Особенности приобщения к православной культуре детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (78) ноябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 20.11.2014

Статья просмотрена: 530 раз

Библиографическое описание:

Иванова Н. Н. Особенности приобщения к православной культуре детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 547-549. — URL https://moluch.ru/archive/78/13193/ (дата обращения: 17.12.2018).

 

Православная культура — одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, — невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

Актуальной проблемой в современном обществе является приобщение к православной культуре учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. В системе духовно-нравственных воздействий современной школе все большее внимание уделяется использованию культурных ценностей традиционных религий народов России. Для русской школы, решающей не только общеобразовательные задачи, но и формирующей в обучении национальное самосознание, русскую этнокультурную идентичность школьников эта религия — православное христианство. Мы говорим о культурообразующей роли христианства, православия в истории нашего Отечества и Российского государства. Школа является общественно-государственным учреждением, одним из ключевых социальных воспитательных институтов.

Содержание позитивных воздействий христианской религии и культуры на духовно-нравственное воспитание школьников определяется, с одной стороны, природой самой религиозной культуры и христианской культуры.

С другой стороны, это содержание формируется в связи с той ролью, которую играла и играет Церковь в жизни России — нашего народа и государства. В такой логике выделяются основные содержательные направления включения ценностей православной культуры в содержание духовно-нравственного воспитания школьников. Православие настолько всеобъемлюще и всеохватно, что его невозможно определить «в точных рациональных понятиях, нельзя подвести его под какие-либо определения -оно всегда будет оставаться неизмеримо выше и шире их. Православие — это реальность, духовная жизнь, духовный путь, опыт» — пишет профессор К. Е. Скурат [1, с 6].

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Православная культура — это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, это удивительная гимнография, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство — богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения — традиции которого живы до сих пор [2, с. 23].

Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе.

В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования. Социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме соответствующего содержания образования (образовательного стандарта), который определяет содержание образования того или иного типа, уровня и направленности, условия и формы его получения [3, с. 342].

В соответствии с основными целями учебно-воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях изучение православной культуры направлено на достижение следующих основных целей. В сфере личностной самореализации учащихся: приобретение знаний о религии как мировоззренческой сфере культуры, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения личности; содействие формированию картины мира, пониманию жизни человека и общества, адекватным современному уровню познания и культуры; воспитание качеств гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, соотечественникам и согражданам; содействие формированию нравственной, эстетической, правовой, экологической культуры учащихся; формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности российской культуры; выработка уважения к гуманистическим ценностям в современном российском обществе; удовлетворение социального запроса на получение образования в соответствии с традициями и ценностями национальной культуры; реализация прав учащихся на свободное мировоззренческое самоопределение при получении образования, свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов в обучении; создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции [4, с. 24].

Человек культуры это свободная, гуманная, духовная, творческая и адаптивная личность. В нем отразились и природные особенности человека, и социальные качества, и свойства его как субъекта культуры. «Человек культуры — это субъект природы и истории, игры и труда, экономики и политики, субъект нравственной жизни» [5, c. 73].

В сфере социализации учащихся в современном российском обществе:

-        интеграция в современную российскую национальную и мировую культуру;

-        развитие понимания взаимосвязи прав и обязанностей личности в семейной и общественной жизни, прав и обязанностей гражданина в гражданском обществе;

-        формирование навыков социального взаимодействия в современном российском обществе, умений и качеств сотрудничества, партнерства, толерантности, способствующих укреплению социального единства российского общества.

