Реализация проекта «Центр поддержки учеников домашнего обучения» в условиях коррекционного образовательного учреждения | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Ноговицына Л. Н. Реализация проекта «Центр поддержки учеников домашнего обучения» в условиях коррекционного образовательного учреждения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 180-182. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5161/ (дата обращения: 23.10.2018).

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 4 г. Якутска была открыта в 1986 г. для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: с умственной отсталостью, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с синдромом Дауна, со сложными нарушениями.

Девиз школы: «Мы разные, но мы равные!». Миссия школы: «Создание для детей с особыми образовательными потребностями оптимальных условий обучения, воспитания, трудовой подготовки с целью успешной социализации и адаптации их в жизни».

Философским обоснованием жизнедеятельности школы являются слова Л. С. Выготского: «Рано или поздно человечество победит и глухоту, и слепоту, и умственную отсталость, но сделает это не медицински и биологически, а социально и педагогически».

Школа работает в режиме развития. Открыты классы для детей с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми и сложными нарушениями в развитии. Функционирует дополнительное образование «Предшкольное сопровождение детей с системными специфическими нарушениями в развитии» в виде дошкольной группы кратковременного пребывания при школе. Как указывает Н. Н. Малофеев «Каждый регион, каждое образовательное учреждение имеет свою специфику» и «… следует тщательно проанализировать зарубежный и отечественный опыт отобрав из него то, что наиболее адекватно условиям конкретного региона, конкретного учебного заведения» [1, с.31].

Всего в 2013/2014 уч. г. 198 учащихся, из них на дому 38. Это дети с органическими поражениями ЦНС, ранним детским аутизмом (РДА), генетическими нарушениями, глубокой умственной отсталостью. Из года в год количество таких детей увеличивается, диагноз усугубляется. В силу тяжелых и множественных нарушений развития они не могут заниматься по программе VIII вида, поэтому, согласно СФГОС для детей с ОВЗ, обучаются дома по индивидуальным адаптированным для них программам. Эти дети вынуждены постоянно находиться в изолированном состоянии, в замкнутом пространстве своей квартиры, без общения со своими сверстниками и здоровыми детьми. Родители, сами находясь в постоянном стрессовом состоянии, из-за своей занятости или непонимания, не имеют возможности выводить детей за пределы квартиры. Такое положение дезадаптирует ребенка, и в этом случае возникает уже вторичный дефект психического развития. Недостаток двигательной активности, отсутствие общения приводят к еще более значительному отставанию в развитии, бедности эмоциональной сферы. Требуется специальная работа по выведению такого ребенка в более сложную предметную и социальную среду. Смыслом такой работы является индивидуально дозированное поэтапное и планомерное расширение его жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах, в том числе, работа по организации регулярных контактов таких детей друг с другом и со сверстниками — нормально развивающимися детьми. В связи с этим задача социализации детей, находящихся на домашнем обучении очень актуальна. Необходимо обеспечить ту степень интеграции в социум, которая полезна и доступна на данном этапе развития ребенка.

В июле 2013 года наша школа совместно с кафедрой специального (дефектологического) образования ПИ СВФУ выиграла Грант Главы городского округа «город Якутск» по поддержке общественно значимых проектов в сумме 150.000 рублей. Руководитель проекта — Иванова Н. Н.-ст. преподаватель кафедры СДО. Проект «Центр поддержки учеников домашнего обучения (ЦПУДО)» — социально-ориентированный проект для поддержки и помощи учащимся — инвалидам школы, которые в силу своих эмоционально-поведенческих особенностей и по состоянию здоровья не могут посещать школу и находятся в изолированном состоянии, что в свою очередь ведет к дезадаптации ребенка с ОВЗ.

Целью данного проекта является:

–                    Вовлечение детей надомного обучения в социокультурное пространство вместе с их сверстниками и здоровыми детьми средствами культурно-досуговых мероприятий, социальная адаптация детей — инвалидов, их психологическая реабилитация.

–                    Поддержка волонтерской, добровольческой деятельности студентов, участвующих в решении социально значимых проблем в форме безвозмездного труда.

В 2013 году с 18 по 26 октября для оказания более специализированной коррекционно-педагогической помощи детям со сложными нарушениями по гранту обучили 4-х студентов — волонтеров с кафедры специального (дефектологического) образования ПИ СВФУ на курсах повышения квалификации на базе Центра лечебной педагогики (г. Москва).

Студенты-волонтеры оказывают неоценимую помощь детям надомного обучения преодолевать замкнутый образ жизни в семье, а помимо этого, волонтерская работа должна помочь им в дальнейшей профессиональной работе уже как педагогов — дефектологов, психологов, логопедов. Кроме того, добровольческая, тьюторская деятельность не только помогает решать социальные проблемы семьи ребенка, но и способствует изменению отношения общества к больным детям, детям — сиротам, тем самым помогает самому волонтеру стать зрелой личностью, создать крепкую семью и воспитать детей собственными примерами.

На базе ЦПУДО педагогами домашнего обучения и студентами-волонтерами апробируется модель психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии. Отличительными особенностями данной модели помощи являются:

-        «включение» в образовательное инклюзивное пространство детей, ранее считавших «необучаемыми»;

-       выстраивание индивидуальных образовательных программ по траектории развития детей с учетом их индивидуальных особенностей под руководством педагогов школы и согласованности с родителями школьников;

-       оказание психолого-педагогической помощи детям-инвалидам в активном сотрудничестве с семьями;

-       психолого-педагогическое сопровождение детей — инвалидов в инклюзивно-образовательном процессе по плану мероприятий;

В рамках реализации этой модели психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии при активном содействии волонтеров проведены циклы групповых занятий, расширяющие представления об окружающем мире. Дети в сопровождении учителей и студентов — волонтеров посещали различные интересные занятия, которые специально готовили организаторы в доступной для них форме. Очень запомнились такие занятия, как «Музыка для всех», проведенное на базе Национального художественного музея РС(Я) совместно с обучающимися СОШ № 17, занятие вокального кружка в Детском центре «Айхал», экскурсия по залам Национального художественного музея. И примечательно, что детям после экскурсии сотрудник музея Федорова Н. И. провела занятие «Мы рисуем», где было предложено детям рисование по замыслу: изобразить на бумаге то, что им больше запомнилось или понравилось.

Ученики домашнего обучения и раньше по возможности посещали общешкольные мероприятия. Но с открытием центра (ЦПУДО), количество детей стало намного больше. Были высказаны от их родителей немало благодарностей, что у детей отмечается неподдельный интерес к окружающей действительности, искреннее желание общения с другими детьми, радость и ожидание предстоящих мероприятий. Так, приняли активное участие в общешкольных праздниках «День Матери», «Осенины», «День Хомуса», в Международный день инвалидов в отделении Пенсионного фонда РФ при РС(Я) была организована выставка детских поделок и рисунков детей, «Новогодняя игрушка — лошадка», проведена акция «К нам стучится Дед Мороз», где студенты-волонтеры в костюмах Деда Мороза и Снегурочки доставили новогодние подарки по домам детям домашнего обучения. Приобретены для Центра модульные игровые оборудования, предметы длительного пользования, канцтовары для индивидуальных занятий. Готовится к выпуску учебно-методическое пособие «Приобщение детей с нарушением интеллекта к истокам народного творчества». Авторами являются Иванова Н. Н.,- ст. преподаватель кафедры СДО ПИ СВФУ, Егорова Л. В., Спиридонова Л. П., Лукина М. В. — педагоги С(К)ОШ VIII вида № 4 г. Якутска. Научным редактором является Данилов Дмитрий Алексеевич — д. п. н., член-корреспондент РАО, профессор СВФУ. Публикация данного пособия осуществляется на средства гранта Научно-издательским центром «Социосфера».

В коррекционно-педагогическую работу по реализации мероприятий по гранту вовлекаются по возможности не только учителя домашнего обучения, но и другие специалисты. Сегодня можно отметить активную работу, заинтересованность таких педагогов, как Спиридонова Л. П., Егорова Л. В., Шадрина Л. И., Винокурова А. В., Неустроева М. Б., Канаева Ф. В. и т. д. Проект действительно заинтересовал и вдохновил всех: и учителей, и родителей, и детей.

Реализация модели психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями по социальной инклюзии в рамках гранта Главы округа способствует положительной социализации детей с множественными нарушениями в развитии, находящихся в условиях домашнего обучения при непосредственном тьюторском сопровождении студентов-дефектологов ПИ СВФУ. В ПИ СВФУ на кафедре специального (дефектологического) образования 31 января 2014г. состоялся интересный научно-методический семинар по теме: «Волонтерство: вчера, сегодня, завтра» с участием ведущего специалиста Центра волонтерства Республики Саха (Якутия), учителей школы и студентов — волонтеров.

В работе семинара приняли участие: Ноговицына Л. Н., директор МОКУ С(К)ОШ № 4 г. Якутска с докладом «Нормативно-правовые основы волонтерской деятельности», Спиридонова Л. П., педагог надомного обучения С(К)ОШ № 4 г. Якутска с докладом «Волонтерская деятельность студентов в условиях специального образовательного учреждения», Егорова Л. В., учитель технологии С(К)ОШ № 4 г. Якутска с докладом «Обучение студентов-волонтеров технологии сувенирного дела для коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ» и преподаватели и студенты кафедры СДО ПИ. Хисматова Н. А., специалист АНО «Центр по работе с волонтерами РС (Я)» (добровольческий центр) рассказала о структуре и функциях центра, поделилась опытом волонтерской работы.

Максимова Алина, Потапова Наталья, Львова Аэлита, студентки группы ОПЛ-09 (специальность «Олигофренопедагогика с дополнительной специальностью логопедия») выступили с докладами о волонтерской деятельности с детьми надомного обучения, рассказали о реализованных ими проектах, проведенной новогодней акции «Дед Мороз и Снегурочка».

