Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем: зарубежный опыт | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 января, печатный экземпляр отправим 3 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Уголовное право и процесс

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные проблемы права» (Казань, декабрь 2019)

Дата публикации: 06.11.2019

Статья просмотрена: 605 раз

Библиографическое описание:

Мысов, С. В. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем: зарубежный опыт / С. В. Мысов. — Текст : непосредственный // Актуальные проблемы права : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/352/15410/ (дата обращения: 22.01.2021).



В статье исследуется международный опыт и специфика институционального обеспечения в сфере противодействия и предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем. Обобщен опыт международных организаций, которые разрабатывают принципы и стандарты для результативного осуществления политики по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Определены особенности моделей национальных систем финансового мониторинга в разных странах. Обобщены возможности использования передового опыта в сфере противодействия и предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, национальной системой финансового мониторинга.

Ключевые слова: легализация (отмывание) доходов, противодействие отмыванию доходов, финансирование терроризма, доходы, полученные преступным путем.

Постановка проблемы. Трансформационные процессы, происходящие в мире, кризисные явления в системе экономических отношений, рост факторов риска для национальных административных систем актуализировали самостоятельное направление исследования, связанный с противодействием легализации средств и иного имущества, приобретенных преступным путем. Эта тематика ранее не была предметом государственно-управленческой науки, однако современный вектор модернизации государственной политики требует научного обеспечении организационно-правовых основ противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, как фактора экономической безопасности государства. Ведь развитие науки государственного управления в современных условиях требует выработки массива специальных исследований в сфере национальной безопасности, в частности в сфере противодействия преступным проявлениям экономического характера.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследованию основ государственной политики по противодействию легализации («отмыванию») доходов, полученных преступным путем, посвящены научные труды специалистов-юристов А. Н. Бандурки, А. Ф. Волобуева, А. В. Киевец, И. Е. Мезенцевой, П. И. Орлова, С. В. Симовьян, С. В. Цебренко, А. М.Чистякова, М. И. Худокормов и др.

В то же время за пределами научных исследований осталось международно-правовое регулирование борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, а в существующих научных трудах проблема исследовалась в рамках более широкой проблематики национальной безопасности, без определение комплексного подхода к особенностей государственно-управленческой деятельности в этой сфере.

При этом преобладание правовой тематике в специализированных исследованиях, на первый взгляд, кажется мотивированным. Ведь легализация преступных доходов по своей сути является составляющим элементом организованной преступной деятельности в целом, потому что деформирует саму сущность экономической политики государства и при этом разрушает институт государства как исключительного субъекта формирования экономической политики. Однако в эпоху глобализации и регионализации недостаточно только юридических методов противодействия, необходимы системные управленческие решения, основанные на принципах программирования, плановости компетентности и тому подобное.

Цель статьи. Целью исследования является наработка теоретико-методологических основ государственно-управленческой деятельности по противодействию легализации средств и иного имущества, приобретенных преступным путем. Реализация цели исследования предполагает решение следующих задач конкретизации направлений государственной политики в соответствующей сфере и систематизации норм международного и отечественного законодательства по организационных основ противодействия легализации денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, наработки интегративного национального механизма противодействия негативным проявлениям преступных действий финансового характера, определения направлений имплементации международного опыта преодоления угроз финансовой и, урешти-концов, национальной безопасности. Ведь в результате глобализации мировых процессов организованная преступность выступает не только внутренней проблемой государства, но и приобрела международный характер. При этом представители теневого бизнеса из-за использования коррупционных механизмов пытаются влиять даже на отдельные сферы экономической деятельности.

Изложение основного материала. Проблема организационно-правового обеспечения противодействия отмывания средств является сложной, многофункциональной и многоотраслевой, и именно с этим связан разнопрофильный характер ее решения. Итак, как каждое антисоциальное явление, отмывание средств может быть преодолено только в пределах рациональной государственной политики.

Во-первых, установление действительного происхождения имущественных ценностей, полученных в результате совершения различных преступлений.

Во-вторых, учет международного характера преступной деятельности по легализации преступных доходов.

В-третьих, совершенствование законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем НЕ только в России, но и в других странах.

В-четвертых, формирование в общественном сознании устойчивого неприятия таких преступных действий, как легализация доходов, полученных преступным путем.

В-пятых, четкое нормативное закрепление терминологических понятий, правил и процедур, характеризующие преступные действия, связанные с легализацией [3].

