Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных навыков среднего медицинского персонала центральной районной больницы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Салиева М. Х., Абдуфаттаев А. А., Мирзаева М. М., Отажонов И. Медико-социальная характеристика и анализ профессиональных навыков среднего медицинского персонала центральной районной больницы // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 262-268. — URL https://moluch.ru/archive/148/41917/ (дата обращения: 22.06.2018).



Вопросы оценки качества медицинской помощи достаточно широко освещены в отечественной и зарубежной литературе, и все чаще появляются работы, посвященные изучению проблемы управления качеством сестринской деятельности, так как средний медперсонал является неотъемлемым участником лечебно-диагностического процесса. Все чаще рассматривается оценка качества сестринской помощи и системный подход к деятельности медсестры, роль сестринского персонала в процессе обеспечения качества медицинской помощи.

Оценка деятельности сестринского персонала необходима руководителю сестринского звена и конкретному специалисту для определения потребности в обучении и профессиональном развитии, выявления возможностей повышения качества оказываемой помощи и успешной их реализации.

В условиях социально-экономических преобразований, в период интенсивного развития здравоохранения деятельность среднего медицинского персонала ПМСП должна соответствовать меняющимся требованиям, предъявляемым населением к качеству оказания медицинской помощи, организации работы персонала. Вместе с тем комплексных исследований, посвященных изучению труда среднего медицинского персонала учреждений ПМСП, в современных условиях не проводилось.

В настоящее время почти повсеместно происходит процесс переоценки всей системы сестринского обслуживания. Сестринский персонал работает преимущественно под руководством врачей и оказывает содействие скорее другим медицинским работникам, чем самим пациентам, что является существенным препятствием для развития функций сестринского персонала.

В значительной мере качество стационарной медицинской помощи зависит от сестринских кадров, их профессиональной подготовленности, мотивации деятельности, удовлетворенности своим трудом, правильной расстановки и рационального использования.

Нами использованы социологические методы исследования, которые позволяют получить адекватную качественную оценку образа жизни. С этой целью было проведено анкетирование среднего медицинского персонала на базе центральной районной больницеАндижанского района. Проанализированы данные опроса 60 средних медицинских работников женского пола. Сестринскому персоналу было предложено ответить на вопросы, касающиеся разных сторон жизни, их бытовых условий, отношения к специальности, оценки условий труда. Анкета содержала 48 вопросов.

Изучая эффективность организации работы медицинских сестер, нам важно было также определить основной мотивационный фактор трудовой деятельности, узнать, как воспринимают они характер своего труда, каковы стимулы их трудовой деятельности, получают ли они удовлетворенность от сделанного, ведет ли это к развитию и самосовершенствованию сестринских трудовых функций.

Опрошенный сестринский персонал состоял в основном из молодых женщин в возрасте от 20 до 30 лет (48,3 %). Доля лиц от 31–40 лет составила 11,7 %, от 41–50 лет — 28,3 %, 51 и старше — 11,7 %.

Рис. 1. Возрастной состав медработников

Основная масса респонденток (85 %) проживает в сельской местности и 15 % — в городе.

Рис. 2. Распределение медсестёр по месту проживания

Анализ семейного положения показал, что не состоят в зарегистрированном браке 43,3 % медсестер, замужем — 48,3 %, разведены — 8,4 %.

Рис. 3. Семейное положение обследованных

41,7 % обследованных имеют 1 ребёнка, такой же процент имеет четырёх и более детей, 15 % — 2–3 детей и 1,6 % — не имеет детей.

Рис. 4. Распределение обследованных по количеству детей

По должности медсестры распределились следующим образом: 99,3 % — медсёстры и 6,7 % — акушерки.

Рис. 5. Распределение среднего медперсонала по профессии

Все участники исследования-женщины, имеющие законченное среднее специальное образование.

По стажу работы распределение респондентов следующее: у 91,7 % — стаж до 3лет, у 5,0 % — от 3 до 5 лет и у 3,3 % — свыше 6 лет (табл. 1).

Таблица 1

Распределение респондентов по стажу работы

Стаж работы

Абс.

%

До 3-х лет

55

91,7

3–5 лет

3

5,0

Свыше 6 лет

2

3,3

Всего

60

100,0

Квалификационная категория способствует профессиональному совершенствованию и росту компетенции сестринских кадров, что в определенной степени повышает качество медицинской помощи.

Рис. 6. Распределении обследованных по категории

Из рис. 6 видно, что около половины (45 %) средних медицинских работников стационара имеют первую и вторую категорию, 21,7 % — высшую и 33,3 % — не имеют категорию.

На вопрос: «Почему Вы работаете в этом учреждении?» респондентки ответили следующим образом: большинство (41,7 %) ответило, что работает из-за того, что медицинское учреждение находится близко к дому, 38,3 % — работают из-за хорошей зарплаты и 20,0 % — работают вынужденно.

Данные опроса показали, что большинство респондентов (83,3 %) свой выбор сестринской профессии охарактеризовали как «верный» и 16,7 % были не уверены в правильности выбора, т. к. выбрали свою профессию совместно с родителями или другими членами семьи.

Большинство опрошенных (78,3 %) средних медицинских работников довольны и удовлетворены своей профессий и лишь 21,7 % — не довольны.

На вопрос: «На скольких ставках Вы работаете?» ответы были следующие: большинство (70 %) медсестёр работает на 0,5 и на 0,75 ставке, на 1ставке — 26,8 % и на 1,25 и 1,5 ставке — 3,2 %.

Рис. 7. Распределение медсестёр по ставкам работы

Работают по совместительству 43,3 % респондентом, из них в этом учреждении 38,3 % и в другом учреждении — 61,7 %.

На вопрос «Имеются ли необходимые условия для Вашей работы в отделении?» респонденты ответили следующим образом: 28,4 % — необходимые условия имеются, 38,3 % — не все условия имеются и 33,3 % — условий нет.

Рис. 8. Характеристика условий для работы в отделении

При выполнении процедур алгоритм используется 40,0 % опрошенных, используют редко и не используют алгоритм одинаковое количество медсестёр (по 28,4 %), 3,2 % считает, что алгоритм не нужен.

Оказывая помощь в экстремальной ситуации, 35,5 % медицинских сестёр чувствуют себя достаточно уверенно. В данной ситуации 33,3 % респондентов считают, что они ограничены в свободе действий, стеснены во времени, 31,7 % — испытывают затруднения из-за недостаточных умений, навыков и ввиду особенностей своих личностных качеств.

Одной из профессиональных ценностей медицинской сестры общей практики является умение слушать и навыки общения. Достойное, уважительное отношение, легкость, чуткость, обходительность с пациентами, индивидуальный подход к его проблеме и совместное её решение — слагаемые успеха лечебного процесса.

На вопрос: «Общаетесь ли Вы с больными?» 40 % респондентов ответило, что особо не общается, 33,3 % — общается часто и 26,7 % — общается очень редко.

Согласно квалификационных основ деятельности семейноймедицинской сестры, медсестра должна: проявлять заботливость, сострадание, уважение к правам пациента, человеческому достоинству, социальной справедливости; знать политику и стратегию Республики Узбекистан в области здравоохранения, основы законодательства и директивные документы о развитии здравоохранения, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность медицинских работников; нести моральную и юридическую ответственность за свои действия; знать международные стандарты в вопросах охраны здоровья; оказывать помощь, соблюдая чуткость к индивидуальным потребностям пациента; планировать уход вместе с пациентом или членами его семьи; оценивать и использовать информационные данные из доступных источников; не разглашать сведения, составляющие врачебную тайну; четко и аккуратно вести соответствующую документацию; уметь признавать и исправлять свои ошибки.

Рис. 9. Соблюдение принципов этики и деонтологии медсёстрами

Опрошенному медицинскому персоналу были заданы вопросы, касающиеся медицинской этики и деонтологии. Нами выяснено, что основная масса (79,8 %) респондентов соблюдает принципы медицинской деонтологии, 20,2 % — не всегда из-за капризных больных.

33,3 % медсестёр воспринимают критику со стороны пациентов отрицательно, т. е. им не нравится, когда больные их критикуют; 31,7 % медперсонала проявляют к критике больных гнев и грубость; 6,7 % — извиняются и стараются исправить ошибки, а 1,6 % — на критику не обращают внимания.

На вопрос: «Как Вы оцениваете своё отношение к больному» получены следующие ответы: 38,3 % ответили, что отношение зависит от ситуации, 35 % считает, что относятся ко всем хорошо, 23,4 % — как больные относятся, так и они, 3,3 % считает, что в любой ситуации должны быть добрые отношения к больному.