Данный проект реализуется педагогами надомного обучения МОКУ С(К)ОШ VIII вида № 4 г. Якутска при активном участии студентов — волонтеров кафедры СДО ПИ СВФУ, способствуя взаимодействию «Школа — ВУЗ» в проектной деятельности с практико-ориентированной направленностью.

Литература

1.      Малофеев Н. Н. Из истории интегрированного обучения: как все начиналось // Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: материалы междунар. науч.-практ. конф.,сент.2011г./отв. ред. Е. И. Михайлова, д. п. н.: редкол.: А. А. Григорьева, д. п. н.,и др.].—Якутск: Офсет, 2011. — 2011.- 276с. — с.31.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, VIII, якутск, домашнее обучение, ОШ, психолого-педагогическая помощь, надомное обучение, нарушение, Национальный художественный музей, волонтерская деятельность.

Похожие статьи

Особенности приобщения к православной культуре детей...

ребенок, VIII, якутск, домашнее обучение, ОШ, психолого-педагогическая помощь, надомное обучение, нарушение, Национальный художественный музей, волонтерская деятельность.

Реализация индивидуального инклюзивного маршрута для детей...

Основные термины (генерируются автоматически): надомное обучение, VIII, якутск, ребенок, окружающий мир, социальная интеграция, индивидуальный инклюзивный маршрут, Детский Центр, домашнее обучение, пошаговая модель.

Образовательный проект «Якутия православная» для детей...

православная культура, нарушение интеллекта, VIII, ребенок, ОШ, приобщение детей, ограниченная возможность здоровья, домашнее обучение, детский центр, головной мозг.

Социально-педагогический потенциал волонтерской...

Волонтерская деятельность на психолого-педагогическом факультете ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный институт им. А. П. Гайдара» появилась практически с начала

Администрация детских садов были рады такой помощи в воспитании и обучении детей.

Психолого-педагогический потенциал волонтерской...

Ключевые слова:волонтерская деятельность, незащищенные категории населения, проектная деятельность, психолого-педагогическая помощь.

Программа обучения студентов-волонтеров включала в себя два модуля.

Значение домашнего обучения для ребенка-инвалида...

Для обучения ребенка с ОВЗ на домашнем обучении составляется

‒ углубленному психолого-педагогическому изучению ребенка с ОВЗ в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнению характера и степени выраженности каждого из нарушений

Технологии и опыт подготовки студентов-волонтеров в рамках...

Для решения проблем развития, воспитания, обучения, самоопределения, социальной адаптации детей с особыми потребностями в развитии необходима комплексная психолого-педагогическая помощь как детям, так и их семьям.

Использование средств музейной педагогики в достижении...

Однако именно с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучения детей с ОВЗ

Музейная педагогика — область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы.

Обучение происходит по общей образовательной программе (ФГОС) «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Особенности приобщения к православной культуре детей...

ребенок, VIII, якутск, домашнее обучение, ОШ, психолого-педагогическая помощь, надомное обучение, нарушение, Национальный художественный музей, волонтерская деятельность.

Реализация индивидуального инклюзивного маршрута для детей...

Основные термины (генерируются автоматически): надомное обучение, VIII, якутск, ребенок, окружающий мир, социальная интеграция, индивидуальный инклюзивный маршрут, Детский Центр, домашнее обучение, пошаговая модель.

Образовательный проект «Якутия православная» для детей...

православная культура, нарушение интеллекта, VIII, ребенок, ОШ, приобщение детей, ограниченная возможность здоровья, домашнее обучение, детский центр, головной мозг.

Социально-педагогический потенциал волонтерской...

Волонтерская деятельность на психолого-педагогическом факультете ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный институт им. А. П. Гайдара» появилась практически с начала

Администрация детских садов были рады такой помощи в воспитании и обучении детей.

Психолого-педагогический потенциал волонтерской...

Ключевые слова:волонтерская деятельность, незащищенные категории населения, проектная деятельность, психолого-педагогическая помощь.

Программа обучения студентов-волонтеров включала в себя два модуля.

Значение домашнего обучения для ребенка-инвалида...

Для обучения ребенка с ОВЗ на домашнем обучении составляется

‒ углубленному психолого-педагогическому изучению ребенка с ОВЗ в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнению характера и степени выраженности каждого из нарушений

Технологии и опыт подготовки студентов-волонтеров в рамках...

Для решения проблем развития, воспитания, обучения, самоопределения, социальной адаптации детей с особыми потребностями в развитии необходима комплексная психолого-педагогическая помощь как детям, так и их семьям.

Использование средств музейной педагогики в достижении...

Однако именно с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучения детей с ОВЗ

Музейная педагогика — область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей...

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в освоении образовательной программы.

Обучение происходит по общей образовательной программе (ФГОС) «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы.

Задать вопрос