Стоит отметить то, что в международном экономическом пространстве в процессе разработки и внедрения тех или иных индивидуальных мер борьбы с легализацией преступных средств каждое государство должно придерживаться требований международного уровня. Так, например, в Соединенных Штатах Америки система финансового мониторинга по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, основывается на эффективном ограничении доступа к финансовой системы для лиц, занимающихся отмыванием доходов и финансированием терроризма; расширении возможностей правительственных органов с определение основных организаций и системы, используются для финансирования терроризма и отмывание доходов, полученных преступным путем; усилении и совершенствовании для финансовых учреждений порядке реализации мероприятий с целью предотвращения отмывания доходов и финансированию терроризма [4; 2].

В Федеративной Республике Германия в 2002 принят Закон о борьбе с нелегальной торговлей наркотиками и другими формами организованной преступности. В связи с этим в немецком уголовном праве возник новый состав преступления — отмывание денег, изложенный в ст. 261 Уголовного кодекса, а также определено подразделение финансовой разведки Германии, которое относится к составу полиции и приоритетными направлениями работы которого является борьба с легализацией преступных средств [1].

Во Франции центральным органом системы предотвращения легализации криминальных доходов и борьбы с финансированием терроризма TRACFIN — подразделение финансовой разведки в составе Министерства экономики, финансов и индустрии Франции, основными подразделениями в составе которого есть центр сбора информации; отдел финансовой экспертизы; оперативный отдел. TRACFIN является органом, к которому предоставляется информация об открытии в банках счетов физических и юридических лиц.

В свою очередь, банковские учреждения Польши прежде всего контролируют операции с крупными суммами наличных (особенно если раньше подобные суммы по счету не проходили), поступления значительных переводов из стран, известных как производители наркотиков или подозреваются в причастности к терроризму и тому подобное. Повышенное внимание уделяется клиентам, имеющих значительные суммы на счетах в нескольких банках и переводят их в третьи страны.

В соответствии с Законом Литвы «О предотвращении отмыванию денег» (январь 1998) банки и другие кредитные учреждения, страховые компании, таможня, почта, нотариусы, ломбарды, спецслужбы страны предоставляют налоговой полиции сведения о лицах, подозреваются в отмывании средств, обо всех операциях на сумму около 14,7 тыс. евро, а также об обмене валюты на сумму более 2900 евро. Принятый литовским Сеймом Закон «О предотвращении легализации средств, полученных преступным путем» (Декабрь 1997) содержит признаки, с помощью которых оказываются преступные средства, и перечень финансовых операций, подлежащих особому контролю, а также определяет минимальную сумму, начиная с которой необходимо обязательная идентификация клиента, терроризма [4].

Приведенный анализ опыта финансового мониторинга в мире может быть трансформирован и реализован в России только с учетом национальных особенностей обеспечения процесса финансового мониторинга. Следует иметь в виду, что большинство определенных особенностей использования мирового опыта финансового мониторинга в России имеют перспективу реализации при условии законодательного и информационного обеспечения.

Выводы. Отмывание «грязных» денег является сложным экономико-правовым явлением, которое не имеет границ. Анализируя все вышесказанное, можно сказать, что опыт зарубежных стран в сфере противодействия легализации средств, полученных преступным путем, в банковской системе может применяться на территории нашего государства, но необходимо учитывать специфические особенности финансовой системы РФ. На сегодня наше законодательство применяет систему смешанного типа, основанную на:

− обязанности субъектов финансового мониторинга приостанавливать операции в случае подозрения их в ведении террористической деятельности в соответствии с утвержденным уполномоченным органом перечнем лиц, связанных с терроризмом

− обязательстве субъектов финансового мониторинга сообщать уполномоченный орган о финансовых операциях, подпадающих под определенные критерии при превышении их суммы определенного порога;

− обязанности субъектов финансового мониторинга контролировать по своему усмотрению финансовые операции по определенным критериям (независимо от их суммы).

Важно понимать, что легализация преступно полученных капиталов международными преступными организациями на территории РФ способствует проникновению международной преступности на российскую территорию, подрывают международный авторитет российского государства как надежного экономического партнера.

На основе исследования международного опыта предлагаем определять такие направления государственной политики:

− законодательная определенность относительно организационно-правовых основ противодействия отмыванию средств преступного происхождения, принятие необходимых нормативно правовых актов, согласование положений таких актов между собой, четкая регламентация процедуры финансового мониторинга, взаимодействие органов власти и т. д.;

− определение перечня противоправных действий, по которым государство формирует политику противодействия, путем разграничения понятий «отмывания средств преступного происхождения» и «легализация доходов, скрытых от налогообложения» и другие.

К сожалению, наличие большого количества правовых инструментов в достаточно узкой сфере свидетельствует об урегулированности вопроса, а соответственно об отсутствии регулирования публично-управленческого воздействия на проблему противодействия легализации незаконных доходов.

