Основные направления деятельности заместителя главного врача по медицинской части городской поликлиники в современных условиях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Организация и управление здравоохранением

Опубликовано в

II международная научная конференция «Медицина: вызовы сегодняшнего дня» (Москва, декабрь 2013)

Дата публикации: 27.10.2013

Статья просмотрена: 19006 раз

Библиографическое описание:

Гоев, К. В. Основные направления деятельности заместителя главного врача по медицинской части городской поликлиники в современных условиях / К. В. Гоев. — Текст : непосредственный // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 66-70. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/118/4369/ (дата обращения: 27.04.2024).

Модернизация системы здравоохранения, реализация национального проекта «Здоровье», новой Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации ставят перед руководителями медицинских организаций и их структурных подразделений специфические задачи, реализация которых потребует выполнение определенных функций. Внедрение новых форм организации лечебно-профилактической помощи населению, обязательного и добровольного медицинского страхования, предоставление платных услуг физическим, юридическим лицам, значительно расширило должностные обязанности, полномочия, сферу организационно-управленческой деятельности заместителей главных врачей лечебно-профилактических учреждений. Данные условия инициируют необходимость переориентации функционирования данных специалистов на использование совокупности современных методов оперативного управления медицинской организацией, позволяющих обеспечить экономическую целесообразность и надлежащее качество медицинской помощи. Правильному подбору и расстановке кадров в сфере здравоохранения способствуют квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения [5, с.1]. Однако в данном документе не предусмотрена характеристика заместителя главного врача.

Основными задачами заместителя главного врача поликлиники по медицинской части являются руководство лечебно-диагностическими мероприятиями, внедрение и широкое применение в практике работы отделений, кабинетов и служб современных методов диагностики, лечения и профилактики. Заместитель главного врача по медицинской части как специалист медицинской организации, занимающий руководящую должность, обязан строить свою работу в рамках четко прописанной должностной инструкции. Как правило, должностная инструкция разрабатывается либо руководителем структурного подразделения, либо заместителем главного врача и соответственно подписывается ими. Основным документом, определяющим регламент деятельности заместителя главного врача по медицинской части, является Положение об этой должности. Лечебно-профилактические учреждения разных профилей имеют соответствующие приказы об организации деятельности, в каждом из которых есть Положение о заместителе главного врача по медицинской части. На основе этого документа главный врач утверждает должностную инструкцию для своего заместителя. От рациональной организации работы заместителей начальника лечебно-профилактического учреждения и комиссий с их участием зависит конечный результат — разработка конкретных рекомендаций и мероприятий по обеспечению права пациента на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества.

Деятельность заместителя главного врача по медицинской части имеет следующие направления:

1.                  Взаимодействие с медицинским персоналом и, прежде всего, с врачами и заведующими отделениями и кабинетами поликлиники, которое осуществляется во время проведения производственных совещаний, врачебных конференций, врачебных комиссий и подкомиссий, председателем которых в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2012г. № 502н является, как правило, заместитель главного врача по медицинской части.

Одна из основных задач заместителя главного врача по медицинской части — контролировать работу заведующих отделениями и кабинетами, которые, в свою очередь, должны контролировать работу медицинского персонала в своих структурных подразделениях.

Заместитель главного врача по медицинской части должен организовывать систематическое повышение квалификации медицинского персонала на базе поликлиники путем проведения врачебных и сестринских научно-практических конференций, лекций и докладов по актуальным вопросам диагностики, лечения и профилактики заболеваний.

2.                  Другое направление деятельности заместителя главного врача по медицинской части — это работа с населением, которая включает в себя не только прием посетителей по вопросам качества лечения, диагностики, квалификации медицинского персонала, но и организацию встреч с населением, с представителями ветеранских и других общественных организаций. К этому направлению деятельности относится также контроль и личное участие заместителя главного врача по медицинской части в санитарно-просветительной работе среди населения.

3.         Следующее направление деятельности заместителя главного врача по медицинской части — это работа с документами.

Каждый организационный или распорядительный шаг заместителя главного врача по медицинской части должен иметь подтверждение в виде грамотно составленного документа. По его качеству нередко судят о работе руководителя. При инспектировании различных направлений деятельности ЛПУ проверяющие инстанции зачастую обращают внимание исключительно на документальное отражение проводимой работы (планы, отчеты, акты, протоколы и т. д.). В этих условиях умение составлять документы становится важнейшей составляющей профессионализма заместителя главного врача по медицинской части.