Рис. 10. Отношение к больному

35 % опрошенных средних медицинских работников в год 1–2 раза находились на больничном листе, такое же количество (35 %) — не находились на больничном листе и 30 % находились 3 и более раз.

Нами выяснено, что у 53,3 % опрошенных средних медработников имеются хронические заболевания, у 20,2 % — не имеются, а 26,5 % — не знают о наличии у них хронических заболеваний.

На вопрос: «В течение скольких лет страдаете хроническим заболеванием?» получены у респондентов следующие ответы: до 1 года- 78,3 %, 1 год — 16,7 % и свыше 1 года — 5 %. Больше половины опрошенных (53,3 %) не знают, с чем связано хроническое заболевание, 28,3 % связывают с профессией, 18,4 % — не связывают с профессией.

Основная масса опрошенных (81,6 %) занимается самолечением острых заболеваний, лечатся у врача лишь 18,4 %.

Все опрошенные проходят медосмотры: 35 % — 1 раз в год, 33,4 % — 2 раза в год и 31,6 % — 3 раза в год.

Таблица 2

Характеристика хронических заболеваний медперсонала

Причины хронических заболеваний

Абс.

%

Связывают с профессией

17

28,3

Не связывают с профессией

11

18,4

Причину не знают

32

53,3

Всего

60

100,0

Рис. 11. Характеристика оздоровительных мероприятий сотрудникам медицинского учреждения

На вопрос: «Какие оздоровительные мероприятия проводятся в Вашем учреждении?» хронически больным сотрудникам, средние медицинские работники ответили следующим образом: 33,4 % — организовано диетическое питание сотрудникам, 30 % — со стороны администрации улучшаются условия труда, 28,3 % — проводят бесплатное лечение хронических больных, 5 % — никакие мероприятия не проводятся и 3,3 % — другие мероприятия.

Необходимо отметить, что каждая вторая опрошенная медсестра умеет работать на компьютере, 91,7 % средних медицинских работников пользуется Интернетом, однако эти возможности не используются в профессиональной деятельности.

Специалисты со средним медицинским образованием являются самой многочисленной и значимой при оказании медицинской помощи в стационарных учреждениях.

Литература:

  1. Асадов К. А., Ибрагимов А. Ю., Менликулов П. Р. Структурное изменение медицинской помощи населению по мнению врачей Узбекистана // Мед. ж. Узбек. — Ташкент, 2011. – № 1. – С. 35–38.
  2. Бабаджанов А. С., Усманова Ш. Ф. Оценка качества среды обитания и образа жизни средних медицинских работников психиатрической клиники. // Мед. ж. Узб. — Ташкент, 2010. – № 3. – С. 64–66.
  3. Вихров И. П., Даминова К. М. Менеджмент сестринского дела в системе здравоохранения Европейского Союза. // Бюллетень Ассоциации врачей Узбекистана. – Т., 2010. – № 1. – С. 8–10.
  4. Володин А. В. Состояние и пути развития кадрового потенциала среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения: Дис. канд. мед. наук. — Оренбург 2013. — 192 с.
  5. Габоян Я. С. Контроль и оценка деятельности сестринского персонала лечебных отделений больницы: Дис. канд. мед. наук. — Москва. 2010. – 142 с.
  6. Ибрагимов А. Ю., Менликулов П. Р., Турымбетова М. Т. Состояние и перспективы развития кадрового потенциала системы здравоохранения Республики. // Мед. ж. Узб. – Т., 2010. — № 2. – С. 30–33.
  7. Маматкулов Б. М., Косимова Д. А., Уразалиева И. Р., Мирзабаева С. А. Жамоат соғлиғини сақлаш мактабининг «хамширалик ишини ташкил этиш ва бошқариш» мутахассислари-менежерларини тайёрлашдаги аҳамияти. // Мед.ж.Узб. – Т., 2014. – № 4. — С. 108–110.
  8. Менликулов П. Р., Туримбетова М. Т. Тиббий ёрдам кўрсатиш турлари сифатини баҳолаш. // Соғлиқни сақлашни ташкил этиш ва бошқариш. – Т., 2014. – № 4. –С. 3–8.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, сестринский персонал, основная масса, больной, стаж работы, семейное положение, больничный лист, медицинское учреждение, медицинский персонал, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Принципы условий труда медицинских сестер | Статья в журнале...

