Библиографическое описание:

Баянова Н. А., Манаков А. М., Манакова А. Г. Удовлетворённость качеством оказания медицинской помощи как критерий качественной медицинской помощи // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 259-262.



В настоящее время в медицинском обслуживании населения амбулаторно–поликлиническая помощь занимает приоритетное значение, в которой оказывается первичная медицинская помощь детскому населению. Детская поликлиника — это первичное звено, в котором оказывается комплекс профилактических и лечебно-диагностических мероприятий. В основе работы поликлиники лежит территориально –участковый принцип организации. Участковый врач-педиатр, обслуживающий определенный участок, владеет полной информацией о демографической ситуации, уровня заболеваемости, проводит профилактические мероприятия, так как «Здоровье» является приоритетом государственной политики страны, поэтому для полной оценки работы детской поликлиники и эффективности принятого национального проекта «Здоровье» необходимо определить именно социальную эффективность, что в дальнейшем повлияет на развитие амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению.

С целью анализа удовлетворенности родителей пациентов качеством оказываемых медицинских услуг нами было проведено анкетирование родителей пациентов нескольких участков детской поликлиники города Оренбурга.

В анкетировании приняли участие 185 человек. Анкета, разработанная студентами медицинского университета, включала вопросы: выбор возрастной группы ребенка, количество детей, посещаемое учреждение (ясли, детский сад, школа, колледж и т. д.), частоту обращаемости за помощью, причины обращения, удовлетворенность обслуживанием участкового педиатра и его компетентностью, волнующие вопросы оказания медицинской помощи, максимальный срок ожидания бесплатных диагностических исследований. У респондентов была возможность аргументировать свое мнение.

При проведении исследования было выявлено более половины респондентов (95.7 %) удовлетворены качеством оказываемых медицинских услуг детскому населению, 3.2 % респондентов не удовлетворены качеством оказываемых медицинских услуг и 1.1 % не смогли определиться с ответом (рис.1)

Рис.1. Степень удовлетворённости родителей в качестве оказываемых медицинских услуг

Большая часть пациентов обращаются за медицинской помощью к участковому педиатру 1 раз в месяц 52.4 %.Около 37.8 %-1 раз в год, 8.2 % обращаются 1 раз в пол года, самый малый процент обращений приходится на частоту более 1 раза в месяц и составляет 1.6 %. (рис.2).

Рис.2. Степень частоты обращаемости за медицинской помощью

При исследовании определили, что 40.5 % из родителей беспокоит высокая стоимость назначаемых препаратов, 37.8 % беспокоятся из за увеличения объема платных услуг, 3.8 % беспокоятся из за снижения качества оказываемой медицинской помощи их детям, на долю родителей, беспокоящихся из-за недостаточной квалификации медицинского персонала 1.1 %, около 16.8 % родителей указали другую причину беспокойства. Данные представлены на диаграмме (рис.3).

Определение степени причин обращаемости за медицинской помощью в период проведения исследования.

После проведенного анкетирования выяснилось: что в период проведения исследования 62.7 % приходится на обращения по заболеваемости, 0.5 % по причине полученных травм, 4.9 % приходится на детей проходивших профилактический осмотр по направлению от общеобразовательных учреждений, 2.7 % обратились по поводу получения справки в бассейн, 29.2 % обратились для закрытия больничного листа, доля на детей проходивших диспансеризацию в период проведения исследовании составляет 0 %. (рис.4).

Рис. 4. Степень причины обращаемости пациентов за медицинской помощью

Определение доли основных причин беспокойства пациентов в медицинском обслуживании

При исследовании определили, что 40.5 % из родителей беспокоит высокая стоимость назначаемых препаратов, 37.8 % беспокоятся из за увеличения объема платных услуг, 3.8 % беспокоятся из за снижения качества оказываемой медицинской помощи их детям, на долю родителей, беспокоящихся из-за недостаточной квалификации медицинского персонала 1.1 %, около 16.8 % родителей указали другую причину беспокойства. Данные представлены на диаграмме (рис.5).

Рис. 5. Доля основных причин беспокойства пациентов в медицинском обслуживании

Сроки ожидания различных диагностических исследований.

В ходе анализа полученных результатов больше половины пациентов 71.9 % недовольны длительным ожиданием (больше месяца) получения талонов на бесплатное диагностическое исследование, что отражается в обеспокоенности пациентов в увеличении объемов платных услуг, меньшая доля 3.8 % приходится на срок ожидания (до 7 дней), 18.4 % -менее 5 дней и 5.9 % ожидают до 9 дней. (рис.6).

Рис. 6.Сроки ожидания бесплатных диагностических исследований

На основании проведённого анализа полученных данных можно сделать следующие выводы:

1) Больше половины пациентов удовлетворены оказанием медицинской помощи детскому населению, что связано с высокой квалификацией участковых врачей педиатров, постоянной работой их на участке и внимательным отношением к пациентам.

2) Обращаемость пациентов в большинстве случаев связана с заболеваемостью и закрытием больничного листа, что говорит о том, что профилактические мероприятия проводятся не на должном уровне.

3) При исследовании беспокойства родителей в медицинском обслуживании приходится на увеличении объёма платных услуг, что связанно с длительным ожиданием талонов на прохождение диагностических исследований УЗИ, ЭКГ и др, поэтому родители проходят данных исследования платно. В то же время у родителей совершенно нет беспокойства на счёт низкой квалификацией медицинского персонала, что связано с изменениями в здравоохранении — аккредитация медицинских работников.

4) Большое недовольство родителей пациентов связано с приёмом не по записи, но как показало исследование — это связано с тем, что многие родители опаздывают и приходят на много позже назначенного времени, поэтому многим приходится выстраивать очередь в порядке «живой очереди».

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.11.11 № 323 — ФЗ от 03.07.2016 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 03.10.2016) — статья 80 «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
  2. Приказ Правительства Российской федерации от 15 апреля 2014 года № 294 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранении» — подпрограмма 1 «профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико — санитарной помощи»
  3. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (действующая редакция, 2016)
  4. Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения, учебное пособие- под ред. В. З. Кучеренко 4 изд., перераб. и доп. 2011. — 256с
  5. Статистические методы анализа в здравоохранен. Краткий курс лекций. [Электронный ресурс] — С. А. Леонов, Д. Ш. Вайсман, С. В. Моранская, Ю. А. Мирсков — М.:Менеджер здравоохранения, 2011- http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785903834112.HTML
  6. Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения [Электронный ресурс] — под ред. О. П. Щепина, В. А. Медика- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010
  7. «Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года» [Электронный ресурс] — Г. Э. Улумбекова.- М.:ГЭОТАР-Медиа,2010
Основные термины (генерируются автоматически): медицинской помощи, детскому населению, медицинском обслуживании, родителей пациентов, медицинской помощью, платных услуг, причин беспокойства пациентов, оказываемой медицинской помощи, помощи детскому населению, оказания медицинской помощи, качества оказываемой медицинской, основных причин беспокойства, медицинских услуг, увеличения объема платных, объема платных услуг, ожидания бесплатных диагностических, недостаточной квалификации медицинского, родителей пациентов качеством, долю родителей, снижения качества оказываемой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос