Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду в соответствии с ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сыворотка, И. А. Игровой сеанс как модель взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду в соответствии с ФГОС / И. А. Сыворотка. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 119-121. — URL: https://moluch.ru/archive/116/32023/ (дата обращения: 16.11.2024).



В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность их родители, все другие социальные институты призваны помочь, поддержать направить, дополнить воспитательную деятельность семьи. Придать дошкольному учреждению «открытость», сделать педагогический процесс более свободным, гибким дифференцированным не так просто. Не все родители откликаются на стремление воспитателей к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Главная задача администрации и педагогов нашего коллектива — обучить родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель — родитель», требует особых усилий от педагогического коллектива ДОУ.

Только совместные усилия воспитателей и родителей обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению обращаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Особенно важно установить личное взаимодействие педагога и родителя на первой ступени детского сада, а именно в группе раннего возраста.

Адаптация — сложный процесс. Малыш приходит в детский сад, для него начинается новая жизнь. Задача семьи и педагогов дошкольного учреждения состоит в том, чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным.

В ФГОС ДО говорится о том, что образовательный процесс носит открытый характер на основе сотрудничества с семьями воспитанников, то есть непосредственное вовлечение их в образовательный процесс, в том числе посредствомсоздания образовательных проектов совместно с семьейна основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, взаимодействие с семьей по вопросам образования ребенка, охране и укреплению здоровья, оказания при необходимости консультационной и иной помощи.

Важное значение в реализации ФГОС ДО имеет необходимость повышать свой имидж при работе с родителями. Воспитатель должен научиться грамотно выражать свою мысль, быть примером здорового образа жизни, иметь опрятный вид и быть готовым уладить напряженную обстановку при возникновении конфликта между всеми участниками образовательного процесса. Те образовательные задачи, которые ставит перед нами новая программа ФГОС, подразумевают достаточно большое взаимодействие воспитателя и родителей.

Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые впервые пришли в ДОУ и волнуются за своих детей? К сожалению, в традиционной работе с родителями используются недостаточно эффективные методы.

На наш взгляд, данную проблему можно решить путём освоения новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по просвещению и обучению семей.

Современные родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей, им приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей. Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст — это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.

В современных условиях актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад — новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях — физиологическом, психологическом, социальном.

Поэтому, чтобы помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям, необходима такая организация жизни малыша в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками и сохраняла бы здоровье ребенка.

Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости создания инновационной программы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста.

Целью программы является создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний развития ребенка по всем образовательным областям.

Формирование группы родителей в клубе происходит на добровольной основе. Количественный состав группы от 10 до 20 человек. Программа включает в себя пять игровых сеансов, по пяти областям развития.

Цель игровых сеансов — социализация детей и приобщение родителей к совместной игровой деятельности со своими детьми и их сверстниками.

Основные задачи игровых сеансов:

– создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;

– обеспечение открытости, сотрудничества и взаимодействия педагога, специалистов ДОУ и родителей;

– развитие новых форм дошкольного образования, направленных на оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, развития ребенка, а также выбора игровых средств, оборудования;

– обучение родителей способам применения игровых средств и оборудования.

Принципы проведения игровых сеансов:

– четкая организация игрового сеанса;

– оформление игровой среды, соответствующей возрасту, полу ребенка, тематике игрового сеанса;

– обеспечение свободного выбора игрушек участниками сеанса;

– доброжелательное и уважительное отношение ко всем участникам сеанса;

– поддержание временных рамок и правил поведения во время игрового сеанса;

– готовность педагога к вовлечению в игру и другому позитивному взаимодействию со всеми участниками сеанса при их инициативе

В каждом игровом сеансе присутствует:

  1. совместная деятельность взрослого и ребенка;
  2. самостоятельная деятельность детей;
  3. взаимодействие детей друг с другом.

Разнообразие форм позволит познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников, а педагогам проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родителям, принесли эффективность.

Длительность игровых сеансов не превышает 30–40 минут (редко 1 час), что значительно экономит время родителей и повышает эффективность усвоения содержания программы.

План-программа игровых сеансов:

Период

Содержание

Направление развития

сентябрь

«Веселая прогулка» — Сеанс подвижных игр

Физическое развитие.

