Библиографическое описание:

Плеханов А. В. Следственно-оперативная группа как одна из организационных форм взаимодействия органов следствия и дознания [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 84-87.

В статье рассмотрен вопрос определения СОГ, приведена краткая историческая справка по вопросам нормативного регулирования существования следственных групп, с учетом практики проанализированы их основные виды, выведены задачи их функционирования, сделаны практические предложения.

Ключевые слова: СОГ; взаимодействие органов следствия и дознания; следственно-оперативная группа; следователь; орган дознания; межведомственное взаимодействие; расследование.


There are question of definition, short historical reference of standard regulation, analysis of principal views, problems of functioning and practical proposals about investigatory-inquiry group.

Keywords: interaction of investigation agencies bodies and inquiry; investigatory-inquiry group; the inspector; investigator; inquiry body; interdepartmental interaction; investigation.


Основной организационной и наиболее эффективной формой взаимодействия органов следствия и дознания является следственно-оперативная группа (далее по тексту - СОГ). В современном уголовно-процессуальном законодательстве РФ не только не определены основания, порядок создания и функционирования следственно-оперативной группы, но и отсутствует сам термин «следственно-оперативная группа» [1, с.77].

Однако одной из наиболее полно разработанных и сыгравших свою, несомненно, позитивную роль в укреплении взаимодействия между следственными и оперативными подразделениями органов внутренних дел стала «Инструкция о взаимодействии следователей, оперативных работников УР, БХСС и дежурных частей при возбуждении уголовных дел и расследовании преступлений», утвержденная приказом МВД СССР № 64 от 20 февраля 1979 года. Среди других нормативных актов следует отметить совместное указание Генерального прокурора СССР и МВД СССР № 31/15-1985 г., которым утверждена «Типовая инструкция об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по раскрытия умышленных убийств». В 1993 году была введена в действие новая «Типовая инструкция об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по расследованию умышленных убийств», утвержденная совместным указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России № 315-16-93 от 02 июня 1993 года и № 1/3452 от 02 августа 1993 года «О введении в действие типовой инструкции об организации работы постоянно действующих следственно-оперативных групп по расследованию умышленных убийств»[2, с. 636-640].

С 1993 года указанный приказ МВД не применяется, однако его положения были учтены в дальнейшем.

Понятие «совместная» или «межведомственная следственно-оперативная группа» впервые введено в оборот в мае 1995 года совместным приказом Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Департамента налоговой полиции Российской Федерации «Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и раскрытия деятельности организованных преступных групп»[3, с. 23-24].

Совершенствование подзаконных актов было обусловлено развитием новых форм взаимодействия, внедрением специализации сотрудников, совершенствованием опыта создания следственно-оперативных групп по отдельным направлениям деятельности, оправдавшей себя практикой организации специализированных подразделений в оперативных службах и следствии.

А.Я. Дубинский и Ю.Н.Шостак определили СОГ как организационную форму взаимодействия следователя с оперативными работниками[4, с. 8].

Цоколов И.А. предлагает определить следственно-оперативную группу как основанное на законе и ведомственных нормативных правовых актах временное организационное формирование, состоящее из следователя (следователей), сотрудников оперативных аппаратов субъектов ОРД и иных специалистов, возглавляемое следователем и создаваемое для оптимальной организации деятельности по раскрытию и расследованию преступлений [5, с. 23-24]. Включение признака временности в это определение может показаться излишним в связи с широким распространением на практике постоянно действующих СОГ. Однако необходимость и возможность их функционирования может отпасть по многим причинам, например, изменение криминологической обстановки, изменение в структуре правоохранительных органов, а участие в них в большинстве случаев не является единственной и основной профессиональной деятельностью их членов, в связи с чем представляется возможным согласиться с «временным» характером существования постоянно действующих следственно оперативных групп.

Следственной практикой апробированы четыре вида СОГ:

  1. Дежурная СОГ (при дежурной части) - обеспечивает незамедлительное реагирование на сообщения о преступлениях, производство неотложных следственных действий и ОРМ по «горячим следам» и формируется в составе следователя, сотрудников оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, кинолога. Также по необходимости в группу могут быть включены сотрудники и иных подразделений.