В данной публикации раскрываются основные понятия качества трудовой жизни медицинских работников.

Совершенствование организационной структуры управления сестринским персоналом ПМСП — одна из самых актуальных проблем в реформировании сестринского...

Роль руководителя сестринским процессом в этическом...

 обеспечение управления средним и младшим медицинским персоналом в учреждении здравоохранения

 анализ работы среднего и младшего медицинского персонала, оценка потенциальной возможности развития сестринской службы учреждения

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы...

Основные термины (генерируются автоматически): трудовая мотивация, медицинская сестра, медицинский персонал, медицинская помощь, работник, сестра, трудовая мотивация персонала, заработная плата, РФ, возможность.

Изучение мнения пациентов об оказании помощи детям...

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, медицинский персонал, пациент, приемное отделение, качество, ребенок, первичное звено, распределение респондентов, сельское здравоохранение, таблица.

Совершенствование качества сестринской помощи в родильном...

Целью работы явилось изучить влияние уровня профессиональной подготовки сестринского персонала на совершенствование качества оказания медицинской помощи пациентам родовспомогательного учреждения...

Роль главных и старших медсестер в работе семейных поликлиник

Основные термины (генерируются автоматически): старшая медицинская сестра, Узбекистан, главная медсестра, сестринская помощь, старшая медсестра, младший медперсонал, медицинское назначение, медицинская сестра, медицинский персонал...

Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала

Основные термины (генерируются автоматически): медицинский персонал, медицинский работник, медицинская помощь, медицинская этика, пациент, медицинская сестра, больной, гуманистическая медицина, работник, быстрое выздоровление.

Студенческая практика с точки зрения медицинского персонала...

Основные термины (генерируются автоматически): медицинский персонал, студенческая практика, медицинское учреждение, квалификационная категория, стаж работы, скорая помощь, производственная практика, общий показатель, младший медицинский персонал...

Страхование врачебной ошибки как организационно-правовая...

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, стоматологическая помощь, ошибка, медицинское учреждение, неблагоприятный исход лечения, медицинский персонал, пациент, профессиональная ответственность, работник...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Принципы условий труда медицинских сестер | Статья в журнале...

В данной публикации раскрываются основные понятия качества трудовой жизни медицинских работников.

Совершенствование организационной структуры управления сестринским персоналом ПМСП — одна из самых актуальных проблем в реформировании сестринского...

Роль руководителя сестринским процессом в этическом...

 обеспечение управления средним и младшим медицинским персоналом в учреждении здравоохранения

 анализ работы среднего и младшего медицинского персонала, оценка потенциальной возможности развития сестринской службы учреждения

Трудовая мотивация медицинских сестер: проблемы...

Основные термины (генерируются автоматически): трудовая мотивация, медицинская сестра, медицинский персонал, медицинская помощь, работник, сестра, трудовая мотивация персонала, заработная плата, РФ, возможность.

Изучение мнения пациентов об оказании помощи детям...

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, медицинский персонал, пациент, приемное отделение, качество, ребенок, первичное звено, распределение респондентов, сельское здравоохранение, таблица.

Совершенствование качества сестринской помощи в родильном...

Целью работы явилось изучить влияние уровня профессиональной подготовки сестринского персонала на совершенствование качества оказания медицинской помощи пациентам родовспомогательного учреждения...

Роль главных и старших медсестер в работе семейных поликлиник

Основные термины (генерируются автоматически): старшая медицинская сестра, Узбекистан, главная медсестра, сестринская помощь, старшая медсестра, младший медперсонал, медицинское назначение, медицинская сестра, медицинский персонал...

Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала

Основные термины (генерируются автоматически): медицинский персонал, медицинский работник, медицинская помощь, медицинская этика, пациент, медицинская сестра, больной, гуманистическая медицина, работник, быстрое выздоровление.

Студенческая практика с точки зрения медицинского персонала...

Основные термины (генерируются автоматически): медицинский персонал, студенческая практика, медицинское учреждение, квалификационная категория, стаж работы, скорая помощь, производственная практика, общий показатель, младший медицинский персонал...

Страхование врачебной ошибки как организационно-правовая...

Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, стоматологическая помощь, ошибка, медицинское учреждение, неблагоприятный исход лечения, медицинский персонал, пациент, профессиональная ответственность, работник...

Задать вопрос