Реформирование пенсионной системы Российской Федерации в 2012–2016 годах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 04.11.2013

Статья просмотрена: 3895 раз

Библиографическое описание:

Клепач, Е. В. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации в 2012–2016 годах / Е. В. Клепач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 11 (58). — С. 352-354. — URL: https://moluch.ru/archive/58/8212/ (дата обращения: 17.12.2024).

С 2012 года идут бурные дискуссии по поводу пенсионной реформы в Российской Федерации. Чтобы быть осведомленным в данной сфере, необходимо ежедневно следить за новостями и принимаемыми законопроектами, так как очень часто вносятся поправки в программу реформирования. Волна изменений прошла в середине октября 2013 года. В этой статье собраны все последние изменения в Пенсионной системе РФ.

На сегодняшний день основа трудовой пенсии — это страховые взносы работодателей на обязательное пенсионное страхование, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации. Система социальной защиты населения претерпела несколько кризисных периодов, зачастую бюджет пенсионной системы РФ испытывает дефицит денежных средств. Необходимость разработки пенсионной реформы назрела в 2000 годах. Об этом вещали телевидение и радио. Правительство видит необходимость реформы по нескольким причинам:

1)                          большинство работодателей скрывает, какую заработную плату получают работники по официальным документам;

2)                          накопительная часть пенсионных взносов может приносить доход в виде пенсии в больших размерах в сравнении с действующей системой;

3)                          резкий рост безработицы и ухудшение социально-демографической ситуации.

Второй пункт требует более детального рассмотрения. До реформы функционировала следующая система: в ПФРФ в 2013 году, например, работодатели должны отправлять 22 % от зарплаты работника 1967 года рождения и моложе; данный взнос делится на страховую часть (16 %) и накопительную (6 %). При этом страховая часть делится на индивидуальную (10 %) и солидарную (6 %). Для лиц старше 1967 года рождения страховой взнос не делится. Все 22 % являются страховыми. Застрахованное лицо имеет право выбрать Негосударственный пенсионный фонд (НПФ), куда будут идти страховые отчисления.

Реформа предполагает введение трехуровневой пенсионной системы. Первый уровень называется базовым, он формируется из страховых частей взносов. Второй уровень — корпоративная пенсия, формирующаяся как за счет взносов работодателей, так и самих работников. И третий уровень — частная пенсия, которая формируется самим работником. Эти три уровня должны к 2030 году восполнить на 60–70 % утраченный заработок пенсионеров.

Согласно реформе до 2015 года граждане 1967 года и моложе должны выбрать более подходящий из вариантов: оставить накопительную часть пенсии в размере 6 % или сократить до 2 %. Также предлагается делать отчисления в НПФ, что увеличит будущую пенсию и поможет развитию экономики страны. С наступлением 2015 года, по условиям реформы, изменить тариф накопительной части невозможно. Молодежь после первого трудоустройства имеет право в течение 5 лет, считая с прихода на работу, выбрать тариф.

На основании статьи 33 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) можно составить таблицу, которая в наглядной форме иллюстрирует принципы распределения страховых взносов.

Таблица 1

Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Пенсионный фонд РФ

Категория застрахованных лиц

На страховую часть пенсии

На накопительную часть пенсии

Для лиц 1966 года рождения и старше

22 %

Установленный Правительством процент отчислений

-

-

Для лиц 1967 года рождения и младше

16 %

Установленный Правительством процент отчислений минус 2 % или 6 %

6 %

2 % или 6 %

Период

2013 год

с 2015 года

2013 год

С 2015 года

Для сохранения накопительной части в 6 % необходимо обратится в любой региональный отдел ПФРФ с заявлением. Есть возможность единовременно выбрать НПФ, в который будут производиться взносы. Если ранее уже был выбран НПФ, то автоматически накопительная часть в 6 % сохраняется. При желании снизить процент следует перевести средства в ПФРФ. Средства из накопительной части пенсии передаются по наследству, если они не были использованы. По словам эксперта журнала «Главбух» Тамары Ананьевой, после выбора тарифа для накопительной части рационально известить работодателя о своем решении, потому что финансирование страховой и накопительной частей производится раздельно.

По данным новостной ленты «Lenta.ru» с 17 октября 2013 года пенсионная формула согласована с Правительством РФ. Фиксированная часть пенсии составит 3935 рублей. Данная цифра будет индексироваться на уровень инфляции. Величина будущих пенсионных выплат зависит от количества баллов, которые затем будут конвертироваться в денежный эквивалент (формула конвертации еще не утверждена). Баллы будут зачисляться в зависимости от стажа и размера заработной платы. Для «входа» в пенсионную систему необходим стаж в 15 лет и заработная плата, размер которой составляет не менее двух МРОТ. В противном случае необходим стаж в 30 лет при зарплате на уровне в один МРОТ. Новые нормы будут вводиться постепенно с 2015 года. Стратегия долгосрочного развития вводит нормативный страховой стаж. Нормативный страховой стаж — это продолжительность страхового стажа, которая обеспечивает получение пенсии в наибольшем размере — 40 % от потерянного заработка. Нормативный стаж пока не определен, в данной области ведутся разработки. Предполагается, что он будет составлять примерно 35 лет. Для сведения, средний стаж у граждан, вышедших на пенсию, составляет 30 лет.

Следует отметить то, что в рамках антикризисной системы на 2014 год Правительством будет отменена накопительная часть пенсии. Страховой взнос полностью будет потрачен на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Тем самым правительство лишило россиян права распоряжаться своими накоплениями, хотя и пообещало более высокую пенсию в будущем. Дело в том, что пенсионная система испытывает дефицит, который и предполагается устранить таким способом.

Еще одним шагом в реформировании пенсионной системы РФ стало акционирование НПФ и их проверка. По новому законопроекту НПФ не могут иметь форму некоммерческих организаций. Реорганизация НПФ, работающих по обязательному пенсионному страхованию, должна произойти до 1 января 2016 года согласно данным новостной ленты «Lenta.ru».

Итак, существенные изменения в пенсионной системе уже приняты. Главное, не понести ущерб от данной реформы. Поэтому следует обдумать все положительные и отрицательные стороны и принять правильное решение в отношении выбора тарифа накопительной части пенсии, а также надежного НПФ, если это считается нужным.

Литература:

1.                    Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

2.                    Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

3.                    История новой России, http://www.ru-90.ru/library/ssi/pension/976.

4.                    Новостная лента «Lenta.ru»

5.                    Ананьева Тамара «Пенсионная реформа. Выбор тарифа и управляющей компании» журнал «Главбух», электронная версия http://www.glavbukh.ru/art/20829

6.                    Сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации www.pfrf.ru

Основные термины (генерируются автоматически): накопительная часть, накопительная часть пенсии, обязательное пенсионное страхование, пенсионная система, пенсионная система РФ, заработная плата, новостная лента, нормативный страховой стаж, пенсионная реформа, Российская Федерация.


Задать вопрос