Литература:

  1. Беленко В. В. Влияние международного права в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, на отечественную систему финансового контроля в банковском секторе // Административное и муниципальное право. 2014. № 9. С. 907–911
  2. Голованов Н. М. Теневая экономика и легализация преступных доходов / Н. М. Голованов. — СПб.: Изд-во «Питер», 2003. — 304 с.
  3. Жубрин Р. В. Вопросы расследования легализации преступных доходов // Российский следователь. 2012. № 1. С. 13–14
  4. Перекислов В. Е. Угрозы экономической безопасности государства в официальных документах стратегического планирования / В. Е. Перекислов // Вестн. ИНЖЭКОНА. — 2010. — № 7 (42). — С. 59–67.
  5. Фоминова Е. М., Фоминов М. В. К вопросу о легализации денежных средств, полученных от незаконного сбыта наркотиков // Военно-юридический журнал. 2014. № 3. С. 17–20.
  6. Basel Committee on Banking Supervision [Electronic resourse]. — Available from: http://www. bis. org/bcbs/ history. htm
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый мониторинг, путь, финансирование терроризма, TRACFIN, государственная политика, отмывание доходов, отмывание средств, национальная безопасность, Россия, сфера противодействия.

Ключевые слова

доходы, легализация (отмывание) доходов, противодействие отмыванию доходов, финансирование терроризма, полученные преступным путем

Похожие статьи

Противодействие легализации (отмыванию) доходов...

В данной статье рассматривается роль противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма в обеспечении экономической безопасности страны и мирового сообщества в целом...

Дистанционный мониторинг как способ организации...

Обзор событий в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за

Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения...

Современные схемы отмывания преступных средств в мире...

Противодействие отмыванию средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма требует совершенствования классификации типовых и нестандартных схем и методов их выявления и предупреждения.

К вопросу об осуществлении деятельности в сфере...

Финансовый мониторинг как вид государственного финансового...

финансовый мониторинг, Российская Федерация, финансирование терроризма, центральный банк

Коммерческие банки используются для отмывания незаконных доходов путем размещения и...

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на...

Ключевые слова: финансовый мониторинг; финансовая безопасность; Центральный банк

В современной России возникает вопрос об обеспечении национальной безопасности, а

Финансовый мониторинг — сложная предметная область, содержащая в себе основы...

К вопросу о необходимости дальнейшего совершенствования...

Ключевые слова: противодействие, легализация (отмывание), конфискация, офшоры, финансовый мониторинг. В настоящий момент противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем остается одним из...

Финансовый мониторинг как вид государственного...

Финансовый мониторинг направлен на противодействие легализации финансовых доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма как на территории страны, так и за ее пределами. В нынешних условиях, когда угрозы терроризма нарастают...

Понятие и содержание финансового мониторинга кредитными...

Целью финансового мониторинга кредитными организация является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем...

Возникновение и развитие финансового терроризма в России

Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и

ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от...

Похожие статьи

Противодействие легализации (отмыванию) доходов...

В данной статье рассматривается роль противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма в обеспечении экономической безопасности страны и мирового сообщества в целом...

Дистанционный мониторинг как способ организации...

Обзор событий в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за

Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения...

Современные схемы отмывания преступных средств в мире...

Противодействие отмыванию средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма требует совершенствования классификации типовых и нестандартных схем и методов их выявления и предупреждения.

К вопросу об осуществлении деятельности в сфере...

Финансовый мониторинг как вид государственного финансового...

финансовый мониторинг, Российская Федерация, финансирование терроризма, центральный банк

Коммерческие банки используются для отмывания незаконных доходов путем размещения и...

Финансовый мониторинг в Российской Федерации на...

Ключевые слова: финансовый мониторинг; финансовая безопасность; Центральный банк

В современной России возникает вопрос об обеспечении национальной безопасности, а

Финансовый мониторинг — сложная предметная область, содержащая в себе основы...

К вопросу о необходимости дальнейшего совершенствования...

Ключевые слова: противодействие, легализация (отмывание), конфискация, офшоры, финансовый мониторинг. В настоящий момент противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем остается одним из...

Финансовый мониторинг как вид государственного...

Финансовый мониторинг направлен на противодействие легализации финансовых доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма как на территории страны, так и за ее пределами. В нынешних условиях, когда угрозы терроризма нарастают...

Понятие и содержание финансового мониторинга кредитными...

Целью финансового мониторинга кредитными организация является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем...

Возникновение и развитие финансового терроризма в России

Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и

ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от...