Особенности работы психотерапевтического кабинета на базе городской бюджетной общесоматической поликлиники | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 1. Общие вопросы медицины и здравоохранения

Опубликовано в

II международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Уфа, май 2014)

Дата публикации: 22.04.2014

Статья просмотрена: 354 раза

Библиографическое описание:

Полина, Ю. В. Особенности работы психотерапевтического кабинета на базе городской бюджетной общесоматической поликлиники / Ю. В. Полина, Е. П. Белова. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/119/5555/ (дата обращения: 17.12.2024).

Психотерапевтический кабинет является структурным подразделением городского бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области городской поликлиники № 1(ГБУЗ АО ГП № 1), имеет помещение для приема пациентов и помещение для проведения индивидуальной и групповой психотерапии. Кабинет оборудован в соответствии с перечнем оборудования психотерапевтического кабинета, ведется учетная и отчетная документация.

В задачи психотерапевтического кабинета входит:

-        консультативно-диагностическая работа и отбор пациентов с неврозами и другими пограничными расстройствами;

-        лечебная помощь, в зависимости от показаний, в виде психотерапии симптомо -, личностно — и социоцентрированной направленности в сочетании с медикаментозными и другими видами лечения, в том числе в индивидуальной, семейной и групповой формах;

-        психогигиеническая и психопрофилактическая помощь населению.

С целью повышения качества лечебно-диагностического процесса в ходе работы нами осуществляется тесное профессиональное взаимодействие с другими специалистами (врачами дневного стационара, терапевтами, невропатологом, эндокринологом, физиотерапевтом и др.).

В ГБУЗ АО ГП № 1 работает медицинский психолог, осуществляющий прием пациентов в соответствии с индивидуальной программой их ведения, что позволяет внедрить в практику современные методы клинической психологии и таким образом, в целом повысить психологическое обеспечение лечебно-диагностического процесса.

В структуре зарегистрированных психических расстройств первое место заняли невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства (F40–48). Согласно МКБ-10 (международной классификации болезни) невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства объединены в одну большую группу в силу их исторической связи концепции невроза и зависимости от психотравмирующих факторов.

Несмотря на многообразие клинических проявлений психических расстройств, у большинства обратившихся больных диагностировались неврастения (F48.0), в обобщенном виде характеризующаяся выражаясь словами одного из первых ее исследователей H. Bird «легкой возбудимостью и быстрой истощаемостью нервных функций».

Оценка патогенных факторов свидетельствовала о непосредственной связи болезненных состояний, составляющих предмет исследования, с психотравмирующими ситуациями.

Превалировали эмоционально неблагоприятные воздействия в сфере профессиональной деятельности (изменения условий труда в результате конфликта с начальством; невозможность завершить в срок принципиально важную работу; понижение должностного статуса; расширение круга обязанностей с необходимостью решения нестандартных задач и пр.).

У части пациентов, психотравмирующая ситуация была связана с такими семейными неурядицами, как нестабильность супружеских отношений или затянувшийся бракоразводный процесс с ущербом при размене жилья и др.

Кроме того среди причин отмечались финансовые проблемы (необходимость срочного погашения долга, банкротство и пр.).

В структуре органических непсихотических расстройств (F06), обусловленных повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью, выделяются:

1)            F06.3 — органические расстройства настроения (аффективные). Проявляются широким спектром аффективных синдромов (субдепрессия, депрессия и др.), дисфорическими нарушениями;

2)            F06.4 — органическое тревожное расстройство.

Состояния характеризуются генерализованной тревогой, паническими расстройствами пароксизмального характера, обсессивно — фобическими образованиями и пр.;

3)                 F06.6 — органическое эмоционально лабильное (астеническое) расстройство.

Это расстройство чаще возникает в связи с цереброваскулярными заболеваниями или гипертонией, чем с другими причинами. Основу составляет церебрастенический радикал в форме физической и психической слабости, истощаемости, раздражительности. У пациентов часто имеют место головокружения, головные боли и вегетативные расстройства. Аффективные нарушения проявляются в виде лабильности эмоциональных реакций и склонности к аффективному недержанию;

4)                 F06.9 — психическое расстройство, обусловленное повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью. Другие неуточненные формы психических нарушений органической природы.

В эту группу были включены пациенты с психосоматической патологией, активно направляемые врачами терапевтами, неврологами, кардиологом, гастроэнтерологом, урологом, врачами дневного стационара и т. д.

Наибольшее распространение получили психосоматические заболевания сердечно — сосудистой системы (кардиалгии функциональной природы, транзиторные гипертонии, пароксизмальные гипотонические состояния, нейроциркуляторные расстройства и др.) и болезни желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, синдром раздраженной толстой кишки и другие функциональные расстройства пищеварения).

Расстройства тревожно — депрессивного спектра при сердечно — сосудистых заболеваниях характеризовались устойчивым сочетанием тревоги, подавленности, соматовегетативных проявлений, и превалированием соматических жалоб над аффективными.

