Воспитательная система «Цветик-семицветик» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Данилина, И. В. Воспитательная система «Цветик-семицветик» / И. В. Данилина, Р. И. Захарова, Н. Г. Полыгалова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5087/ (дата обращения: 26.04.2024).

В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

В. А. Сухомлинский.

Описание: цветик-семицветик - копия (18) - копия - копия - копия - копия - копия.png

Построение воспитательной системы в современных условиях становится объективной необходимостью, поэтому в данной работе представлена воспитательная система группы, главной целью которой является гармоничное развитие личности воспитанников. Система находится в стадии становления: идет апробация разработанных программ, годового цикла дел, определяются критерии, показатели, методы и приемы изучения эффективного функционирования воспитательной системы.

Своеобразие воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями детского коллектива, в котором она создается. Поэтому нам, воспитателям, решившим выстроить свою воспитательную систему, близка и понятна Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. Разработчики этой Концепции полагают, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности. Однако каждый педагог, ориентируясь в своей деятельности на эту цель-идеал, должен конкретизировать ее применительно к своим условиям и возможностям, что мы и попытались сделать.

Цель воспитательной системы:создание комфортных условий для гармоничного развития личности каждого ученика, учитывая его природные задатки, условия жизни и воспитания в семье и школьном коллективе.

Задачи модели воспитательной системы: изучение потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик учащихся; выявление природных задатков, развитие творческого потенциала каждого ученика; формирование самосознания и ценностей человеческой жизни; приобщение учащихся к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа, формирование потребности личности ребёнка к дальнейшему осознанному стремлению в духовном обогащении; формирование культуры общения; воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям; воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде, ответственности; воспитание потребности в здоровом образе жизни; формирование тесного взаимодействия семьи и школы.

Модель воспитательной системы включает в себя семь блоков (лепестков): гражданско-патриотический, учебно-познавательный, досуговый, коммуникативный, творческий, физкультурно-оздоровительный, семья и школа.

Приоритетные принципы построения воспитательной системы: принцип общественной направленности воспитания, принцип опоры на положительное в воспитании, принцип связи воспитания с жизнью, трудом, принцип гуманизации воспитания, принцип личностного подхода, принцип демократизации отношений, принцип культуросообразности, принцип комплексности и целостности, принцип дифференциации и интеграции.

Гражданско-патриотический блок

Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины и способной выполнять гражданские обязанности.

Задачи: формирование и развитие социально значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения; формирование представления о Родине как месте, где человек родился; воспитание чувства привязанности к родному городу; расширение кругозора у детей на основе материала, доступного их пониманию; воспитание чувства уважения к людям труда; развитие любознательности и приобщение к общечеловеческим ценностям.

Формы реализации: работа органов ученического самоуправления; участие в тимуровском движении; школа вежливых наук; этические беседы; дискуссии; поздравление ветеранов; очные и заочные экскурсии по историческим местам города; участие в городском конкурсе.

Учебно-познавательный блок

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи:определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития; создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность; воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Формы реализации:участие в общешкольных праздниках и мероприятиях; этических бесед; тематические классные часы; тематические викторины и конкурсы; сотрудничество с городскими домами детского творчества; участие в конкурсах, интеллектуальных играх; участие в предметных неделях; экологические беседы.

Коммуникативный блок

Цель: формирование норм социального общения людей, нравственных качеств, нравственного поведения в обществе.

Задачи: изучение способности каждого ученика к общению в детском коллективе; формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»; создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса; учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Формы реализации: социометрия; диагностика; наблюдения; беседы; игры и упражнения для детей с затруднениями в общении; игры и упражнения на формирование уверенности в себе; упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим; игры и упражнения на ослабление негативных эмоций; комплекс игр-упражнений на развитие коммуникативных навыков.

Досуговый блок

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи: создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности; использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям и способствующих сплочению детского коллектива; развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи; воспитание толерантности.

Формы реализации: конкурсы, викторины, развлекательные мероприятия, день именинника, посещение кружков, настольные игры, турниры, участие в концертах, театральные постановки, походы.

