Реализация индивидуального инклюзивного маршрута для детей с множественными нарушениями | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Максимова А. Н., Иванова Н. Н. Реализация индивидуального инклюзивного маршрута для детей с множественными нарушениями [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 162-163. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5537/ (дата обращения: 23.10.2018).

Одной из актуальных социальных проблем современной России является интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общество.

На современном этапе развития общества актуальными являются вопросы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями средствами искусства, используя возможности культурного наследия поколений. Подчеркивая, что по отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения образовательных задач, Л. С. Выготский основной задачей воспитания считает его «вправить в жизнь», исправить социальный вывих, т. е. преодолеть те отклонения в поведении, которые определяют социальное лицо человека. В этой связи он отмечает: «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически» [1, с.16].

В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 4 г. Якутска обучаются 170 учащихся, в том числе 30 детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, находятся в надомном обучении. Жизненное пространство для такого ребенка часто ограничивается только семьей. Недостаток двигательной активности детей, отсутствие общения приводит к еще более значительному отставанию в социальном развитии, бедности эмоциональной сферы, а это приводит к еще большей деградации развития личности ребенка с множественными нарушениями.

В социализации детей, находящихся в надомном обучении, значимую роль имеет психолого-педагогическое сопровождение ученика студентами-волонтерами в условиях социальной интеграции. Под социализацией мы понимаем процесс становления человека в обществе, как части какой-либо группы людей, организации, коллектива, в которой формируются качества личности, где он реализует свои потребности.

Общение со сверстниками — важная составляющая жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья, дающая богатый жизненный опыт, который станет основой его дальнейшего личного развития. Психолого-педагогическое сопровождение детей с множественными нарушениями предполагает разработку «Пошаговой модели инклюзивного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями, находящегося в условиях надомного обучения».

В основу пошаговой модели инклюзивного маршрута ребенка с особыми образовательными потребностями обоснована поэтапность индивидуального инклюзивного маршрута, так как дети с особыми образовательными потребностями, в нашем случае — это ребенок с множественными нарушениями в развитии — с ранним детским аутизмом и на первом этапе нами определена важность организации культурно-досуговой деятельности в инклюзивном пространстве. Здесь главной задачей является определение реализации тех маршрутов, которые способствуют развитию эмоционально-волевой сферы, направленные на события, умения сопереживать происходящее. Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире.

Нами разработан цикл занятий гуманитарно-эстетического цикла на базе Детского центра Национального художественного музея Республики Саха (Якутия). Реализация индивидуального инклюзивного маршрута на базе музейного пространства предусматривает цикл тем, таких, как «Я в музее», при котором ученик получает первоначальные представления о коллекциях художественного музея на примере произведений различных видов искусства (живопись, графика, скульптура); «Мир вокруг меня» — ознакомление с историческим центром города (различные типы зданий: дворец, храм, старинный дом) — рисование на свободную тему: «Филимоновские свистульки» — это знакомство с творчеством филимоновских мастеров; рисование филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов; лепка и роспись курицы-свистульки: «Дымковская игрушка»; история промысла; рисование дымковских узоров; лепка и роспись. Эти занятия проводятся совместно со здоровыми сверстниками, которые способствуют не только развитию траектории образовательной, но и социальной интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями.

В инклюзивном маршруте ребенка с особыми образовательными потребностями, находящегося в условиях надомного обучения, включены разнообразные тематические экскурсии. Это «День города», «Игры на площадке Натальи Водяновой», в зоопарк «Орто Дойду». Культурно-досуговая программа интегрирована с учебной деятельностью и с целью развития познавательных интересов в восприятии окружающего мира по теме «Животный и растительный мир Севера» на индивидуальных занятиях с использованием серии сюжетных картинок, постарались вспомнить и показать тех животных, которых ребенок наблюдал в зоопарке и при этом обязательно учитывалась ситуация успеха ребенка.

Реализация индивидуального инклюзивного маршрута детей со множественными нарушениями посредством культурно-досуговых мероприятий по социальной интеграции обеспечивает включение ребенка в сложный мир реального взаимодействия личности с обществом. Исходя из волонтерской практики по сопровождению детей с выраженными нарушениями, нами был разработан социально — ориентированный проект по социальной интеграции учащихся МОКУ специальной (коррекционной) школы VIII вида № 4 г Якутска «Центр поддержки учеников домашнего обучения» (ЦПУДО).

Проект «Центр поддержки учеников домашнего обучения (ЦПУДО) МОКУ С(К)ОШ VIII вида № 4 г. Якутска и кафедры СДО ПИ СВФУ в конкуре на соискание грантов главы городского округа «г. Якутск» в 2013 г. на поддержку общественно-значимых проектов — «Лучший проект по поддержке и социальной интеграции людей с ограниченными возможностями» удостоен гранта в сумме 150.000 рублей. На средства гранта 4 студента кафедры специального (дефектологического) образования ПИ СВФУ прошли курсы повышения квалификации по актуальной теме исследования «Нестандартные приёмы и подходы в работе с детьми с РДА.

Сегодня студенты, прошедшие курсы повышения квалификации, применяют полученные профессиональные знания и навыки в практической деятельности, определяя широкий спектр социальной интеграции и коррекционно-педагогического воздействия на личность школьника в рамках его индивидуальной траектории развития.

