья заставляет искать новые формы взаимодействия, не поощряя, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг. И мы, педагоги, испытываем трудности в выборе форм взаимодействия, нововведений в сотрудничество с родителями, активного включения их в жизнь ДОУ. В своей работе — поиск форм сотрудничества с родителями мы рассматриваем в качестве одной из важных направлений деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования.
Как показывает практика, дети начинают посещать дошкольное учреждение примерно с 2 лет. Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни ребёнка, когда формируется наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие ребёнка. Для того, чтобы их пребывание в ДОО было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями, с семьями воспитанников.
Семья играет главную роль в жизни ребенка. У ребенка, живущего в атмосфере доверия, доброжелательности, искренней заботы, взаимопомощи, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Главное условие развития взаимодействия с семьёй — общение в системе «Педагог — ребёнок — родитель».
На начальном этапе развития этого взаимодействия необходимо установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, способствовать формированию доверительных отношений родителей к нам-воспитателям, воспитанию потребности делиться своими проблемами и искать совместно пути их решения.
В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
- Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных и современных форм сотрудничества с семьёй.
–Анкетирование, индивидуальные беседы с родителями
–Совместные занятия
Обучение родителей методам и техникам организации игровых развивающих занятий.
–Консультации
–Мастер-классы с родителями
Развитие творческих способностей родителей и детей.
–Зарядка с родителями
Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни.
–Совместные игры с родителями
Помочь родителям и детям ощутить радость, от совместной двигательно-игровой деятельности.
–Экскурсии с родителями
Формирование положительного взаимоотношение между родителями, детьми и воспитателями. Расширение кругозора ребенка.
– Совместные проулки
Создавать атмосферу взаимопонимания детей, родителей и работников ДОУ.
–Мини-музеи
Создание в группе мини-музея это обогащение развивающей среды группы, ДОО.
–Тематические выставки
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.
–Стенгазета
Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместной деятельности, получить положительные эмоции, чувство коллективности.
–Развлечение на улице
Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.
–Общение с родителями соц. сетях
Общение с родителями в соц. сетях решает проблему «информационного кризиса». Заглянув на страничку в сети, родители могут ознакомиться с режимом дня, планом проведения мероприятий, успехами и достижениями детей, просмотреть фотографии, задать интересующий их вопрос или получить консультацию узкого специалиста (логопеда, психолога).
В современном мире наши родители настолько заняты своей работой, что порой не могут найти время, чтобы прийти в детский сад. А вот в сети Интернет я убедилась, родители наших воспитанников бывают часто. Порой задают вопросы, узнают новости детского сада и чем занимается их любимое чадо.
С целью повышения психолого-педагогической культуры родителей в своей работе способствуем привлечению родителей в организацию и проведение интересных тематических недель. Объединение всех участников педагогического процесса вокруг актуальной темы создаёт общность чувств, единый эмоциональный настрой, что обеспечивает более тесное и содержательное общение между детьми, педагогами, родителями и позволяет преобразовать знания, умения и навыки ребёнка. Так, с целью пропаганды лучшего родительского опыта воспитания здорового образа жизни в семье,
в рамках тематической недели в детском саду «Зимние виды спорта и развлечения» совместно с увлеченными спортом родителями организовали спортивное развлечение «Зимние олимпийские игры» и «Совместное посещение хоккейного клуба «Юность»
Все формы взаимодействия с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребёнка. Чем лучше налажено общение между семьёй и педагогами, тем большую поддержку получит ребёнок, тем выше вероятность, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, а первый жизненный опыт окажется успешным.
Совместные мероприятия с родителями дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку столь необходимую для решения любых воспитательных задач, способствуют созданию дружеского партнерства между дошкольным учреждением и семьёй, установлению доверительных отношений, позволяют наглядно презентовать творческую работу детского сада и работу по взаимодействию всех участников образовательного процесса.
Конечно, говорить о целях и результатах вообще довольно сложно, поскольку они всегда проявляются в будущем. Ведь нельзя же судить о результатах по количеству проведенных мероприятий. Однако, открытость родителей, их активность, искренность, желание участвовать в совместных проектах, их заинтересованность, говорит нам о том, что мы находимся в нужном направлении и будем искать новые возможности привлечь родителей для интересных совместных мероприятий.
Целевая прогулка в осенний лес с детьми раннего возраста и родителями.
Предварительная работа. Наблюдение за осенними изменениями в природе, чтение стихотворений, рассматривание картин и иллюстраций в детском саду и дома.
Цель: формировать у детей первые связные представления об осени.
Задачи:
– Вовлечь детей в игровую ситуацию, развивать чувство прекрасного, пробуждать к двигательной импровизации, развивать речь.
– Учить детей выполнять необходимые действия получая результат; заботится об окружающих, не тревожить понапрасну.
– Уточнять названия: дерево, куст; познакомить детей с понятиями: гладкий, шершавый, колючий, тяжелый, легкий, длинный, короткий, толстый, тонкий; познакомить с обитателями леса — белкой.
– Дать детям элементарное представление о кормушках для птиц. Формировать доброе отношение к птицам, желание заботится о них.
– Познакомить родителей с подвижными и дидактическими играми (с использованием природного материала) детей раннего возраста на прогулки.
Ход прогулки:
Дети с мамами и воспитателями приходят в лес.
Воспитатели здороваются со всеми и предлагают поздороваться с деревьями, с птичками и т. д., «Доброе утро, лес», «Здравствуй, небо голубое», «Здравствуй солнце золотое», «Здравствуй тетушка ворона».