Творческий блок

Цель:содействие индивидуализации воспитания и образования школьников путём создания благоприятных условий и психологически комфортной обстановки для успешного раскрытия и развития творческого потенциала детей.

Задачи: научить детей различным техникам творческой деятельности; способствовать развитию у детей моторики рук; формировать у детей навыки самостоятельной творческой деятельности, наблюдательность, творческое мышление, эстетический вкус; развивать творческие способности в коллективной деятельности; воспитывать трудолюбие, ответственность, коммуникативность, культуру общения; поддерживать творческую мотивацию учащихся, инициативность; способствовать сплочению детского коллектива.

Формы реализации: игры-упражнения на развитие творческих способностей, творческие практикумы, организация и посещение творческих выставок, знакомство с художественными и историческими ценностями края, тематические викторины, творческие конкурсы, тематические видео и аудиосеансы, поручения, коллективные творческие работы.

Физкультурно-оздоровительный блок

Цель: научить детей оберегать себя и близких в современных условиях жизни, сохраняя психическое и физическое здоровье, развивать стремление к здоровому образу жизни.

Задачи: формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; воспитание понимания детьми значимости физического и психического здоровья человека; знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья; приобщать детей к активному и здоровому образу жизни.

Формы реализации: уроки безопасности; взаимодействие с медицинским работником с целью профилактики различных заболеваний; уроки здоровья; просмотр тематических презентаций, спектаклей; участие в спортивных конкурсах и соревнованиях различного уровня; подвижные народные игры; спортивные игры; комплексы оздоровительной гимнастики; тематические беседы; ведение уголка здоровья.

Семья и школа

Цель: создание условий для нормального умственного и физического совершенствования ребёнка в семье.

Задачи: знакомство родителей с возрастной психологией и физиологией детей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы; способствовать сплочению родителей, учащихся и педагогического коллектива.

Формы реализации: анкетирование; беседы; посещение семей; тематические родительские собрания; индивидуальные консультации для родителей; организация работы родительского комитета; общешкольные родительские собрания; привлечение родителей к организации и участию в классных и школьных мероприятиях и конкурсах; консультации школьного психолога.

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.

В педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. Главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. На наш взгляд, мерилом эффективности функционирования системы обязательно должны быть следующие критерии: уровень воспитанности учащихся; сформированность классного коллектива, межличностные отношения; сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям; сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности учащихся; развитость креативных способностей учащихся; проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом; сформированность классного коллектива; стремление к успешности. Перечисленные критерии и подобранные в соответствии с ними диагностические методики, безусловно, позволяют оценить уровень развития и эффективности созданной в группе воспитательной системы.

Предполагаемые достижения и результаты.

Организация досуговой деятельности поможет достичь положительных результатов в деле сплочения коллектива: дети научатся проявлять заботу друг о друге, поддерживать уважительные и дружеские отношения, самостоятельно организовывать свободное время, увеличится уровень познавательной активности. Дети научатся серьезно относиться к обязанностям в группе, анализировать свою работу, совместно преодолевать эмоциональные проблемы, получать огромную радость от общения друг с другом.

Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся сформирует положительное отношение к учебе, знаниям, науке; разовьёт их индивидуальные, интеллектуальные качества; привьёт навыки культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры.

Организация деятельности по формированию здорового и спортивного образа жизни сформирует у учащихся и их родителей культуру и понимание значимости сохранения и совершенствования собственного физического и психического здоровья; сформирует желание осознанно вести здоровый и активный образ жизни.

Организация гражданско-патриотической деятельности приобщит учащихся к традициям и истории Отечества, города, семьи, школы; сформирует и разовьёт социально значимые ценности гражданственности и патриотизма; разовьёт любознательность и приобщит к общечеловеческим ценностям.

