Значение домашнего обучения для ребенка-инвалида дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.

Дата публикации: 20.06.2017

Статья просмотрена: 493 раза

Библиографическое описание:

Теплова, И. С. Значение домашнего обучения для ребенка-инвалида дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями / И. С. Теплова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2572/ (дата обращения: 19.04.2024).



Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей.

Максим Горький

В последнее время появляется много детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с ЗПР, дошкольников со сложными (комплексными) недостатками развития. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям детей данной категории.

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья имеет не маловажную роль не только в жизни ребенка, но так же и в жизни общества в котором он находиться.

Создание условий для полноценного обучения с ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, реализуются в процессе домашнего обучения ребенка инвалида.

Для этого используется программа обучения. Программа обучения составлена в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Для обучения ребенка с ОВЗ на домашнем обучении составляется:

Учебный план ребенка-инвалида.

На период обучения, в котором максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки соответствует Сан Пин.

К учебному плану прикладывается:

  1. Тематический план, с темами непосредственной — образовательной деятельности (по изучаемым разделам)
  2. Календарно-тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности (по изучаемым разделам)
  3. План работы с родителями

В основе программы по обучению ребенка инвалида на домашнем обучении лежат следующие принципы:

‒ максимальное использование разнообразных видов детской деятельности,

‒ творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

‒ единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.

В программе предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка, а так же самостоятельной деятельности ребенка не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в образовательном взаимодействии с семьёй.

Используемые формы работы с родителями ребенка с ОВЗ находящемся на домашнем обучении.

Индивидуальные формы работы с родителями имеют важнейшее значение для установления взаимопонимания с ними, лучшего понимания педагогами особенностей развития ребенка с ОВЗ

К таким формам относятся:

‒ беседы с родителями,

‒ консультации,

‒ посещение родителями занятий в детском саду, посещение мероприятий в детском саду совместно с ребенком.

‒ подготовка заданий и рекомендаций для ребенка на выходные и праздничные дни,

‒ переписка с родителями по интернету.

Беседы и консультации проводятся с родителями и другими членами семьи. Такое общение дает возможность получить полные ответы на возникшие вопросы. От педагога требуются не только профессиональные советы, но и такт, сочувствие к родителям, многие из которых очень тяжело переживают нарушения у своего ребенка.

Выполнение программы обучения должно способствовать:

‒ углубленному психолого-педагогическому изучению ребенка с ОВЗ в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнению характера и степени выраженности каждого из нарушений;

‒ максимальному созданию оптимальных условий для обучения, в домашних условиях; для формирования предпосылок к учебной деятельности и подготовки ребенка с ОВЗ к дальнейшему обучению в школе.

‒ социально-личностному, познавательному, речевому развитию ребенка;

‒ осуществлению психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии ребенка с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей обучаемого ребенка;

Целью домашнего обучения является обеспечение всестороннего развития ребенка с ОВЗ. В соответствии с требованиями Государственного стандарта дошкольного образования воспитание и обучение детей дошкольного возраста.

Домашнее обучение должно обеспечивать: познавательное, социально-личностное, речевое и коммуникативное, эстетическое развитие.

Социально-личностное развитие дошкольника с ОВЗ связано с формированием социально — бытовой ориентировки, овладением ребенка нормами поведения в быту, в различных общественных учреждениях; развитии доброжелательного отношения к взрослым и детям и налаживания партнерских отношений, овладении различными формами и средствами взаимодействия со сверстниками, формировании положительных самоощущений и самооценки. Работа по социально-личностному развитию ребенка пронизывает всю коррекционно-педагогическую деятельность и происходит в повседневной жизни, в процессе ознакомления с окружающим миром на занятиях и вне их, акцентировании внимания на социальных отношениях в сюжетно-ролевых играх, изобразительной деятельности, труде; специально подобранных играх по формированию межличностных отношений детей и развитию эмоциональной сферы; на занятиях по развитию речи путем обогащения словаря и обучения ребенка различным видам коммуникативных высказываний, обучения речевому общению.

Познавательное развитие ребенка с ОВЗ является одной из важных составляющих системы коррекционно-педагогической работы. Оно предполагает целенаправленное сенсорное воспитание ребенка, развитие мышления (наглядно-действенного, образного, элементов логического), внимания, образной и словесной памяти, воображения; формирование способов мыслительной деятельности (анализа, сравнения, классификации, обобщения); развитие речи. Важным аспектом умственного воспитания является расширение представлений детей об окружающих их предметах и явлениях общественной жизни, жизни природы. Познавательное развитие ребенка осуществляется: в дидактической игре, в процессе использования игр на всех занятиях, в процессе ознакомления с окружающим миром; на занятиях по формированию элементарных математических представлений; в различных видах труда; в ходе обучения изобразительной и конструктивной деятельности; на занятиях по развитию речи, развитию слухового восприятия.

Для успешного воспитания и обучения ребенка с ОВЗ важно: обеспечить единство в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда и родителей ребенка. Эти специалисты осуществляют разностороннее обучение и воспитание дошкольника, в тесном взаимодействии, практически определяют эффект коррекционного воздействия.

Учебная деятельность ребенка инвалида с ОВЗ находящемся на домашнем обучении направлена на обеспечение познавательного, социального и эстетического развития. Она является важной составной частью воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): домашнее обучение, ребенок, воспитание детей, детский сад, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, образовательная деятельность, обучение ребенка, познавательное развитие ребенка, эстетическое развитие.

Похожие статьи

Использование интерактивного оборудования с детьми...

Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями.

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Способы поддержки детской инициативы...

создание условий, ребенок, всестороннее развитие, пленэр, мастихин, дошкольный возраст, детское творчество, детское развитие, детский сад, художественно-эстетическое воспитание.

Интеграция образовательных областей в образовательной...

дошкольный возраст, окружающий мир, дошкольное образование, программа, интегрированное обучение детей, интегрированный подход, интегрированное обучение, детский сад, художественная деятельность...

Особенности подготовки детей дошкольного возраста...

школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель; Костина Светлана Борисовна, воспитатель. МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

 Снижение охвата детей дошкольным образованием;  Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Цель дошкольного воспитания и образования — предоставить каждому ребёнку базовое образование, основы базовой культуры (развитие сенсорики, умственное, эстетическое, нравственное воспитание).

Организация образовательного процесса в дошкольной...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие...

Похожие статьи

Использование интерактивного оборудования с детьми...

Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями.

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

дошкольное образование, ребенок, дошкольное образовательное учреждение, детский сад, начальное общее образование, начальная школа, здоровый образ жизни, дошкольный возраст, дошкольная педагогика...

Способы поддержки детской инициативы...

создание условий, ребенок, всестороннее развитие, пленэр, мастихин, дошкольный возраст, детское творчество, детское развитие, детский сад, художественно-эстетическое воспитание.

Интеграция образовательных областей в образовательной...

дошкольный возраст, окружающий мир, дошкольное образование, программа, интегрированное обучение детей, интегрированный подход, интегрированное обучение, детский сад, художественная деятельность...

Особенности подготовки детей дошкольного возраста...

школа, ребенок, школьное обучение, дошкольный возраст, учебная деятельность, уровень развития, умение, ближайшее развитие, познавательная деятельность, волевая готовность.

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей...

Роль воспитателя в познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Камышова Татьяна Валерьевна, воспитатель; Костина Светлана Борисовна, воспитатель. МДОУ детский сад № 98 «Ивушка» г. Волжского Волгоградской области.

Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт...

 Снижение охвата детей дошкольным образованием;  Педагогическая некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста

Роль дошкольного воспитания в жизни ребенка

Цель дошкольного воспитания и образования — предоставить каждому ребёнку базовое образование, основы базовой культуры (развитие сенсорики, умственное, эстетическое, нравственное воспитание).

Организация образовательного процесса в дошкольной...

ребенок, дошкольный возраст, дошкольное образование, детский сад, социально-личностное развитие дошкольников, социально-личностное развитие детей, социально-личностное развитие...

Задать вопрос