ноябрь

«Семья — это счастье» — Сеанс творческих игр

Художественно-эстетическое развитие

январь

«Я сам!» — Сеанс развивающих игр

Познавательное развитие

март

«Мамина песенка» Сеанс сюжетно-ролевой игры

Социально-коммуникативное развитие

май

«Корзинка со сказкой» сеанс речевых игр

Речевое развитие

июнь

Заседание Родительского клуба «Пирамидка».

Обмен опытом по способам и средствам воспитания детей. Планирование

Выводы

Внедрение такой адаптационной модели в образовательный процесс ДОУ помогает педагогам групп раннего возраста скоординировать свои действия с родителями и обеспечить безболезненное вхождение ребенка в новые социальные условия. Так же игровые сеансы оказывают положительное влияние не только на адаптацию детей к новым условиям жизни, но и на показатели нервно-психического развития детей раннего возраста, их посещаемость и заболеваемость.

Новизна ипрактическая значимость программы семейного клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.

Практическая ценность программы определяется тем, что она может быть использована в освоении разными группами родителей, с учетом возраста их детей; содержащимися в программе практическими материалами, охватывающие все направления развития (познавательное, речевое, социально — коммуникативное, физическое, художественно — эстетическое), по методической поддержке родителей.

Программа родительского клуба дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества, а также психолого-педагогического просвещения современной семьи и предать ей инновационное направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.

Планирование работы родительского клуба его заседаний и мероприятий с родителями может быть использовано педагогами в практической деятельности.

Литература:

  1. Аралова М. А.’’ Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации’’- М.:ТЦ Сфера.2008.-128 с.(Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»1)
  2. Афонькина Ю. А». Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста»: Методическое пособие.-М.:АРКТИ,2010.-80 с.(Растем умными)
  3. Белкина Л. В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
  4. Горюнова Т. М. ''Развитие детей раннего возраста: Анализ программы дошкольного образования ''. –М.:ТЦ Сфера,2009.-128с.- (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
  5. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок — педагог — родитель».- ПСб.: ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.
  6. Заводчикова О. Г.'' Адаптация ребёнка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей ''. — М.: Просвещение.2007. — 79 с.
  7. Костяк Т. В. '' Психологическая адаптация ребёнка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений''. М.: Издательский центр ‘’Академия ‘’,2008. — 176 с.
  8. Оверчук Т. И. ''Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада(сборник статей и документов)''. СПб.: ''ДЕТСТВО — ПРЕСС’’, 2003. — 220 с.
  9. Печора К. Л.'' Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи ''.- М.: ’’Издательство Скрипторий 2003’’,2006.- 96 с.
  10. Русаков А. С. '' Адаптация ребёнка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: Сборник. '' — СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2010.- 128 с.
  11. Шитова Е. В.'' Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2–7 лет ''. Волгоград: Учитель,2009.-169с.
Основные термины (генерируются автоматически): ранний возраст, дошкольное учреждение, родитель, детский сад, игровой сеанс, образовательный процесс, сеанс, ребенок, родительский клуб, участник сеанса.


Похожие статьи

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Работа с интерактивной доской, как одна из нестандартных форм развития и обучения детей в свете ФГОС дошкольного образования

Проектная деятельность как способ организации познавательного пространства в дошкольном учреждении в рамках реализации ФГОС ДО

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности

Исследование процесса формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста при- и не- включении ребенка в проектную деятельность

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Сетевой проект в начальной школе как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Формирование у детей основ коммуникативной компетентности с опорой на ведущую игровую деятельность на занятиях английского языка

Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики)

Похожие статьи

Экспериментирование как средство интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Работа с интерактивной доской, как одна из нестандартных форм развития и обучения детей в свете ФГОС дошкольного образования

Проектная деятельность как способ организации познавательного пространства в дошкольном учреждении в рамках реализации ФГОС ДО

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Конструирование как способ формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет в совместной деятельности

Исследование процесса формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста при- и не- включении ребенка в проектную деятельность

Проектная деятельность в условиях ДОО как эффективное средство развития познавательной мотивации дошкольников

Сетевой проект в начальной школе как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Формирование у детей основ коммуникативной компетентности с опорой на ведущую игровую деятельность на занятиях английского языка

Технология педагогического общения как средство формирования универсальных учебных действий при реализации ФГОС ООО (из опыта работы учителя математики)

Задать вопрос