Первостепенная и неотложная задача дежурного при поступле­нии сообщения о преступлениипресечь преступление и принять меры к сохранению его следов и задержанию преступника. Успех в таких случаях, независимо от способа и формы поступления информации о преступлении, зависит от инициативы и знания сотрудниками дежур­ных частей своих обязанностей, определенных ведомственными норма­тивными актами. Правильная и своевременная организация выезда на место про­исшествия, его квалифицированный осмотр следователемнепремен­ное условие успешного раскрытия преступления. Осмотр места престу­пления и осуществление сопутствующих ему оперативно-розыскных мер является одним из наиболее эффективных способов собирания ин­формации о преступлении и преступнике, умелое использование кото­рой обеспечивает в большинстве случаев возможность изобличения лица, совершившего преступление, а нередко способствует и раскры­тию преступления по «горячим следам» [6, с. 89]

При этом участие следователя в работе дежурной группы по сообщениям о преступлениях, предварительное следствие по которым обязательно, представляется безусловно необходимым. Так, оперуполномоченный не всегда может возбудить уголовное дело в связи с отнесением того или иного состава преступления к подследственности следственного органа. Более того, принятие решения о возбуждении уголовного дела исключительно следователем (по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно) обоснованно тем, что следователь может взвешенно и объективно рассмотреть тот или иной материал, принимая на себя ответственность за дальнейшую судьбу уголовного дела. Проблема участия следователя может быть решена посредством создания постоянно действующих следственно-оперативных групп, незамедлительным привлечением дежурного следователя, в том числе с его возможным заблаговременным извещением о факте планируемого оперативно-розыскного мероприятия. При этом своевременное и законное вмешательства следователя можно назвать результатом эффективно организованного взаимодействия следователя, следственного органа в целом и органа дознания.

  1. Специализированная СОГ (постоянно действующая) - для расследования и раскрытия определенной категории преступлений, в том числе по которым лица, их совершившие, не установлены. Важность такого вида СОГ трудно переоценить. В связи с подчеркиванием законодателем особого значения тех или иных охраняемых уголовным законом объектов, необходима и реакция правоприменителя, направленная на более эффективное и результативное раскрытие, расследование, а порой и выявление отдельных видов преступлений. К таким видам современная российская практика относит преступления террористической направленности, коррупционные преступления, преступления в отношении несовершеннолетних потерпевших, иные особо тяжкие преступления против личности и другие. Так, совместными актами ГУВД, СУ СКП РФ по Волгоградской области создавались группы по раскрытию преступлений прошлых лет (приказ № 36/863/257 от 28.05.2009); по расследованию особо тяжких преступлений против личности, совершенных в условиях неочевидности (приказ № 64/1068 от 15.10.2008); по раскрытию и расследованию преступлений террористического характера и иных преступлений, вызвавших широкий общественный резонанс (распоряжение № 41 от 27.04.2010). Необходимость в создании постоянно действующих СОГ обусловлена определенной сложностью расследуемой категории преступлений, повышенных требований к профессиональным качествам сотрудников – членов СОГ, особой потребностью в оперативном и качественном следственном реагировании на факты преступных деяний.

  2. Целевая СОГ (временная) - для расследования и раскрытия преступлений по конкретному уголовному делу. Создание таких групп особенно востребовано на начальной стадии расследования уголовных дел при необходимости в выполнении большого количества следственных действий в условиях качественного оперативного сопровождения в максимально сжатые сроки – при собирании доказательств в ходе выполнения неотложных следственных действий, раскрытия преступления по горячим следам. Создание таких групп также целесообразно для выполнения ряда следственных действий (оперативных мероприятий) на сравнительно большой территории, а также при повышенной сложности расследования уголовных дел о множественных эпизодах преступной деятельности, в отношении нескольких лиц.

