Библиографическое описание:

Огурцов И. В. Криминалистические особенности назначения и проведения судебных экспертиз по фактам безвестного исчезновения граждан и обнаружению неопознанных трупов // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 114-117.

Анализ деятельности подразделений уголовного розыска, специализирующихся на установлении местонахождения пропавших граждан и опознания неизвестных трупов,  позволяет сделать вывод о том, что до сих пор данное направление не приобрело должного внимания. Между тем, современная наука разработала большое количество приемов, средств и методов, которые оказывают неоценимую помощь в установлении истины. Вопросы применения специальных знаний сравнительно широко освещены в работах процессуалистов и криминалистов, однако в практической деятельности сохраняются сложности идентификации граждан указанной категории.

В процессе установления местонахождения без вести пропавших граждан и опознания неизвестных трупов не всегда удается при отсутствии необходимого  объема идентифицирующей информации получить желаемый результат. Поэтому сотрудникам уголовного розыска, проводящим расследование данных категорий дел, приходится прибегать к знаниям профессионалов в той или иной области.

Прежде всего, в практической деятельности криминалистов, судебных экспертов возникают существенные трудности по идентификации неопознанных трупов, вызванные большим разнообразием объектов исследования по их внешнему состоянию, значительной степенью гнилостного разложения, плохим состоянием костных останков [8, С. 10].

В настоящее время утрачена система единого централизованного учета населения страны по медицинским показателям (свобода выбора врача, в т.ч. и негосударственных медицинских учреждений, обращения не по месту жительства,  отсутствие записей в амбулаторной карте и т.п.). В связи с этим  нет единого документа, регистрирующего в обязательном порядке все обращения к медицинским работникам,  а потому в работе правоохранительных органов  по розыску граждан и установлению личности неопознанных трупов возникают трудности в сборе и анализе идентификационных признаков по анатомическим показателям.

Анализ законодательства  по розыскной работе показал, что проведение экспертных исследований в отношении лиц, пропавших без вести и опознании трупа без признаков преступления, не представляется возможным в силу отсутствия правовых оснований. Практика по розыскной работе показывает, что сотрудники уголовного розыска проделывают не меньшую работу в рамках розыскного дела, чем следователи и дознаватели по уголовным. Основным мероприятием в розыскной деятельности является процесс опознания. Статья 193 УПК РФ определила, что объектом опознания может выступать лицо или предмет. Для опознания может быть предъявлен и труп. Таким образом, указанное мероприятие имеет свою процедуру и документально-процессуальное закрепление. Но каким образом розыскник будет проводить опознание трупа и составлять процессуальный документ без соответствующих полномочий? Проводимые процедуры опознания родственниками трупов (обычно в морге) закрепляются либо справкой должностного лица, либо отбором объяснения, в котором даже не всегда указывается отметка о предупреждении за заведомо ложные показания. Как показывает практика, в объяснении указываются общие признаки, по которым опознан труп, что не дает полной уверенности в точном установлении личности. Очень сложно осуществляется опознание скелетированных или обгоревших трупов, где по внешним признакам опознать его не удается. Таким образом,  требуется целый комплекс идентификационных признаков в работе.

В соответствии со статьей 40 УПК РФ к органам дознания относятся «органы внутренних дел Российской Федерации, …, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности»[9]. На них возлагается в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 40 УПК РФ «выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса»[9].

В соответствии с п. 19 статьи 5 УПК к неотложным следственным действиям относятся «действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования». Таким образом закрепляется проведение неотложных следственных действий, «если есть основание полагать, что промедление с его проведением повлечет исчезновение, порчу, утрату или фальсификацию доказательств заинтересованными участниками уголовного процесса»[7].

Практика данного направления идет по пути наименьшего сопротивления, и  возбуждение уголовного дела происходит в очень крайних случаях. В 2007 году находилось в розыске более 71,5 тысячи без вести пропавших граждан, из них в рамках уголовных дел разыскивалось 11,5 тысяч, из которых остаются неразысканными на конец года 10,5 тысяч человек. Серьезную обеспокоенность вызывают вопросы установления личности неизвестных трупов, которых в год опознается более ста тысяч, а идентифицируется около 30 %. Из общего числа идентифицируемых трупов по признакам насильственной смерти возбуждается уголовных дел примерно 5%.[5, С. 5].