В России из 35,9 млн. детей 1,6 млн. относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. Из них 281,2 тыс. детей обучаются в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях восьми видов (для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых и т. д.), 211 тысяч — в специальных (коррекционных) классах и 2,5 тысяч — в общих классах общеобразовательных учреждений. В настоящее время 38 % детей с различными отклонениями в развитии интегрированы в общеобразовательную среду. Умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка составляют самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии (более 2 % от общей детской популяции). Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга этих детей, нарушая их строение и функции. Воспитание необычных детей по приобщению к православной культуре «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы приобщения к православной культуре детей с нарушением интеллекта определяется: недостаточностью исследования темы по приобщению к православной культуре детей с нарушением интеллекта, поскольку нет специальных программ в заданном направлении, а именно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Определенная работа по приобщению учащихся с нарушением интеллекта к православной культуре проводится в МОКУ С(К)ОШ VIII вида № 4 г.Якутска. Нами, студентами педагогического института совместно с педагогами школы был организован праздник Пасхи, в рамках реализации проекта «Якутия Православная», посвященного 380-летию вхождения Якутии в состав России. В программе праздника Пасхи были предусмотрены виды работы: как раскрашивание пасхальных яиц, защита проектов учащихся 9–10 классов по теме: «Градо-Якутские храмы», выставка работ учащихся. В праздник Пасхи присутствовал Святейший Иларион. Он сказал добрые слова детям, раздал куличи и пасхальные яйца и помогал оценивать работу детей. По приобщению к православной культуре школьников с умственной отсталостью нужно учитывать заинтересованность ребенка.

Как подчеркивал С. Л. Рубинштейн: «Прочность усвоения знаний зависит не только от последующей специальной работы по их закреплению, но и от первичного восприятия материала, а осмысленное его восприятие — не только от первичного с ним ознакомления, но и от всей последующей работы» [6, т.2, с. 85].

Студентами-волонтерами совместно с родительским сообществом детей, обучающихся в условиях домашнего обучения, ведется систематическая работа по социальной интеграции детей посредством взаимодействия с общественными организациями, Детским центром Национального художественного музея, детского центра «Айхал», экскурсии по городу. Привлечение волонтеров — студентов пединститута СВФУ им. М. К. Аммосова, будущих дефектологов, прикрепление их к каждому ребенку позволяет составить индивидуальный маршрут взаимодействия детей с ОВЗ в инклюзивной образовательно-культурном пространстве с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. В 2013 году совместный проект студентов и МОКУ С(К)ОШ VIII вида № 4 г. Якутска «Центр поддержки учащихся домашнего обучения» выиграл грант на конкурсе общественных проектов в номинации лучший проект по поддержке и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями. Данный проект предусматривает проведение цикла мероприятий по приобщению детей к православной культуре, к православным традициям.

Изучение православной культуры, истории даст ребенку новые знания, поможет взглянуть по-другому на свои поступки. Церковь может сыграть ключевую роль в преодолении и профилактике губительных пороков, поразивших современное общество — пьянства, наркомании, асоциальности, гражданской пассивности и нравственного безразличия. Дети с нарушением интеллекта подвержены пагубному влиянию негативного характера. Добро, смирение, терпение поможет детям с нарушением интеллекта в реальном мире нашей жизни. В настоящее время почти во всех средних образовательных учреждениях введен курс «Основы православной культуры». Но этого курса нет в программе С(К)ОШ VIII вида.

Наша работа по приобщению детей с ограниченными возможностями здоровья к православной культуре проводится во внеучебное время. В системе внеучебной работы расширяются возможности приобщения детей к духовно-нравственным ценностям христианской культуры. Приобщение детей с нарушением интеллекта к православной культуре имеет характер мировоззренческой, духовно-нравственной направленности, ориентированных на те или иные виды деятельности учащихся.

Внешкольная воспитательная деятельность по приобщению учащихся к ценностям православной культуры опирается на возможности и интересы учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Таким образом, христианские духовно-нравственные ценности могут служить основой и стимулом социальной интеграции нашего общества, укрепления его “социальной ткани”, включения школьников в социально ценные виды деятельности за пределами школы (микрорайон, моя страна, мой город и т. д.), развития самодеятельности и общественной солидарности.

 

Литература:

 

1.      Скурат К. Е. О Святом Православии. М.: «Про-Пресс», 2002. — 160 с.