  3. Совместная СОГ (бригада) - для расследования и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными преступными группами, либо для расследования сложного уголовного дела с большим объемом работы. В состав группы (бригады) могут включаться по согласованию сотрудники Следственного комитета РФ, органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности, МВД и др.

Руководителем СОГ является следователь. Это положение, кстати, закреплено законодателем в ст.163 УПК РФ. На следователя, как на руководителя СОГ, возлагаются как право принятия решений и руководство членами группы, так и персональная ответственность за результаты деятельности группы.

Основными задачами взаимодействия следователей с органами дознания и экспертно-криминалистическими подразделениями являются:

  • обеспечение неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступлений;

  • раскрытие преступлений;

  • своевременное изобличение лиц и привлечение их к уголовной ответственности;

  • всестороннее полное и объективное расследование преступлений;

  • совместная деятельность по розыску скрывшихся преступников;

  • выявление, пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению;

  • осуществление мероприятий, направленных на возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям вне зависимости от форм собственности преступными действиями виновных лиц.

Хотя в действующем УПК РФ не предусмотрено полное, всестороннее и объективное расследование преступления, как это было зафиксировано в УПК РСФСР 1960 года (ст. 20), однако считаем, что без учета этого обстоятельства деятельность СОГ не может быть целенаправленной и эффективной.

Целесообразным предполагается процессуальное урегулирование существования такой важной организационной формы взаимодействия следователя и органа дознания как следственно-оперативная группа, по крайней мере в случае ее создания при расследовании конкретного уголовного дела. Действующий УПК РФ предусматривает возможность создания только следственной группы, к работе которой также могут привлекаться сотрудники органа дознания. При этом они зачастую прямо привлекаются к выполнению процессуальных действий, вплоть до проведения отдельных следственных действий, результаты которых могут иметь важное доказательственное значение. Вместе с этим ими осуществляется и оперативное сопровождение по делу, в результате которого также могут быть добыты процессуальные доказательства, реализованные в установленном порядке. Отсутствие процессуального регулирования апробированного на практике участия органа дознания в расследовании уголовного дела на постоянной основе в рамках функционирования следственно-оперативной группы может повлиять на оперативность и качество расследования уголовного дела.


Литература:

  1. Кругликов А.П. Следственно-оперативная группа: проблемы взаимодействия следователей и органов дознания при их функционировании//Уголовное право. 2010. №6. С.77

  2. Вопросы расследования преступлений. М.: Спарк, 1997. С.636-640

  3. Совместный приказ Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ РФ от 22.05.1995г. №32/199/73//Вопросы расследования преступлений. М.: Спарк, 1997. С.651-652

  4. Дубинский А.Я., Шостак Ю.И. Организация и деятельность следственно-оперативной группы. Киев: КВШ МВД СССР, 1981. С.8

  5. Цоколов И.А. Процессуальные и криминалистические особенности расследования преступлений следственной и следственно-оперативной группой. Дис. к.ю.н. М.: Государственной учреждение Всероссийский НИИ МВД РФ, 2011. С.23-24

  6. Невский С.А., Сычев Е.А. Взаимодействие следователей и органов дознания при расследовании преступлений (сравнительный анализ уголовно-процессуального законодательства РФ и Российской Империи) // Новый уголовно-процессуальный закон: теория и практика применения: Материалы межведомственного «круглого стола» / Под. ред. Д.ю.н., проф., О.А. Галустьяна, к.ю.н., доцента О.И. Цоколовой. М.: МосУ МВД России, 2003. – С. 89.


Основные термины (генерируются автоматически): следственных действий, действующих следственно-оперативных групп, уголовного дела, органа дознания, неотложных следственных действий, взаимодействия следователя, уголовных дел, взаимодействия органов следствия, расследованию преступлений, УПК РФ, тяжких преступлений, раскрытия преступления, категории преступлений, расследования уголовных дел, Российской Федерации, внутренних дел, форм экстремистской деятельности, Следственно-оперативная группа, следственно-оперативная группа, действующих СОГ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос