Научные основы формирования методики расследования наркопреступлений, совершаемых подростками | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 18. Криминология и криминалистика

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Москва, ноябрь 2011)

Статья просмотрена: 1893 раза

Библиографическое описание:

Уварова, И. А. Научные основы формирования методики расследования наркопреступлений, совершаемых подростками / И. А. Уварова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/40/1281/ (дата обращения: 22.11.2024).

Методика расследования преступлений, или криминалистическая методика, является заключительным разделом криминалистики. Она изучает закономерности организации и осуществления выявления и расследования преступлений в целях выработки в соответствии с требованиями процессуального закона научно обоснованных рекомендаций по наиболее эффективному проведению дознания и следствия. Эти закономерности выражают наиболее существенное, устойчивое и повторяющееся в организации следственной деятельности при проверке первичной информации о событиях, имеющих признаки преступлений; определении обстоятельств, подлежащих доказыванию при расследовании преступлений; разработке программ следственных действий и других, предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер для установления обстоятельств по уголовному делу, а также при подготовке и проведении отдельных следственных действий, специфических для различных видов уголовных дел [1. С. 606 - 607].

Методика расследования преступлений включает в себя сочетание правового, теоретического и практического аспектов.

В первое десятилетие существования советской криминалистики вопросы методики не выделялись в самостоятельный раздел науки и освещались преимущественно как особенная часть уголовной тактики.

И.Н. Якимов понимал под криминалистической методикой «…общий метод расследования преступлений по косвенным доказательствам, представляющий собой применение научных методов уголовной техники и тактики при расследовании преступлений» [2. С. 161 - 168].

Методика расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистическая методика) представляет собой «систему научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений конкретных видов и групп» [3. С. 405].

Характер закономерностей, изучаемых криминалистической мето­дикой, предопределяет ее систему, которая состоит из двух частей: общих положений и частных (видовых) методик расследования преступлений.

Общие положения – это теоретические основы криминалистической методики, включающие исследование предмета, системы, задач, принципов, источников, связей данной части криминалистики с другими отраслями научного знания, важнейших вопросов разработки и использования частных криминалистических методик выявления, раскрытия и предотвращения преступлений. От разработанности этих вопросов в конечном итоге зависит создание эффективных частных криминалистических методик и успех их применения в борьбе с преступностью.

В своих работах И.Н. Якимов настойчиво проводил мысль о том, что при раскрытии преступлений необходимо использовать все способы, разработанные уголовной техникой и тактикой, и что только при употреблении рекомендуемых ими научных приемов можно достигнуть верного успеха в разрешении той или иной задачи, которую ставит себе всякое уголовное расследование [2. С. 167].

Именно такое понимание сущности криминалистической методики и легло в основу последующих исследований в этой области криминалистики, которую в 1929 году В.И. Громов назвал «частной методикой».

Частные методики, являясь конечным «продуктом» всей криминалистической науки, представляют собой комплексы теоретически обоснованных рекомендаций, имеющих прикладной характер и предназначенных следователям (дознавателям) для оптимизации своей работы при выявлении, раскрытии и предотвращении различных видов преступлений.

В отличие от общих положений криминалистической методики частные методики – это типизированные системы методических (научно-практических) рекомендаций по организации и осуществлению выявления, раскрытия и предотвращения отдельных видов преступлений [4. С. 607].

Внешне похожие термины криминалистическая методика, частная криминалистическая методика и криминалистическая методическая рекомендация отличаются друг от друга своим содержанием. Первая – это самостоятельная заключительная часть науки криминалистики, вторая – система (комплекс) научно-практических рекомендаций по организации и осуществлению выявления, раскрытия и предотвращения конкретного вида преступления, а третья – отдельный научно обоснованный и практически проверенный совет (предложение) для работы по соответствующим уголовным делам.

Основные элементы системы криминалистической методики развивались неравномерно. Сначала уровень разработанности общих положений криминалистической методики существенно отставал от развития методик расследования отдельных видов преступлений [1. С. 386]. Многие вопросы, возникавшие при подготовке частных методик, на протяжении довольно длительного времени не имели научного объяснения, решались различными авторами неодинаково и не составляли единой теории. Подтверждением этому является отсутствие в криминалистических работах конца XIX – начала XX столетия теоретических разделов, посвященных методике расследования преступлений.

Научное обоснование двухчленной системы криминалистической методики одним из первых было дано И.Н. Якимовым [5. С. 236] и развито в последующих работах советских криминалистов. В их трудах нашли свое разрешение многие проблемы данного раздела криминалистики, и в том числе вопрос о системе криминалистической методики. Дополняя друг друга, составные части методики образуют целостную совокупность самостоятельных научных положений об особенностях организации выявления, раскрытия и предотвращения различных видов преступлений. До недавнего времени частная методика включала в себя примерно следующий перечень элементов:

  1. криминалистическая характеристика преступлений;

  2. обстоятельства, подлежащие установлению;

  3. типовые следственные ситуации и планирование расследования;

  4. первоначальный и последующие этапы расследования;

  5. тактика производства отдельных следственных действий [6. С. 368].

Методика расследования структурировалась на основе деления процесса расследования на этапы. Изначально этап расследования был связан с принятием уголовно-процессуальных решений, отражающихся в постановлениях о возбуждении уголовного дела (ст.146 УПК РФ), привлечении лица в качестве обвиняемого (ст. 171 УПК РФ), прекращении следственных действий по уголовному делу (ст. 215 УПК РФ), в протоколах ознакомления с материалами уголовного дела (ст. 218 УПК РФ) и в иных документах. Считалось, что период от принятия одного процессуального решения до другого и является криминалистическим этапом расследования. Однако впоследствии многие авторы пришли к выводу о том, что этап не всегда обусловлен процессуальными моментами [7. С. 237 – 240].

В то же время это не привело к единообразному выделению специфических задач, решение которых и обусловливает деление процесса расследования на этапы. Современные исследователи выделяют два и более таких этапов [8. С. 173; 9. С. 89; 10. С. 13; 11. С. 115].

Как показывает практика борьбы с преступностью, в настоящее время не всегда даже такое число этапов расследования помогает в эффективной борьбе с преступностью. Для этого многие категории преступлений необходимо сначала выявить, а затем уже расследовать. К такой категории относятся наркопреступления, совершаемые подростками. По данной категории дел складывается двоякая ситуация: с одной стороны, имеют место явные для общества (в том числе и правоохранительных органов) негативные последствия преступлений в виде существования наркобизнеса и, с другой, отсутствуют сообщения о совершенных преступлениях. Несообщение о такого рода преступлениях вызвано множеством причин, основными из которых являются: нежелание граждан и организаций выполнять общественный долг в борьбе с преступностью, неверие в помощь правоохранительных органов и т.п. Очевидно, что в создавшихся условиях правоохранительным органам (в частности, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков – далее ФСКН РФ) необходимо самостоятельно выявлять признаки преступлений, тем более, что такая обязанность, закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах [12; 13]

Учеными доказано, что в основе системы методик расследования преступлений могут лежать два основания – уголовно-правовое и криминалистическое.

Уголовно-правовая структура, закрепленная в УК РФ и УПК РФ, является для криминалистов первичной, что подтверждают многие аргументы: она закреплена законодательно; криминалистика, в т. ч. и методика расследования преступлений, носит прикладной характер и её цель – «разработка вопросов методики расследования преступлений в непосредственной связи с нормами уголовного права» [14. С. 27].

Но совокупность методик расследования преступлений, в основе структуры которых лежит только уголовно-правовой критерий, не могут удовлетворять всем потребностям криминалистики, имеющей отличные от материального и процессуального уголовного права цели и задачи. В связи с этим стали развиваться отдельные методики расследования. При помощи рекомендаций, содержащихся в криминалистических методиках, можно решить обширный перечень типичных для наркопреступлений вопросов [15. С. 194; 16. С. 151].

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что разрабатываемые в криминалистической методике научные рекомендации должны способствовать наиболее успешной организации выявления и расследования наркопреступлений, совершаемых подростками, не допуская противопоставления законности и целесообразности, обеспечивая надежное соблюдение прав граждан и высокую правовую культуру следователей, дознавателей, судей и других сотрудников органов, ведущих борьбу с наркопреступностью.


Литература:
  1. Криминалистика: учебник / под ред. Т.А. Седовой, А.А. Эксархопуло. – СПб., 2001. – 720 с.

  2. Якимов И.Н. Криминалистика. Уголовная тактика / И.Н. Якимов. – М., 1929. – 345 с.

  3. Криминалистика: учебник / под ред. А.Г. Филиппова. – М., 2000. – 589 с.

  4. Якимов И.Н. Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике / И.Н. Якимов. – М., 1929. – 437 с.

  5. Якимов И.Н. Криминалистика / И.Н. Якимов. – М., 1925. – 363 с.

  6. Куклин В. Методика расследования отдельных видов преступлений : учебное пособие / В. Куклин. – Иваново, 1983. – 145 с.

  7. Криминалистика: учебник / под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. – М., 1984. – 560 с.

  8. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории – к практике / Р.С. Белкин. – М., 1988. – 328 с.

  9. Криминалистика: учебник / под ред. Н.П. Яблокова. – М., 2004. – 357с.

  10. Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования / И.М. Лузгин. – М., 1978. – 150 с.

  11. Кузьменко Н.К. Периодизация этапов в методике расследования преступлений / Н.К. Кузьменко // Методика расследования преступлений (общие положения). – М., 1976. – 324 с.

  12. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон Рос. Федерации от 12 августа 1995. № 144-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33, ст. 3349.

  13. О полиции: федеральный закон Рос. Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900.

  14. Тихенко С.И. О связи методики расследования отдельных видов преступлений с уголовным правом / С.И. Тихенко // Вопросы советской криминалистики. – Алма-Ата, 1959. – 113 с.

  15. Возгрин И.А. Криминалистическая методика расследования преступлений / И.А. Возгрин. – Минск, 1993. – 213 с.

  16. Гавло В.К. Теоретические проблемы и практика применения методик расследования отдельных видов преступлений / В.К. Гавло. – Томск, 1985. – 316 с.

Основные термины (генерируются автоматически): криминалистическая методика, методика расследования преступлений, РФ, расследование преступлений, осуществление выявления, отдельный вид преступлений, прикладной характер, уголовная техника, уголовное дело, частная методика.

Похожие статьи

Теоретические модели формирования и коррекции посттравматических стрессовых расстройств у военнослужащих

Теоретические основы процесса политической социализации молодежи со стороны политических организации

Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в теории и практике

Теоретические основы использования криминалистических знаний в арбитражном процессе

Краткий обзор правоприменительной практики компенсации морального вреда, полученного в детском образовательном учреждении

Интерактивные методы обучения отечественного литературоведения у школьников старших классов

Исследование современных концепций и методик профессиональной подготовки пилотов-студентов образовательных учреждений гражданской авиации РФ

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Проблемы уголовно-правовой регламентации преступлений, совершаемых в состоянии аффекта

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением

Похожие статьи

Теоретические модели формирования и коррекции посттравматических стрессовых расстройств у военнослужащих

Теоретические основы процесса политической социализации молодежи со стороны политических организации

Исследования психологических методов сопровождения профилактики профессиональной деформации личности педагога в теории и практике

Теоретические основы использования криминалистических знаний в арбитражном процессе

Краткий обзор правоприменительной практики компенсации морального вреда, полученного в детском образовательном учреждении

Интерактивные методы обучения отечественного литературоведения у школьников старших классов

Исследование современных концепций и методик профессиональной подготовки пилотов-студентов образовательных учреждений гражданской авиации РФ

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Проблемы уголовно-правовой регламентации преступлений, совершаемых в состоянии аффекта

Психолого-педагогические аспекты проблемы социализации подростков с девиантным поведением