2.      Соловьев B. C. Оправдание добра: Нравственная философия. М.: Республика, 1996. — 479 с. (Б-ка этической мысли).

3.      Добротолюбие. Издание второе Т. 5. М.: 1900. — 488 с.

4.      Булгаков С. И. Православие: очерки учения православной церкви. М.: Изд-во. ACT «Фолио», 2001. — 472 с.

Основные термины (генерируются автоматически): православная культура, нарушение интеллекта, VIII, ребенок, ОШ, приобщение детей, ограниченная возможность здоровья, домашнее обучение, детский центр, головной мозг.


Похожие статьи

Реализация проекта «Центр поддержки учеников домашнего...»

ребенок, VIII, якутск, домашнее обучение, ОШ, психолого-педагогическая помощь, надомное обучение, нарушение, Национальный художественный музей, волонтерская деятельность.

Образовательный проект «Якутия православная» для детей...

В современном обществе значимой проблемой является приобщение к православной культуре учащихся с нарушением интеллекта. Исследование проблемы приобщения к православной культуре детей с ограниченными возможностями здоровья в системе...

Формирование основ православной культуры у будущих...

ребенок, педагогический институт, VIII, православная культура, ограниченная возможность здоровья, студент, методическая подготовка, духовное образование, будущий учитель, базовый учебный план.

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре...

Одним из важных факторов воспитания культуры здоровья детей является культура здоровья семьи.

«Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду, С-Пб., 2002.

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Изменения, которые происходят сейчас в нашей стране, оказывают активное влияние на организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обучение детей с комплексными нарушениями развития

Всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей детей.

Социализация детей с нарушением интеллекта.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная...

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного...

ребенок, головной мозг, массаж, вид самомассажа, палец рук, ограниченная возможность здоровья, самомассаж, развитие речи, кончик пальцев, речевое развитие. Похожие статьи. Пространственные функции в структуре...

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

Вопросам воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями развития в последнее время стало уделяться повышенное внимание

Заключение ПМПК: G93.4 — детский тип шизофрении со значительным снижением интеллекта. Однако, мама ребенка приняла решение оставить...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Реализация проекта «Центр поддержки учеников домашнего...»

ребенок, VIII, якутск, домашнее обучение, ОШ, психолого-педагогическая помощь, надомное обучение, нарушение, Национальный художественный музей, волонтерская деятельность.

Образовательный проект «Якутия православная» для детей...

В современном обществе значимой проблемой является приобщение к православной культуре учащихся с нарушением интеллекта. Исследование проблемы приобщения к православной культуре детей с ограниченными возможностями здоровья в системе...

Формирование основ православной культуры у будущих...

ребенок, педагогический институт, VIII, православная культура, ограниченная возможность здоровья, студент, методическая подготовка, духовное образование, будущий учитель, базовый учебный план.

Здоровьесберегающие технологии, применяющиеся в центре...

Одним из важных факторов воспитания культуры здоровья детей является культура здоровья семьи.

«Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду, С-Пб., 2002.

Социализация детей с ОВЗ в условиях Центра содействия семейному воспитанию (из...

Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при...

Изменения, которые происходят сейчас в нашей стране, оказывают активное влияние на организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Обучение детей с комплексными нарушениями развития

Всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей детей.

Социализация детей с нарушением интеллекта.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная...

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного...

ребенок, головной мозг, массаж, вид самомассажа, палец рук, ограниченная возможность здоровья, самомассаж, развитие речи, кончик пальцев, речевое развитие. Похожие статьи. Пространственные функции в структуре...

Помощь ребенку с тяжелым нарушением интеллекта

Вопросам воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями развития в последнее время стало уделяться повышенное внимание

Заключение ПМПК: G93.4 — детский тип шизофрении со значительным снижением интеллекта. Однако, мама ребенка приняла решение оставить...

Задать вопрос