Приоритетность кесарева сечения в современном акушерстве
Авторы: Раимжанова Нигорахон Тохиржановна, Мухитдинова Тохтахон Кодировна, Тураева Гулноза Юлдашевна, Ахмаджонова Гулноза Муродовна
Рубрика: 6. Клиническая медицина
Опубликовано в
II международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 19.02.2014
Статья просмотрена: 899 раз
Библиографическое описание:
Раимжанова, Н. Т. Приоритетность кесарева сечения в современном акушерстве / Н. Т. Раимжанова, Т. К. Мухитдинова, Г. Ю. Тураева, Г. М. Ахмаджонова. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/119/5105/ (дата обращения: 16.11.2024).
Приоритетность абдоминального родоразрешения обусловлена значительно более благоприятными последствиями ее для плода по сравнению с другими методами родоразрешения оперативного характера [1,2,4,5]. При наложении акушерских щипцов в легких случаях возникают ссадины и раны мягких тканей головки плода, в тяжелых — подкожные гематомы и кефалогематомы, переломы ключиц и костей черепа, конъюнктивальные кровоизлияния, травмы черепных нервов и шейного отдела позвоночника [Голота В. Я. и др., 1985; Carmody F. et al., 1986; Bowes W. A. et al., 1994].
Данные А. Ю. Ратнера (1990) свидетельствуют, что у детей, при рождении которых применяли акушерские щипцы и вакуум-экстрактор, значительно чаще возникают и поздние осложнения родовых повреждений нервной системы: синдром периферической цервикальной недостаточности, миатонический синдром, острые нарушения кровообращения в спинном и головном мозге, а также ранний шейный хондроз.
Аналогичного мнения придерживаются J. R. Lieberman и соавт. (1995), которые сообщают о значительно большей частоте соматических и неврологических повреждений после самопроизвольных родов в тазовом предлежании по сравнению с таковой после абдоминального родоразрешения. Именно поэтому абдоминальное родоразрешение стало одним из резервов снижения перинатальной заболеваемости и смертности [3,6,7].
Одна из особенностей современного акушерства — расширение показаний к кесареву сечению за счет развития и совершенствования акушерской науки, анестезиологии, реаниматологии, неонатологии, службы переливания крови, фармакологии, асептики и антисептики, применения новых антибиотиков широкого спектра действия, нового шовного материала и других факторов.
Вопросы, связанные с операцией кесарева сечения, а также тактикой ведения беременности и родов у женщин с рубцом на матке, постоянно обсуждаются на страницах периодической отечественной и зарубежной печати [Савельева Г. М. и др., 1989; Стрижаков А. Н. и др., 1991; Кулаков В. И. и др., 1994, 1998; Peter J. et al., 1987; Shiono P. H. et al., 1987; Flam B. L. et al., 1994; Gifford D. S. et al., 1995].
Цель исследование: изучение приоритетности кесарева сечения в современном акушерстве.
Материалы и методы исследования.
Для сравнения исхода родов для матери и плода, структуры показаний к абдоминальному родоразрешению и выявления факторов, влияющих на этот показатель (наличие возможных осложнений, связанных с кесаревым сечением и других показателей), нами проведен анализ лечебной работы 2-родилбного комплекса г. Андижан.
При поступлении беременной в стационар особое внимание уделяли изучению общего и специального анамнеза. В специально разработанную карту обследования беременной заносили все необходимые сведения, касающиеся наследственности, перенесенных инфекционных, соматических и гинекологических заболеваний, менструальной и генеративной функций, указание на бесплодие, пороки развития гениталий, проведение экстракорпорального оплодотворения, данные о течении предшествующих беременностей и родов. Особое внимание обращали на наличие хронических инфекций (хронический тонзиллит, частые ОРВИ и т. д.), инфицирование мочевых путей (хронический пиелонефрит, мочекаменная болезнь и т. д.), наличие перитонита в анамнезе, осложненное течение данной беременности (наложение швов на шейку матки по поводу истмико-цервикальной недостаточности (ИЦН), прием кортикостероидов по поводу угрозы прерывания беременности, связанной с АФС, гиперандрогений, наличием антител к ХГ и т. д.), лекарственную аллергию.
Всех беременных, перенесших инфекционные заболевания или страдающих проявлением инфекции при данной беременности, относили к группе с высоким риском развития инфекции. Обращали внимание на телосложение, степень развития подкожно-жировой клетчатки, наличие отеков, состояние кожи и слизистых оболочек, сердечно-сосудистой, костно-мышечной, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, пищеварения, мочеотделения.
Производили антропометрические измерения. Срок беременности и предполагаемый срок родов определяли по дате последней менструации, предполагаемому дню зачатия, по дате первой явки в женскую консультацию и уточняли с помощью ультразвукового исследования. Проводили кардиомониторное исследование, доплерографическое исследование кровотока в системе мать-плацента-плод, гемостазиологическое исследование крови, рентгенопельвиметрию (по показаниям) и др. Для определения исхода операции кесарева сечения в зависимости от методики рассечения нижнего сегмента матки (по Джоэлу-Кохену) и техники восстановления разреза на матке (однорядный), вида шовного материала, нами проведен анализ исходов абдоминального разрешения у 60 женщин за период 2013–2014 гг. С целью изучения возможных причин возникновения кровотечения во время операции и в раннем послеоперационном периоде, выявления групп риска по кровотечению, а также разработке профилактических и лечебных мероприятий по борьбе с этим осложнением, нами проанализировано 48 операций кесарева сечения. Состояние плода по данным доплерографии во время беременности оценивали по показателю состояния плода (ПСП). Клиническую оценку состояния новорожденных производили по шкале Apgar в течение первой минуты и через пять минут после рождения.
Полученные при исследовании данные подвергли статистической обработке на персональном компьютере Pentium-IV с помощью программного пакета Microsoft Office Excel-2003.
Результаты исследования и обсуждение
В III триместре по ретроспективным данным, прежде всего, имело место высокая частота акушерской патологии 43,7 %, преждевременных родов 33,4 %, многоводие 26,1 %, преждевременное излитие околоплодных вод 42,1 %.
Показанием к кесареву сечению у данного контингента явилось у 5 миопия тяжелой степени, у 13 женщин крупный плод, у 11 женщин клинически узкий таз, у 20 женщин преждевременное излитие околоплодных вод, у 8 женщин многоплодная беремнность, у 14 дистресс синдром плода, у поперечное предлежание плода, у 9 перегородка стенки влагалища, у 15 рубец на матке.
Результаты исследований послеоперационного периода показали, что кесарево сечение по методике Джоэл-Кохена способствует снижению частоты ближайших и отдаленных гнойно-септических осложнений у родильниц. При этом отмечено сокращение времени от начала операции до извлечения плода, что имеет большое значение в ситуациях, требующих экстренного родоразрешения, и способствует снижению частоты наркозной депрессии у новорожденного. Использование новой модификации кесарева сечения имеет важное экономическое значение, обусловленное снижением частоты осложнений, сокращением затрат на операционное время, сокращением продолжительности операции, уменьшением потребности в шовном материале.
У женщин первой группы по данным УЗИ отек в области послеоперационного шва наблюдается в 4 раза реже, чем женщин второй группы, при этом отмечается статистически достоверное уменьшение отека к 9-м суткам. Гнойно-септическое осложнение в послеоперационном периоде при наложении однорядного шва в 4,7 раз меньше, чем во второй группе.
В диагностике послеоперационных заболеваний и оценке состояния послеоперационных швов на матке применяли методику ультразвукового исследования по Л. С. Логутовой [1,4,6] предлагает использовать метод биоконтрастной эхоскопии, отличие которой от общепринятого УЗИ состоит в дополнительном контрастировании стенки матки за счет введения в ее полость резинового баллона, заполняющегося 70–90 мл стерильной жидкости. Исследование осуществляется при наполненном мочевом пузыре.
По данным М. В. Рыбина [4,5,8], трансабдоминальное и трансцервикальное эхографическое исследование позволяет установить темпы инволюции матки после кесарева сечения. Эти методы расширяют возможности диагностики и прогнозирования исхода гнойно-инфекционных заболеваний после кесарева сечения с целью своевременного предупреждения развития осложнений.
Анализ состояния новорожденных детей с учетом использованного варианта родоразрешения позволяет отметить, что по критериям шкалы Апгар наилучшие результаты отмечались при родах с использованием планового КС, при котором оценку в 8─10 баллов на 1 и 5 минутах имели 100 % новорожденных.
Выводы:
1. Проведенные исследования позволяют рекомендовать более широко использование КС в акушерской практике.
2. Для безопасного применения КС рекомендуем проводить разрез кожи в поперечном направлении, не выше 2–3 см от верхнего края лонного сочленения) отслаивание и рассечение поперечной фасции.
Литература:
1. Логутова Л. С. Оптимизация кесарева сечения. Медицинские и социальные аспекты: Автореф. дисс.... д-ра мед. наук. М., 1996. 48 с.
2. Матякубов Б. У., Ниязметов Р. Э. Влияние лимфостимулирующей лимфотропной терапии на показатели цитокинов у женщин с кесаревым сечением.//журнал теорит. и клин.медиц.-2012.-№ 1.С.84–85.
3. Негматуллаева В. Н., Ихтиярова Г. А., Каримова Н. Н. Клиническая эффективность профилактики септических осложнений после кесарево сечения.//Росс.вестн.акуш.-гин.-2007.-№ 2.- с.38–39.
4. Раджабова Ш. Ш. Профилактика осложнений кесарева сечения у многорожавших женщин: Автореф. дисс.... канд. мед. наук. Махачкала, 1997. 24 с.
5. Рыбин М. В. Ближайшие и отдаленные результаты новой модификации операции кесарева сечения: Автореф. дисс.... канд. мед. наук. М., 1997. 24 с.
6. Филонов С. М. Исход операций кесарева сечения в зависимости от методики наложения швов на матку и шовного материала: Автореф. дисс.... канд. мед. наук. М., 1997. 24 с.
7. Хаджиева Э. Д. Перитонит после кесарева сечения: Автореф. дисс.... д-ра мед. наук. Санкт-Петербург, 1996. 49 с.