Актуальность проблемы профилактики и социальной реабилитации нарушений психического здоровья у лиц страдающих различными формами соматических заболеваний, не вызывает сомнений.

Среди пациентов, обратившихся на прием за психотерапевтической помощью, преобладали лица трудоспособного возраста, что во многом может быть обусловлено возросшим темпом жизни, социальной нестабильность в обществе, затяжными неразрешенными микросоциальными конфликтами и т. д.

С каждым годом отмечается увеличение числа пациентов, обратившихся в порядке самообращения, что видимо, связано с востребованностью данной медицинской услуги среди населения, постепенному возвращению психотерапией утраченных позиций.

Пациентам, длительный период времени не посещающим лечебные учреждения, для исключения возможной соматической патологии до начала психотерапевтического лечения осуществляются консультации соответствующих врачей специалистов (кардиолога, эндокринолога, гинеколога и др., с проведением лабораторных и/или инструментальных методов обследования).

Авария на Чернобыльской атомной электростанции является одной из самых крупных техногенных катастроф в истории человечества. Среди нарушений здоровья, связанных с аварией, одно из важных мест занимают психические расстройства. У осмотренных пациентов наблюдались церебрастенические проявления, мнестические расстройства, эмоционально — волевые и когнитивные нарушения.           

При лечении этой группы пациентов, а также участников военных действий в Афганистане и Чечне нами применяется широкий спектр психофармакологических средств, психотерапия, психосоциальная поддержка пациентов и их родственников. Данные мероприятия позволили значительно улучшить соматическое и психическое самочувствие, а также социальное функционирование пациентов. Помощь пациентам строилась на основе системного подхода, который предполагал, прежде всего, сочетание фармакотерапии и психотерапии.

При выборе варианта терапевтических воздействий оценивались следующие факторы:

-        выраженность и длительность расстройства;

-        выраженность дезадаптации в связи с расстройством;

-        результаты предшествующего лечения;

-        имеющиеся возможности поддержки со стороны близких;

-        культуральные и социальные особенности больного.

Терапия психических нарушений проводилась в соответствии с ведущим синдромом, возрастом и общим состоянием больного, и включала фармакотерапию, психотерапию, социотерапию, реабилитационные мероприятия. Вопрос о продолжительности сроков терапии решался индивидуально.

Лицам, взятым на психотерапевтическое лечение проводилось тестирование с использованием следующих методик: оценка тревожности по шкале Гамильтона, тест Спилбергера, госпитальная шкала тревоги и депрессии (Hospital Anxiety and Depression Scale HAND, адаптированная для использования в медицинской практике М. Ю. Дробижевым и др.

Тестирование осуществляется с целью оценки тяжести состояния пациента на начало и конец лечения, а так же отслеживалось в динамике на фоне проводимой терапии.

Все мероприятия проводились в объеме, соответствующему взятых под психодинамическое наблюдение.

Литература:

1.           Депрессивные синдромы и сопутствующие тревожные расстройства. Медикография.

2.           Дружинин В. Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2000. 320 с. (Серия «Учебник нового века»).

3.           Дэйноу Ш. Сам себе психотерапевт (самоучитель по психотерапии). СПб, Питер, 2001.

4.           Каменецкий Д. А. Неврозология и психотерапия. Учебное пособие.

5.           Классификация психических расстройств МКБ-10. Исследовательские диагностические критерии.

6.           Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания.

7.           Козлов Н. Как относиться к себе и людям.

8.           Кон И. С. Впоисках себя. Личность и ее самосознание. М.: «Политиздат», 1984.

Основные термины (генерируются автоматически): расстройство, психотерапевтический кабинет, HAND, головной мозг, дневный стационар, лечебно-диагностический процесс, нарушение, психотерапевтическое лечение, соматическая болезнь, широкий спектр.

Похожие статьи

Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Возможности работы педагога-психолога по преодолению агрессивного поведения подростков

Примерная индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с ОВЗ

Варианты проведения организационного момента на занятиях для учащихся 1-х классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях школьного логопедического пункта

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Современная профилактическая работа психолога в образовательном учреждении с использованием арт-терапевтических и медиасредств

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Развитие психофизиологической базы речи у старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности ДОУ

Похожие статьи

Диагностико-коррекционная работа логопеда во взаимодействии с врачом-неврологом и педиатром в условиях детской поликлиники

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Возможности работы педагога-психолога по преодолению агрессивного поведения подростков

Примерная индивидуально ориентированная программа работы педагога-психолога с ребенком с ОВЗ

Варианты проведения организационного момента на занятиях для учащихся 1-х классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях школьного логопедического пункта

Модель профессиональной подготовки студентов педагогического вуза к организации досуговой деятельности в рамках event-технологии

Современная профилактическая работа психолога в образовательном учреждении с использованием арт-терапевтических и медиасредств

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Развитие психофизиологической базы речи у старших дошкольников с ОНР в группе компенсирующей направленности ДОУ