Данный проект предусматривает посещение детьми надомного обучения инклюзивных занятий в группах сверстников или здоровых детей в учреждениях дополнительного образования, как Детский Центр Национального художественного центра, детский центр кинотеатра «Айхал», экскурсии и т. п. Привлечение волонтеров — студентов будущих дефектологов, прикрепление их к каждому ребенку позволило составить индивидуальный маршрут по организации инклюзивной практики как внутри школы, так и за ее пределами. Это участие в праздниках, выставках детского творчества в учреждениях г. Якутска, тематических экскурсиях в музеях, детской юношеской библиотеке способствуют социализации «особого» ребенка. В реализации проекта привлекаются не только педагоги, ученики, но и родители. Это совместная работа заинтересовала родителей и они вместе с детьми проектируют и претворяют в действие свои планы, рады за успехи своих детей. Реализация культурно-досуговых мероприятий обеспечивает позитивные, положительные эмоции, влияя на адекватное поведение, познание и мотивацию ребенка с множественными нарушениями, находящегося в условиях надомного обучения.

Таким образом, при целенаправленной работе по реализации индивидуального инклюзивного маршрута совершенствуются навыки адекватного общения детей, культуры поведения, навыков преодоления трудностей, умения работать в коллективе: вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой; расширение представлений об окружающем мире: знакомство с культурными традициями и обычаями своего народа.

Литература:

1.      Выготский Л. С. Проблемы дефектологии — М., 1994–206 с.:

2.      Выставки уходящего года // Художник Якутии, № 16, октябрь-декабрь 2009г

3.      Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: //материалы междунар.науч — практ. г. Якутск, сент.2011 г. / [отв.ред.Е. И. Михайлова, д.п.н..: редкол: А. А. Григорьева, д.п.н. и др.].- Якутск: Офсет, 2011.-276с.

4.      Гончарова, Е. Л. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии /Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Сборник научных трудов и проектных материалов ИПН РАО «Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования».- М., 1996.

Основные термины (генерируются автоматически): надомное обучение, VIII, якутск, ребенок, окружающий мир, социальная интеграция, индивидуальный инклюзивный маршрут, Детский Центр, домашнее обучение, пошаговая модель.

Похожие статьи

Реализация проекта «Центр поддержки учеников домашнего...»

ребенок, VIII, якутск, домашнее обучение, ОШ, психолого-педагогическая помощь, надомное обучение, нарушение, Национальный художественный музей, волонтерская деятельность.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

Инклюзивное образование — совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не

Наряду с инклюзивным рассматриваются модели интегрированного (от лат.- соединение

Любая школа, детский сад должны быть доступны для всех без возможностей здоровья...

Особенности организации дистанционного обучения...

Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья может стать также центром научно-методической поддержки учителей, работающих в условиях инклюзивного образования, или

Малофеев Н. Н. Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения. Дефектология.

Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей...

инклюзивное образование, ребенок, обучающийся, обучение детей, нарушение слуха, инклюзивное обучение, общее образование, учебный план, социально-психолого-педагогическое сопровождение детей...

Особенности приобщения к православной культуре детей...

ребенок, VIII, якутск, домашнее обучение, ОШ, психолого-педагогическая помощь, надомное обучение, нарушение, Национальный художественный музей, волонтерская деятельность.

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

– риск личной или социальной дезадаптации и дисгармонии в детской и взрослой среде; – риск непринятия социальным сообществом и участниками

В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ.

Развитие инклюзивного образования в России | Статья в журнале...

Человек как социальное существо нуждается в образовании. В познании себя, других людей и всего мира. Именно процесс обучения дает такую возможность. Но есть и другая сторона — учение не всегда дается легко.

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

От того, как человек научится мыслить и чувствовать окружающий мир, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он

Проблемы при реализации инклюзивного воспитания и обучения детей с расстройством... Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

- Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе по созданию индивидуального проекта предметно

Создание развивающей среды в группе компенсирующей... предметно-развивающая среда, ребенок, окружающий мир, предметная...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Реализация проекта «Центр поддержки учеников домашнего...»

ребенок, VIII, якутск, домашнее обучение, ОШ, психолого-педагогическая помощь, надомное обучение, нарушение, Национальный художественный музей, волонтерская деятельность.

Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной...

Инклюзивное образование — совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не

Наряду с инклюзивным рассматриваются модели интегрированного (от лат.- соединение

Любая школа, детский сад должны быть доступны для всех без возможностей здоровья...

Особенности организации дистанционного обучения...

Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья может стать также центром научно-методической поддержки учителей, работающих в условиях инклюзивного образования, или

Малофеев Н. Н. Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения. Дефектология.

Особенности инклюзивного образования слабослышащих детей...

инклюзивное образование, ребенок, обучающийся, обучение детей, нарушение слуха, инклюзивное обучение, общее образование, учебный план, социально-психолого-педагогическое сопровождение детей...

Особенности приобщения к православной культуре детей...

ребенок, VIII, якутск, домашнее обучение, ОШ, психолого-педагогическая помощь, надомное обучение, нарушение, Национальный художественный музей, волонтерская деятельность.

Инклюзивное образование: риски и задачи | Статья в журнале...

– риск личной или социальной дезадаптации и дисгармонии в детской и взрослой среде; – риск непринятия социальным сообществом и участниками

В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ.

Развитие инклюзивного образования в России | Статья в журнале...

Человек как социальное существо нуждается в образовании. В познании себя, других людей и всего мира. Именно процесс обучения дает такую возможность. Но есть и другая сторона — учение не всегда дается легко.

Взаимодействие родителя и «особого» ребенка: проект...

От того, как человек научится мыслить и чувствовать окружающий мир, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он

Проблемы при реализации инклюзивного воспитания и обучения детей с расстройством... Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

- Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе по созданию индивидуального проекта предметно

Создание развивающей среды в группе компенсирующей... предметно-развивающая среда, ребенок, окружающий мир, предметная...

Задать вопрос