Организация творческой деятельности разовьёт эстетический вкус, творческие способности и задатки учащихся, сформирует способности восприятия и понимания прекрасного, обогатит духовный мир детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности. У детей сформируются способности к сотрудничеству в творческой деятельности. Они станут более усидчивыми, научаться концентрироваться на своей деятельности. Сформируется способность детей к преобразованиям, своему видению предмета, креативному отношению к миру и к себе, стремление к творчеству, увлечённость процессом творческой деятельности. Творческие способности в коллективной деятельности помогут сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, научат культуре общения. Творческие занятия носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные, конструктивные, аналитические умения, а также сформируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность.

Знакомство детей с творчеством своих одноклассников сделает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы будет способствовать сплочению родителей, учащихся и педагогического коллектива. Родители научатся лучше понимать своих детей, будут стремиться участвовать в становлении достойной личности своего ребёнка, развитии его способностей.

В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагогов в развитии личности детей. Успехи детского коллектива не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Воспитание эффективно, если оно системно.

Литература:

1.         Соловейчик С. М. Воспитание творчеством. М., Знание. 1978г.

2.         Фопель Клаус. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практич. пос. для педагогов и школьных психологов. Ч.1/Пер. с нем.-2-е изд.-:Генезис,2000.

3.         Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы. — М., 2006.

4.         Александрова М. А., Алексеева Н. А., Володина И. Г., Степанов Е. Н. Воспитательные дела в классе: Комплексные формы.

5.         Е. Н. Степанов. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. Издательство: ТЦ Сфера, 2008 г.

6.         Л. И. Петрова. Воспитание младшего школьника.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная система, детский коллектив, форма реализации, творческая деятельность, культура общения, ребенок, учащийся, создание условий, способность, воспитательный процесс.

Похожие статьи

Культура педагогического общения - как условие...

Культура педагогического общения включает не только знание и проявление в деятельности и поведении норм общественной морали.

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активно деятельности...

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента...

Творчество в деятельности современного педагога

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс...

Особенности развития творческой активности учащихся...

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа, художественно-творческая способность детей...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

физическая культура, коллективная познавательная деятельность, учащийся, урок, ребенок, процесс деятельности, познавательная деятельность школьников, коллективная деятельность, детский...

Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе...

Культура педагогического общения - как условие...

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Художественно-творческая деятельность в системе... дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Организационно-педагогические условия социально...

В данной статье описаныорганизационно-педагогические условия коллективно-творческих дел (КТД) младших школьников во внеурочной деятельности.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная...

Нравственное воспитание как основа становления личности

Но главной задачей воспитательной работы является создание условий для реализации детьми своих способностей, создание благоприятного морально- психологического климата.

Похожие статьи

Культура педагогического общения - как условие...

Культура педагогического общения включает не только знание и проявление в деятельности и поведении норм общественной морали.

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активно деятельности...

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

воспитательный процесс, воспитательная деятельность, воспитывающая среда, профессиональное воспитание, воспитательная работа, воспитательная система, педагогическая практика, личность студента...

Творчество в деятельности современного педагога

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс...

Особенности развития творческой активности учащихся...

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа, художественно-творческая способность детей...

Коллективная познавательная деятельность и воспитание...

физическая культура, коллективная познавательная деятельность, учащийся, урок, ребенок, процесс деятельности, познавательная деятельность школьников, коллективная деятельность, детский...

Культура взаимоотношений в педагогическом коллективе...

Культура педагогического общения - как условие...

педагогическое общение, совместная деятельность, функция общения, обмен информацией, функция, общение, средство общения, межличностное общение

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации.

Дополнительное образование детей - потенциал воспитания

Художественно-творческая деятельность в системе... дополнительное образование, ребенок, образовательный процесс, объединение, педагог, творческое объединение, свободное время, Творческая деятельность, детский дом, педагогическая реабилитация.

Организационно-педагогические условия социально...

В данной статье описаныорганизационно-педагогические условия коллективно-творческих дел (КТД) младших школьников во внеурочной деятельности.

Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная...

Нравственное воспитание как основа становления личности

Но главной задачей воспитательной работы является создание условий для реализации детьми своих способностей, создание благоприятного морально- психологического климата.