Затем воспитатель обращает внимание на то как падают листочки с деревьев, предлагает пособирать их. Одни дети набирают охапки разноцветных листьев, другие приносят их в ведерках, корзинах. Всё это сгружается в укромное местечко, где-нибудь под ёлочкой. Здесь будет берлога для медведя. Ему будем мягко и тепло спать в такой берлоге.
Помогли медведю сделать берлогу, теперь можно с ним поиграть.
Воспитатель сажает возле «берлоги» большого игрушечного медведя и проводит игру «У медведя во бору».
Потом ребятам предлагают сделать букет, попутно называть цвет и размер листьев, говоря: «Один листик, ещё один ещё один и получится красивый букет всем на радость.
Собрали осенние листья, и взрослый обращается к детям: «Смотрите, какой ярко-красный лист?» У кого сегодня красная куртка, кому дадим этот листик? У кого плащ такого же цвета? У кого штаны коричневые? Настя, какого цвета твои ботиночки? Вот и найди здесь лист зеленого цвета. А теперь соберитесь все вместе. Смотрите, ребята, какой пёстрый букет из листьев такой же красивый букет из детей получился! Все смеются — и вправду букет!
А сейчас поиграем вместе с мамами в подвижную игру «Мы осенние листочки…».
Мы — листочки, мы — листочки, (Дети стоят в кругу с листочками в рука.)
Мы — осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул — полетели. (Дети разбегаются)
Мы летали, мы летали, (Дети снова бегают, помахивая листочками)
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок. (Дети приседают на корточки, поднимают листочки над головой)
Ветер снова подул (Дети снова разбегаются, помахивая листочками)
И листочки быстро сдул.
Покружил их, покружил
И на землю опустил. (Дети подбрасывают листочки вверх, кружатся, приседают)
Воспитатель говорит ребятам, что на прогулке нет нашей нянечки и просит собрать для неё все листья в букет.
Педагог предлагает пойти дальше по дорожке.
Зашагали наши ножки
Прямо по дорожке, топ-топ.
Вот как мы умеем, топ-топ.
Ну-ка веселее, топ-топ,
Это наши ножки, топ-топ,
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам…
На опушке леса педагог обращает их внимание на деревья, кусты и показывает ствол, ветки, листья: «У деревьев тонкие и толстые».
Ребята, посмотрите какой большой ствол у дерева, он шершавый.
Давайте его потрогаем?
(Дети трогают ствол дерева)
Дет начинают бегать, аукаться: «Ау! Потерялись мы в лесу!» прятаться за толстым деревом: «Ау! Ищите нас! Мы спрятались за деревом».
Набегавшись, все собираются вокруг воспитателя, который предлагает принести палочки, кому какая нравится. Все рассматривают палочки, определяют: длинная, короткая, толстая, тонкая.
Воспитатель показывает мягкую игрушку белку, расположив её невысоко на нижних ветвях ёлочки.
«Смотрите, ребята, кто-то внимательно на вас смотрит сверху», говорит воспитатель.
Кто это? Рыжий хвост пушистый! Конечно, это белка — хозяйка леса.
Давайте поздороваемся с ней, успокоим её: «Мы — добрые люди, не обижаем ни зверей, ни птиц, погостим и уйдем».
Взрослый с помощью детей отмечает яркие отличительные признаки. Дети рассказывают, чем питается белка, где живет, как называется её дом. Воспитатель предлагает детям рассказать и показать, как передвигается белка по деревьям, по земле. Затем прощаются с хозяйкой леса.
Воспитатель подводит детей, где можно набрать желудей и шишек. Дети обращают внимание на шляпку желудя и определяют маленькая она или большая. Воспитатель просит определить, какая из двух шишек больше.
Затем отбирает несколько камешков, желудей, шишек, просит пощупать предметы и назвать те, у кого гладкая поверхность.
Педагог, держа на ладони две веточки, предлагает кому-нибудь из детей: «Возьмите тонкую ветку, возьмите длинную, затем толстую, короткую».
Предлагает сложить ладошки лодочкой: «Угадай, что я тебе в ладошки положила: шишку или желудь? Палочку или травинку?»
Воспитатель обращает внимание детей на гнёзда птиц и скворечники, спрашивает, для кого эти домики? Для птичек! — отвечают дети.
А давайте поиграем в игру «Птички и дождик». Потом воспитатель показывает детям рябину. Дети любуются ею, слушают рассказ воспитателя о том, что осень приготовила подарки и птицам: «Но только птицам нужно дождаться морозов. Когда землю накроет снежной шубой зимушка-зима, затрещат морозы, вот тогда прилетят птицы за угощение к рябине». Все дружно решают, что детям не стоит срывать ягоды, они нужны птицам.
Затем дети и взрослые выходят к пруду, видят там уток, воспитатель предлагает покормить уток.
Далее воспитатель предлагает пройти на площадку и попить чаю (из термосов) с печеньем.
Литература:
- Давыдова О., Майер А., Богославец Л.. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. Издательство «Сфера», 2012.-128с.
- Жесткова Л. С. Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду. Из опыта работы. 2014 год
- Носова Е. А.. Семья и детские сад. Педагогическое образование родителей. «Детство-Пресс». 2009г.
- Цветкова Т. В.. Социальное партнерство детского сада с родителями. Издательство «Сфера», 2013 год