Снижение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: анализ последствий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горохова, Т. Г. Снижение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: анализ последствий / Т. Г. Горохова. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2011 г.). — Москва : Ваш полиграфический партнер, 2011. — С. 53-54. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/40/1241/ (дата обращения: 17.12.2024).

Согласно Бюджетному посланию Президента России на 2012 - 2013 годы необходимо снизить тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - до 20 процентов. Кроме того, в послании было указано на необходимость подготовки в 2012 году предложений по развитию пенсионной системы и системы обязательного социального страхования [1].

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» пп. 8 п. 1 ст. 58 была введена льгота для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения [2]. Применение данной льготы имеет как временные (с 1.01 2011 г. на период 2011-2012 г.г.), так и ограничительные рамки. Так, в ст. 58 указанного закона приведен исчерпывающий перечень видов деятельности, в отношении которых подлежит применению данная льгота, при этом одновременно должны выполняться 2 условия:

1) указанный вид деятельности для организации и индивидуального предпринимателя, применяющих упрощенную систему налогообложения, должен являться основной деятельностью;

2) по основному виду деятельности доля фактически полученных в отчетном или расчетном периоде доходов должна составлять не менее 70%.

При этом независимо, какой вид упрощенной системы налогообложения применяют организация или индивидуальный предприниматель, право на получение указанной льготы по уплате страховых взносов имеет каждый налогоплательщик, кто соответствует предусмотренным законом условиям.

В продолжение политики снижения страховых взносов для работодателей на упрощенной системе налогообложения можно отметить, что одним из основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов будет являться также снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование [3].

На сегодняшний день ситуация по уплате страховых взносов складывается следующим образом: ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ предусматривает налоговые ставки в размере 26 % в Пенсионный фонд РФ, 2,9 % в Фонд социального страхования, 3,1 % в Федеральный ФОМС и 2,0 % в территориальные ФОМС. То есть общий размер страховых взносов составляет 34 % [4].

В 2012 г. планируется указанный размер снизить с 34 до 30 %, данный тариф будет взиматься с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 10 %. Что же касается льготных категорий налогоплательщиков, указанных в пп. 8 п. 1 ст. 58 ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, то для них страховые взносы будут снижены с 26 до 20 %, а тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для них будет установлен в размере 7 % [5].

Но в любом случае данное снижение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды является лишь временной мерой, введенной на 2 года. Об этом сообщает как само Министерство здравоохранения и социального развития, так и глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов. Решение о ставках страховых взносов во внебюджетные фонды было принято в сентябре этого года.

Каковы же последствия такого снижения страховых взносов.

1. Снижение тарифов страховых взносов в наибольшей степени благоприятно для низкооплачиваемых категорий работников. Что же касается налогоплательщиков, выплачивающих своим работникам заработную плату свыше 43 тыс. рублей (512 тыс. рублей в год), для них данный механизм крайне не выгоден. Поэтому не исключено, что такие организации и индивидуальные предприниматели будут практиковать не только выплату заработной платы в «конвертах», но и снижение заработной платы своим работникам. Так, Елена Пилипенко, директор аудиторско-консалтинговой компании «Бизнес–интеллект» считает, что «компании, для которых заработная плата является существенной статьей затрат, — для них это будет снижение на какую–то сумму, а компании, для которых фонд зарплаты небольшая часть, — для них существенного изменения вообще не произойдет [6, с.9]». Тем не менее, можно предположить, что снижение страховых взносов все же позволит повысить уровень заработных плат для работающих в малом бизнесе.

2. Снижение страховых взносов приведет к дальнейшему росту дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, что в условиях финансирования указанного дефицита за счет средств федерального бюджета будет иметь негативные последствия. Действительно, если предполагаемые изменения в проекте Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» благоприятным образом отразятся лишь для отдельных категорий налогоплательщиков, то остальная их часть будет предпринимать различные меры, направленные на исключение вероятности уплаты страховых взносов сверх установленной величины. Так, налогоплательщики, выплачивающие своим работникам заработные платы свыше 512 тыс. рублей в год, чтобы не платить 10% с сумм превышения указанного предела, будут прибегать к различным способам, как – то: снижение заработной платы либо ее вручение работникам в «конверте». Отсюда незначительные поступления в Пенсионный фонд негативным образом скажутся на его бюджете, о чем говорилось выше.

Кроме того, выпадающие доходы российского бюджета от снижения ставок страховых взносов в 2012 году составят 236 миллиардов рублей. Об этом сообщил источник в правительстве, комментируя представленный Минфином в правительство проект «Основных направлений бюджетной политики на 2012 и плановый период 2013-2014 годов» [7].

Снижение страховых взносов произошло не так, как того требовал Президент РФ. Так, на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики, Д.А. Медведев заявил, что нормы о пониженных ставках для высокотехнологичных и инжиниринговых компаний в законопроект не вошли, хотя соответствующие предложения со стороны Министерства здравоохранения и социального развития были разработаны. Поэтому Президент РФ распорядился исправить ситуацию и до конца ноября внести в Государственную Думу РФ дополнительные законопроекты [8].

Таким образом, можно прийти к выводу, что снижение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды благоприятным образом отразится не на все категории налогоплательщиков. Кроме того, по данным газеты «Коммерсантъ», бюджет Пенсионного фонда России на 2012-2014 годы рассчитан исходя из возврата ставок платежей в фонд в 2014 году на уровень 2011 года. В пояснительной записке к бюджету указано, что у Минздрава уже есть поправки к законодательству, в 2014 году повышающие совокупную ставку соцплатежей с 30% до 34%, а льготную - с 20% до 26% [9].


Литература:
  1. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 29.06.2011 «О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах» // СПС КонсультантПлюс: Версия Проф.

  2. ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

  3. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (http://www.minfin.ru/ru/).

  4. ФЗ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

  5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (http://www.minfin.ru/ru/).

  6. Джанибекова А. В России продолжается борьба за снижение страховых взносов // Деловой Петербург. 2011. №165. С.9.

  7. http://www.rg.ru/2011/07/06/vznosi-anons.html.

  8. http://www.kadis.ru/news/100689.

  9. http://www.kommersant.ru/doc/1776515.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, снижение страховых взносов, заработная плата, Пенсионный фонд, упрощенная система налогообложения, социальное страхование, сумма превышения, тариф страховых взносов, фонд, благоприятный образ.