Документы заместителя главного врача по медицинской части имеют следующие разновидности:

1.                  Организационные документы, к которым относят: уставы, положения, штатное расписание, должностные инструкции и др. Эти документы содержат правила и нормы, определяющие статус организации, ее компетенцию, деятельность ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность. Положения, изложенные в них, являются безусловными для исполнения. Организационные документы проходят обязательную процедуру утверждения. В зависимости от вида документы могут утверждаться вышестоящей организацией, руководителем структурного подразделения или распорядительным документом (постановлением, решением, приказом или распоряжением). Организационные документы, в свою очередь, делятся на:

1.1. Положения, которыми регламентируется деятельность любой организации, а также ее служб и структурных подразделений. В основе деятельности лечебно-профилактических учреждений лежат Положение о больнице (поликлинике, диспансере и т. д.) и Положение о структурных подразделениях учреждения. Большинство из них утверждены соответствующими ведомственными приказами. Однако, есть подразделения, Положения о которых никогда не разрабатывались и не утверждались на федеральном уровне (например, положение о приемном отделении). Задача заместителя главного врача по медицинской части — подготовить к утверждению главным врачом Положения о подразделениях и службах клинического профиля поддерживать их актуальность.

1.2. Положения о коллегиальных органах и комиссиях ЛПУ. Заместитель главного врача по медицинской части отвечает за подготовку к утверждению положений о ряде коллегиальных органов и комиссий (медицинского совета, формулярной комиссии, комиссии по лекарственному обеспечению, комиссии по разбору жалоб, и др.).

1.3. Штатное расписание и должностные инструкции клинико-диагностического персонала. Заместитель главного врача по медицинской части совместно с кадровой службой организует составление этих документов и контроль соответствия их современным требованиям.

2.         Плановые документы, которые бывают различными по содержанию и форме: план, перспективный план, программа, график, схема, генеральная схема Учреждение, деятельность которого разумно запланирована, достигает поставленных целей наиболее целесообразным и экономичным образом — с наименьшими затратами времени, материальных и трудовых ресурсов. Несмотря на большое изобилие плановых документов, заместитель главного врача по медицинской части принимает непосредственное участие при составлении каждого из них, кроме того, он зачастую является ответственным исполнителем практически во всех планах ЛПУ. Главным плановым документом ЛПУ является годовой план. В него сводятся планы всех служб, подразделений, направлений деятельности. Составляется годовой план заместителем главного врача по медицинской части и утверждается главным врачом ЛПУ. Также каждый заместитель главного врача по медицинской части должен иметь личный план работы на год, а также планы комиссий и комитетов, деятельностью которых он руководит.

3.         Справочно-информационные документы составляют информационную основу деятельности заместителя главного врача по медицинской части, к которым относятся акты, протоколы, справки, объяснительные записки, докладные записки, служебные письма. Документы этой группы носят вспомогательный характер, однако, информация, содержащаяся в них, может служить основой для принятия распорядительных документов.

4.         Заместителю главного врача по медицинской части приходиться готовить проекты приказов главного врача. Кроме того, он должен уметь оформлять протоколы и решения коллегиальных органов, которыми он руководит, и коллективных обсуждений, на которых он присутствует.

5.         Отчетные документы могут составляться по различным направлениям деятельности организации: о результатах функциональной деятельности подразделений и в целом организации, о результатах научно-исследовательской или научно-внедренческой деятельности, командировках, выполнении разовых мероприятий или заданий руководства и др.

К отчетным относят документы:

-       государственной статистической отчетности;

-       ведомственной отчетности;

-       внутриучрежденческой отчетности.

Отчетную документацию представляют документы, содержащие сведения о результатах работы учреждения за определенный период времени — год, полугодие, квартал, месяц, декаду. Отчеты выполняют функцию обратной связи, позволяя сопоставить полученные результаты с показателями, намеченными планом или программой.

Анализ отчетных документов дает возможность руководству корректировать деятельность как самой медицинской организации, так и подведомственных подразделений, совершенствовать организационную структуру, характер и содержание выполняемых работ, кадровый состав организации, обеспечение ее финансовыми, материальными и иными средствами.

Работа заместителя главного врача по медицинской части поликлиники постоянно сочетает в себе различные виды деятельности: организационно-методическая работа с медицинским персоналом, прием населения, работа с документами, составление различных форм отчетности и т. д. В сентябре 2005 года Президентом России в послании Федеральному Собранию Российской Федерации были определены приоритетные направления развития страны на ближайшую перспективу, среди них и развитие здравоохранения.

В национальном проекте «Здоровье» выделены три направления:

1.       Развитие первичной медико-санитарной помощи.

2.       Усиление профилактической направленности здравоохранения (формирование у значительной части населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, а также проведение углубленной диспансеризации, массовых и доступных противоэпидемических мероприятий).

3.       Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

Основным местом реализации первых двух направлений национального проекта «Здоровье» стали городские поликлиники. Ведущая роль в реализации этих двух направлений национального проекта «Здоровье» принадлежит заместителям главных врачей по медицинской части городских поликлиник, которые стали главными координаторами реализации национального проекта «Здоровье» в ЛПУ. На заместителей главных врачей по медицинской части городских поликлиник пришлась основная нагрузка по реализации национального проекта «Здоровье» в ЛПУ от информационной работы с населением, до контроля за исполнением и составлением отчетов.

В развитии первичной медико-санитарной помощи ведущая роль заместителей главных врачей по медицинской части городских поликлиник неоспорима, так как именно они отвечают за весь лечебный процесс в ЛПУ. Более высокая укомплектованность врачебными кадрами в поликлиниках за счет дополнительных выплат (10 тысяч руб. участковым врачам-терапевтам и 5 тысяч руб. участковым медицинским сестрам) в рамках первого направления национального проекта «Здоровье», позволила администрациям поликлиник в лице заместителей главных врачей по медицинской части практически полностью укомплектовать все участки поликлиник врачами-терапевтами и медицинскими сестрами. Это в свою очередь позволило повысить качество и преемственность медицинской помощи в поликлиниках, а так же создать паспорта врачебных участков согласно приложения № 2 приказа министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2005г. № 765, которые ежегодно обновляются. Контроль за ведением паспортов врачебных участков и анализ структуры врачебных участков осуществляют заместители главных врачей по медицинской части.

Формирование у населения здорового образа жизни культуры здоровья и повышение мотивации к его сохранению — одна из важнейших задач второго направления национального проекта «Здоровье». Для решения этой задачи заместители главных врачей по медицинской части не только проводят встречи с населением, но и проводят большую работу среди врачей поликлиники по выработке рекомендаций для пациентов по ведению здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, занятию спортом, обучают врачей работать в этом направлении с каждым пациентом индивидуально.

Огромная роль принадлежит заместителям главных врачей по медицинской части в проведении дополнительной диспансеризации работающего населения в рамках второго направления национального проекта «Здоровье», целью которого является снижение инвалидности и смертности населения, сохранение здоровья работающего населения. Основными задачами дополнительной диспансеризации работающего населения являются:

1.Определение численности работающего населения.

2.Раннее выявление заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых, сахарного диабета, болезней костно-мышечной системы, туберкулеза легких.

3.Снижение заболеваемости с временной нетрудоспособностью.

4.Составление индивидуальных программ по реабилитации и профилактике заболеваний.

С целью реализации первой задачи заместитель главного врача по медицинской части заключает договор с предприятием на проведение дополнительной диспансеризации с обязательным приложением к договору списка сотрудников, подлежащих дополнительной диспансеризации.

Для реализации второй задачи заместитель главного врача по медицинской части осуществляет постоянный контроль над ходом и полнотой проведения дополнительной диспансеризации с обязательным проведением всех обследований и консультаций, включенных в программу дополнительной диспансеризации, а в случае необходимости, берёт на контроль проведение дополнительных обследований и консультаций.

Для реализации третьей и четвертой задачи заместитель главного врача по медицинской части осуществляет контроль над постановкой на диспансерный учет пациентов с выявленной патологией во время проведения дополнительной диспансеризации. Если пациент, прошедший дополнительную диспансеризацию, наблюдается в другом ЛПУ, задача заместителя главного врача по медицинской части доставить медицинскую документацию о результатах проведения дополнительной диспансеризации в то ЛПУ, где наблюдается данный пациент, с целью его дальнейшего динамического наблюдения и взятия на диспансерный учет. Заместитель главного врача по медицинской части должен следить за тем, чтобы все работающие граждане, при выявлении у них факторов риска во время проведения дополнительной диспансеризации, были направлены в центры здоровья, а так же для каждого из них была разработана программа по устранению выявленных факторов риска. Кроме того, заместитель главного врача по медицинской части контролирует выдачу паспортов здоровья всем работающим гражданам, прошедшим дополнительную диспансеризацию.

К массовым и доступным противоэпидемическим мероприятиям в рамках второго направления национального проекта «Здоровье» относится, прежде всего, дополнительная иммунизация.

В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительная иммунизация населения против вирусного гепатита B, кори, краснухи, полиомиелита, гриппа. Здесь задачами заместителя главного врача по медицинской части являются составление списков лиц, подлежащих дополнительной иммунизации, осуществление контроля за проведением дополнительной иммунизации на всех этапах с обязательным составлением учетно-отчетной документации.

1.                  Что касается третьего направления национального проекта «Здоровье» — обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, которая оказывается в специальных центрах, как правило федерального подчинения, заместители главных врачей по медицинской части городских поликлиник в ней непосредственного участия не принимают. Однако, первичный отбор пациентов на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации РФ от 28.12.2011г. № 1689н («Об утверждении порядка направления граждан РФ для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития РФ, с применением специализированной информационной системы») осуществляется врачебной комиссией ЛПУ и контролируется заместителем главного врача по медицинской части.

В последнее время повышение доступности медицинской помощи для населения является одним из приоритетных направлений деятельности органов здравоохранения. Как известно основная роль в организации медицинской помощи в ЛПУ принадлежит заместителю главного врача по медицинской части. В г. Москве амбулаторно-поликлиническая помощь организована в соответствии с приказом Департамента Здравоохранения г. Москвы от 06.03.2012г. № 153 «О режиме работы государственных учреждений здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь взрослому населению в амбулаторных условиях», который определяет режим работы поликлиники с 8.00 до 20.00 — в рабочие дни, с 9.00 до 18.00 — в субботние дни и с 9.00 до 16.00 — в воскресные и праздничные дни. Однако, в соответствии с вышеуказанным приказом, с целью повышения доступности медицинской помощи режим работы отдельных подразделений и кабинетов может быть установлен главным врачом учреждения с 7.00. На заместителей главных врачей по медицинской части возлагается контроль решения вопросов организации приема населения в амбулаторно-поликлинических учреждениях, что подразумевает ежедневное распределение времени на прием первичных и повторных больных с учетом укомплектованности и обращаемости населения как по самозаписи, так и по талонной системе, а также контроль за возможностью получения талона или предварительной записи (самозаписи) на прием к врачу ежедневно в течение рабочего дня на любой день текущей и следующей недели, в том числе по телефону и через интернет. Кроме того, заместителю главного врача по медицинской части, принадлежит функция оперативного перераспределения потока пациентов при отсутствии врачей-специалистов в лечебно-профилактическом учреждении в другие амбулаторно-поликлинические учреждения, максимальное использование потенциала консультативно-диагностических центров. В течение последнего года в Департаменте здравоохранения г. Москвы регламентировано ежедневное нахождение администратора в ранге заместителя главного врача в холле первого этажа для регулирования потоков пациентов с.7.30 до 10.00.

Заключение: Из всего вышесказанного следует, что заместитель главного врача по медицинской части является главным звеном в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и в повышении доступности медицинской помощи для населения на уровне ЛПУ. Повышение качества оказываемой населению медицинской и профилактической помощи напрямую зависит от принимаемых данным специалистом управленческих решений и способов их реализации, в свою очередь обусловленных состоянием менеджмента лечебного учреждения.

Литература:

1.         Бутова В. Г., Гуревич К. Г., Конаныхина А. К., Чигринец О. В. Основы управления медицинской организацией: учебное пособие. — М.: Издательство, 2011. — 190 с

2.         Индейкин Е. Н. Организационно-распорядительные документы заместителя главного врача. // Заместитель главного врача: лечебная работа и медицинская экспертиза. -2006.-№ 0.-С. 32–35.

3.         Уйба В. В. Парадигма медико–санитарной безопасности. // Проблемы управления здравоохранением. — 2010. — № 4(53). — С. 6–14.

4.         Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.12.2005г. № 765 «Об организации деятельности врача-терапевта участкового».

5.         Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

6.         Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации РФ от 28.12.2011г. № 1689н «Об утверждении порядка направления граждан РФ для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счёт бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития РФ, с применением специализированной информационной системы».

7.         Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012г. № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».

8.         Приказ Департамента Здравоохранения г.Москвы от 06.03.2012г. № 153 «О режиме работы государственных учреждений здравоохранения, оказывающим медицинскую помощь взрослому населению в амбулаторных условиях».

Основные термины (генерируются автоматически): главный врач, медицинская часть, национальный проект, дополнительная диспансеризация, медицинская помощь, заместитель, документ, заместитель главных врачей, медицинский персонал, высокотехнологичная медицинская помощь.

Похожие статьи

Оценка работы персонала заместителем главного врача по...

Одной из основных задач заместителя главного врача по медицинской части является оценка эффективности работы медицинского персонала ЛПУ. Существуют объективные и субъективные критерии оценки рабочих показателей

Роль участкового врача-терапевта в выявлении и лечении...

Основные направления деятельности заместителя главного врача... В развитии первичной медико-санитарной помощи ведущая роль заместителей главных врачей по медицинской части городских поликлиник неоспорима...

Особенности организации медицинской помощи городскому...

учреждение, медицинская помощь, система здравоохранения, медицинская наука, первичная медицинская помощь, РФ, скорая помощь, сложившаяся ситуация, стационарная помощь...

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

А значит, проблемы управления медицинским персоналом будут определять качество оказания медицинской помощи населению.

Стиль управления в медицинском учреждении может отражать... К проблеме эмоционального выгорания у врачей.

Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи...

медицинская помощь, детское население, услуга, период проведения, медицинское обслуживание, медицинский персонал, больничный лист, высокая стоимость, детская поликлиника, недостаточная квалификация.

медицинская помощь, обязательное медицинское страхование...

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, медицинское страхование, медицинская помощь, страхование. Сегодня в Российской Федерации существует два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное [8, с. 23].

медицинская помощь, срок ожидания, Башкортостан, пациент...

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, медицинское страхование, медицинская помощь, страхование.

медицинская помощь, медицинская документация, застрахованное лицо, качество оказания, история болезни, обоснованная жалоба населения...

Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала

медицинская помощь, медицинский персонал, пациент, приемное отделение, качество, ребенок, первичное звено, распределение респондентов, сельское здравоохранение, таблица. медицинская...

Реновация медицинских объектов | Статья в журнале...

медицинская помощь, детское население, услуга, период проведения, медицинское обслуживание, медицинский персонал, больничный лист, высокая стоимость, детская поликлиника, недостаточная квалификация.

Похожие статьи

Оценка работы персонала заместителем главного врача по...

Одной из основных задач заместителя главного врача по медицинской части является оценка эффективности работы медицинского персонала ЛПУ. Существуют объективные и субъективные критерии оценки рабочих показателей

Роль участкового врача-терапевта в выявлении и лечении...

Основные направления деятельности заместителя главного врача... В развитии первичной медико-санитарной помощи ведущая роль заместителей главных врачей по медицинской части городских поликлиник неоспорима...

Особенности организации медицинской помощи городскому...

учреждение, медицинская помощь, система здравоохранения, медицинская наука, первичная медицинская помощь, РФ, скорая помощь, сложившаяся ситуация, стационарная помощь...

Особенности стиля управления в медицинском учреждении

А значит, проблемы управления медицинским персоналом будут определять качество оказания медицинской помощи населению.

Стиль управления в медицинском учреждении может отражать... К проблеме эмоционального выгорания у врачей.

Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи...

медицинская помощь, детское население, услуга, период проведения, медицинское обслуживание, медицинский персонал, больничный лист, высокая стоимость, детская поликлиника, недостаточная квалификация.

медицинская помощь, обязательное медицинское страхование...

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, медицинское страхование, медицинская помощь, страхование. Сегодня в Российской Федерации существует два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное [8, с. 23].

медицинская помощь, срок ожидания, Башкортостан, пациент...

Ключевые слова: обязательное медицинское страхование, медицинское страхование, медицинская помощь, страхование.

медицинская помощь, медицинская документация, застрахованное лицо, качество оказания, история болезни, обоснованная жалоба населения...

Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала

медицинская помощь, медицинский персонал, пациент, приемное отделение, качество, ребенок, первичное звено, распределение респондентов, сельское здравоохранение, таблица. медицинская...

Реновация медицинских объектов | Статья в журнале...

медицинская помощь, детское население, услуга, период проведения, медицинское обслуживание, медицинский персонал, больничный лист, высокая стоимость, детская поликлиника, недостаточная квалификация.