Отмечаемая проблема в проведении процессуальных действий в розыскной работе нарастает с каждым годом. Совершенствование методик расследования розыскных дел не позволяет на должном уровне проводить розыскные мероприятия в силу отсутствия законодательных оснований.

Имеющиеся в распоряжении сотрудников уголовного розыска процессуальные действия позволяют проводить только ограниченный спектр мероприятий, которые в дальнейшем можно считать доказательственной базой. При этом должны соблюдаться правовые основания и процессуальный порядок их производства. Главное в том, что возможность реального назначения и производства судебных экспертиз до возбуждения уголовного дела законодателем не обеспечена[1].

Проведение мероприятий оперативно-розыскного и судебно-экспертного обеспечения необходимо «осуществлять на комплексной основе с начальной стадии производства по уголовному делу, когда совокупность следов и предметов, характеризующих обстоятельства, обстановку, при которой было совершено преступление, еще находится в первозданном виде»[1]. Такое производство должно быть допущено только в случаях, когда без экспертизы невозможно установить наличие оснований для возбуждения уголовного дела[6]. Принятие такой функции на себя могли бы взять органы дознания. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. Таким образом, представляется возможным в установленный десятидневный срок проведение основных экспертиз (например, судебно-медицинское исследование трупа).

В статье 40 Уголовно-процессуального кодекса к органам дознания (а в соответствии с п. 24 статьи 5 УПК РФ органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия) относятся органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Розыскные подразделения входят в систему уголовного розыска органов внутренних дел (милиции), что в свою очередь относит их к органам дознания.

В статье 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[10] определены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий:

1.                  Наличие возбужденного уголовного дела.

2.                  Ставшие известными органа, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1)                  признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса  о возбуждении уголовного дела;

2)                  событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3)                  лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4)                  лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Для того чтобы сведения такого рода стали основанием для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, необходим повод, т.е. их документальное оформление (от родственников – заявление, из государственного органа – справка, ориентировка и т.п., от оперативника – рапорт, от агента – сообщение и т.п.).[3, С. 104] На основании этих документов должна проводиться проверка, установленная процессуальным законодательством и по ее окончании принято решение в соответствии со статьей 145 УПК РФ.

Оперуполномоченный, который занимается розыском без вести пропавших и опознает трупы, должен иметь полномочия по вынесению процессуальных документов: постановления на проведение судебной экспертизы, отношения на проведение исследования экспертам-криминалистам, а также «постановление на признание лица, заявившим о безвестном исчезновении своего родного или близкого человека, пострадавшим, если нет оснований ему отказать в принятии такого решения»[2, С. 23]. Однако надо заметить, что перечисленные процессуальные действия должны осуществляться при отсутствии криминальных признаков в материалах дела. При обнаружении трупа перед органом внутренних дел стоит задача установить личность погибшего и причину наступления смерти (её возможный криминальный характер)[4, С. 7].

Для расширения процессуальных функций оперативного работника и признания за ним составления документов, которые будут отвечать процессуальному законодательству, является содержание п. 19 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса, в которой говорится, что «неотложные следственные действия – действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования». Именно сотрудник уголовного розыска в обязательном порядке выезжает на все первоначальные розыскные действия по поступившему заявлению или сообщению о преступлении или правонарушении и организует оперативную поддержку участникам следственно-оперативной группы. И проведение мероприятий по розыску без вести пропавших граждан и неопознанных трупов без признаков преступления можно проводить в рамках уголовно-розыскного дела, которое по своей процессуальной природе будет аналогично уголовному делу по расследуемому преступлению. Тогда не возникнет вопросов о находящихся в деле документов и они будут представлять собой официальные материалы.

Законодатель в п. 49 статьи 5 УПК РФ определил понятие судебной экспертизы как «экспертиза, проводимая в порядке, установленном настоящим Кодексом». И обязанности на проведение экспертиз ложатся на экспертные учреждения, которые проводят последние на основании постановления должностного лица.

Проведение экспертизы в большинстве случаев является единственным способом установить идентифицирующие признаки устанавливаемого лица. Участившиеся в последнее время чрезвычайные ситуации некриминального характера с человеческими жертвами приводят диссертанта к заключению, что только с использованием специальных знаний специалистов в той или иной области (медицины, химии, анатомии человека, графологов и других) возможно установление личности человека. Именно конечный результат проведенного исследования дает возможность проведения дальнейших оперативно-розыскных мероприятий. Поэтому необходимо процессуальное закрепление результатов исследований.

При наличии результатов только непроцессуального опознания и невозможности его закрепления процессуальным путем (нет опознающих, которые бы не были задействованы в оперативном опознании, либо было проведено непроцессуальное опознание, но оно носило групповое сходство и т.д.) экспертиза может быть подтверждением или неподтверждением того или иного опознания, розыскного мероприятия, и выводы экспертизы будут весьма важными для дальнейшего планирования расследования[2, C. 34].

Современный информационный мир, который набирает обороты, все острее встает вопрос о создании единой системы идентификации человека. При этом возможность опознания, удостоверений, розыска и (или) экспертной идентификации личности в различных ситуациях жизнедеятельности должна быть заблаговременно обеспечена со стороны государства – в лице соответствующих правоохранительных органов и социально-государственных учреждений, в том числе ответственных за паспортно-визовую регистрацию и за разработку атрибутов удостоверительного документирования и других источников, удостоверяющих личность человека в повседневной жизни, а также за пропаганду добровольного дактилоскопирования как наиболее простого и надежного средства удостоверений и идентификации личности человека[2, С. 43].

При отсутствии единого подхода идентификации человека с помощью цифровых баз данных (идентификационный номер, дактилоскопический учет, фотографическое изображение и другие) используемые в настоящее время системы не позволяют в полной мере оперировать находящимися в них данными в силу своего разрозненного учета и отсутствия единства сбора информации.

 

 

Литература

 

  1. Бахтадзе Г. Процессуальные проблемы назначения и производства судебных экспертиз в стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное право. – 2006. - № 5.
  2. Дубягина О.П., Дубягин Ю.П., Логинов С.Г. Опознание в практике розыска человека и раскрытии преступлений (научно-методический аспекты). М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2006. – 336с.
  3. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных актов и документов / Авт.-сост. д-р юрид. наук, проф. А.Ю. Шумилов. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издатель Шумилова И.И.- Электронная база “Консультант”
  4. Новак О.Э., Туровец Л.Л., Берсенев А.М. Методические рекомендации «Алгоритм действий оперуполномоченного уголовного розыска при обнаружении трупа человека с признаками насильственной смерти на различных участках местности и в помещениях». – Саратовский юридический институт МВД России, -Саратов, 2005. – с. 7.
  5. Обзор о состоянии розыскной работы в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации в 2007 году. – от 24.03.2008 г. № 6/2276.

6.      Орлов Ю. Возможно ли производство судебной экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела? //Законность. – 2003. № 9.

  1. Супрун С. Понятие и система неотложных следственных действий // Уголовное право. – 2007. № 4.
  2. Черненко М.Д. Теория и практика идентификации неопознанных трупов в западноевропейских государствах. – М., 2007. – с. 10.

9.      Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. 22 декабря.

  1. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): уголовного розыска, неопознанных трупов, возбуждения уголовного дела, производство предварительного следствия, идентификации неопознанных трупов, неотложных следственных действий, внутренних дел, органам дознания, Российской Федерации, судебных экспертиз, неизвестных трупов, признаков преступления, опознания неизвестных трупов, внутренних дел Российской, дел Российской Федерации, опознания родственниками трупов, судебной экспертизы, уголовного розыска процессуальные, органы дознания, фиксации следов преступления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос