Как известно, с 1.01.2010 года вступит в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 – ФЗ. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»
Этот закон устанавливает правила исчисления и уплаты страховых взносов, которые заменят собой отменяемый с 2010 года единый социальный налог.
Изменения коснутся не только ключевых для исчисления и уплаты налога элементов, таких, как ставка налог, налоговая база и т.д., но и остальных, мелких и не очень существенных деталей.
Так, вместо привычного термина, или понятия плательщика налога введут понятие страхователь и плательщик взносов, вместо привычных деклараций – расчеты, вместо ставок налога – тарифы страховых взносов и т.д.
Можно попробовать систематизировать все эти изменения и определить, как они могут повлиять на деятельность организаций – налогоплательщиков ЕСН, которые с 2010 года станут страхователями и плательщиками страховых взносов.
Проанализируем изменения по ряду основных элементов:
1. Налогооблагаемая база. Сразу хочется отметить, что некоторым несущественным изменениям подвергся даже сам термин – налогооблагаемая база заменяется на базу для исчисления и уплаты взносов.
По существу можно отметить, что база определяется аналогично налоговой базе по ЕСН. Это выплаты работодателя по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
Однако перечень этих выплат несколько изменен. Так, например, компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая работнику при увольнении, выплаты работодателя, источником финансирования которых является чистая прибыль станут облагаться этими взносами. Вместе с тем определен перечень выплат, которые облагаются ЕСН, но вводимыми с 2010 года взносами облагаться не будут. К ним, например, относят стоимость медицинской страховки работника (по договорам добровольного медицинского страхования), отчисления в негосударственные пенсионные фонды, некоторые виды выплат иностранным работникам.
Исключение из состава необлагаемых доходов выплат работника, профинансированных за счет чистой прибыли, например, приведет к тому, что компенсационные выплаты, связанные с направлением работника в служебную командировку, превышающие установленные нормативы, станут облагаться страховыми взносами. Напомним, что нормативами компенсационных выплат при направлении сотрудников в командировку, подтверждаемые документально расходы на проживание, компенсация стоимости проезда и суточные в размере 100 рублей в сутки. Результатом изложенного может быть увеличение совокупной налоговой нагрузки на организацию.
Подводя итого изложенному в пункте 1 можно сказать, что база для определения страховых взносов является более широкой, чем налоговая база по ЕСН, что приведет к увеличению суммы страховых взносов, и, в свою очередь, скажется на себестоимости продукции, работ, услуг. Увеличение себестоимости приведет к росту цены со всеми вытекающими последствиями.
2. Ставки налога и тарифы взносов. Изменения по этому пункту можно признать существенными, так отменяется регрессивный характер шкалы ЕСН, действующий уже не один год. Вместо привычного регресса ставок (напомним, что в настоящее время действую 2 порога регресса – 280000 рублей и 600000 рублей) взносами будут облагаться выплаты в пользу наемных работников, не превышающие 415000 рублей по каждому работнику, исчисленные нарастающим итогом с начала года. с начала года. С момента превышения, то есть с суммы, большей, чем 415000 рублей, взносы уплачиваться не будут. В 2010 году Суммарный тариф взноса не изменится и составит 26%, однако распределение суммарного тарифа по фондам станет другим. Вместо привычных 20% в федеральный бюджет, из которых только 14% в настоящее время участвуют в формировании страхового капитала и пенсионных накоплений работников, с 2010 года все 20% будут зачисляться на персонифицированные счета работников.
Уже с 2011 года произойдет увеличение суммарного тарифа с 26 до 34%, то есть суммарная ставка взноса увеличится более, чем на 30%.
Таким образом, изменение тарифов страховых взносов может повлиять на увеличение суммы страховых взносов и привести к увеличению налоговой нагрузки организации.
3. Налоговые льготы. К 2015 году произойдет отмена всех льгот. Страхователи будут уплачивать взносы по одинаковым ставкам, в том числе компании, действующие в сфере информационных технологий, сельскохозяйственные товаропроизводители и даже общественные организации инвалидов. Напомним, что в настоящее время общественные организации инвалидов, а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов начисляет единый социальный налог только с суммы доходов работников, превышающих 100 тысяч рублей с начала года.
4. Отчетность. Во-первых, организации – плательщики страховых взносов должны будут отчитываться отдельно перед пенсионным фондом РФ – по страховым взносам в пенсионный фонд и взносам в фонды обязательного медицинского страхования. Перед фондом социального страхования необходимо отчитываться отдельно – по государственным пособиям по социальному страхованию, которые выплатил работодатель своим работниками предъявил к зачету в фонде.
Во-вторых, изменяются сроки сдачи отчетов в пенсионный фонд. В настоящее время расчеты в пенсионный фонд необходимо подавать до 20 числа месяца, следующего за отчетным. С 2010 года сроки изменятся, до 1 мая, 1 августа, 1 ноября, 1 февраля включительно, то есть, в отличие от действующей в настоящее время системы, подача расчетов становится ежеквартальной.
В-третьих, если численность работников организации превышает 100 человек, то организация обязана будет отчитываться в электронном виде, а с 2011 года электронная отчетность предусмотрена уже для тех работодателей, у которых трудится 50 и более наемных работников.
И, в-четвертых, индивидуальные сведения на работников придется подавать чаще, в 2010 году это 1 августа и 1 февраля, с 2011 года – ежеквартально. В настоящее время сведения предоставляются только по итогам года – до 1 марта.
Резюмируя все сказанное в 4-ом пункте видно, что документооборот значительно увеличится, что может негативно отразиться на результатах финансово-хозяйственной деятельности.
5. Штрафные санкции. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 – ФЗ предусматривает возможность взыскания штрафов за непредставление расчета по итогам каждого квартала, то есть отчетного периода. По действующим же в настоящее время правилам такие штрафные санкции могли быть предъявлены только за непредставление налоговой декларации по единому социальному налогу, непредставление же расчетов в пенсионный фонд предъявление штрафных санкций не предполагало.
Изменений по определению суммы штрафа нет, однако, с 2010 года появляется минимальная сумма при просрочке на срок больший, чем 180 дней. Минимальный штраф будет составлять 1000 рублей. В настоящее время минимум в размере 100 рублей предусматривается только при просрочке подачи декларации на срок меньший, чем 180 дней.
6. Камеральные и выездные проверки. С 2010 года фонды могут самостоятельно проверять страхователей, причем не только сами организации, но и их обособленные подразделения, имеющие самостоятельный баланс, расчетный счет.
Пенсионный фонд будет проверять пенсионные и медицинские взносы, фонд социального страхования – взносы и расходы на пособия.
Порядок проведения камеральной проверки фондами практически не отличается от аналогичного порядка, предусмотренного для налоговых органов. Срок проведения камеральной проверки, установленный для фондов, составляет 3 месяца, однако в законе не предусмотрено механизма перехода проверки от основного документа до поданного уточненного расчета. Напомним, что до 2009 года аналогичным был порядок налоговых проверок, и следствие этого порядка могло быть то, что налоговые органы сначала 3 месяца проверяли основной документ, выносили по нему решение, и только потом, приступали к проверке сданного налогоплательщиком уточненного расчета.
В 2009 году в НК РФ было четко определено, что при подаче налогоплательщиком уточненной декларации камеральная проверка первоначальной прекращается и начинается проверка уточненной. Отсутствие аналогичного правила для фондов может привести к затягиванию сроков проверки.
Особо следует отметить то, что Пенсионный Фонд РФ получит право проводить выездные проверки, во время которых он будет проверять не только правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты, но и предоставление сведений персонифицированного учета.
Таким образом, отмена единого социального налога и введение вместо него разрозненных взносов в государственные внебюджетные фонды социального назначения могут отрицательно сказаться на финансово-хозяйственной деятельности организация и ее результатах, так как подразумевается увеличение документооборота, и рост стоимости юридического сопровождения разбирательств.
7. Порядок начисления и определение размеров пособий по государственному социальному страхованию
Для расчета пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам будет применяться новый максимум среднедневного заработка – он исчисляется исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов. В 2010 году максимальный среднедневной заработок составит 415000 / 365 = 1136,99 рубля. В настоящее время величина дневного максимума зависит от величины, установленной ФСС и от количества календарных дней в месяце нетрудоспособности. Так, в случае пособий по временной нетрудоспособности максимально это значение в феврале (18720 / 28 = 668,57 рублей), минимально, например, в октябре (18720 / 31 = 603,87 рубля). Для пособий по беременности и родам в 2009 году цифра 904,29,57 рублей)и минимальное – 816,77 рубля.
Однако одновременно с поднятием лимита из ст.255 НК РФ исключили пункт о доплате до реального среднедневного заработка со стороны работодателя, т.е. включить такие доплаты в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли будет нельзя.
Существенно увеличится размер максимальных выплат по пособиям по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. В 2010 году он составит 415000 / 12 * 40% = 13833,33 рубля. В 2009 году эта сумма значительно меньше –7194,02 рубля.
Таким образом, можно видеть, что последствия отмены ЕСН и введения страховых взносов увеличивают суммарную налоговую нагрузку организаций. Это, в свою очередь, отразится на величине себестоимости (страховые взносы, как и ЕСН, финансируются за счет расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль). Для того, что бы сохранить финансовый результат деятельности на том же уровне, организации будут производить повышение цены, которое, в свою очередь, повлечен за собой рост налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, и, как следствие, дополнительные поступления в доходную часть Федерального бюджета.
Резюмируя изложенное, можно сказать, что новый закон увеличит облагаемую взносами базу, постепенно увеличит суммарную ставку взносов, расширит и усложнит документооборот.
Рост суммарной ставки взносов при одновременной отмене регрессивной шкалы и расширение облагаемой базы неизбежно приводит к увеличению налоговой нагрузки на работодателей. Последние, пытаясь сохранить сумму взносов неизменной, т.е. на уровне уплачиваемого ранее ЕСН, могут ответить «серыми зарплатными схемами» и сокращениями работников, что снизит социальную защищенность работника.