Административная ответственность за нарушение законодательства о СМИ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 ноября, печатный экземпляр отправим 11 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Информационное право

Опубликовано в

V международная научная конференция «Актуальные вопросы юридических наук» (Краснодар, июнь 2019)

Дата публикации: 23.05.2019

Статья просмотрена: 422 раза

Библиографическое описание:

Гультяев, С. В. Административная ответственность за нарушение законодательства о СМИ / С. В. Гультяев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, июнь 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/334/15110/ (дата обращения: 27.10.2020).



В случае нарушения законодательства о СМИ, к ответственности может быть привлечен любой из участников информационного процесса, имеющий отношение к нарушению: учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов.

Главу 7 Закона о СМИ «Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовой информации», условно можно разделить на три аспекта: ответственность за ущемление свободы массовой информации и злоупотребление ею; иные нарушения законодательства о СМИ; освобождение от ответственности. Охарактеризуем каждый из указанных трёх аспектов.

Ущемление свободы массовой информации. Свобода массовой информации защищается законом. Следовательно, ущемление этой свободы является нарушением закона. Под ущемлением свободы массовой информации понимается воспрепятствование законной деятельности учредителей, редакций, издателей, журналистов, а также распространителей продукции СМИ. При этом не имеет значения то, кто именно этому воспрепятствует — должностные лица, общественные объединения или отдельные граждане. В Законе перечислены действия, которые являются ущемлением свободы массовой информации:

  1. Осуществление цензуры.
  2. Вмешательство в деятельность и нарушение профессиональной самостоятельности редакции.
  3. Незаконное прекращение либо приостановление деятельности средства массовой информации.
  4. Нарушение права редакции на запрос и получение информации.
  5. Незаконное изъятие, а равно уничтожение тиража или его части.
  6. Принуждение журналиста к распространению или отказу от распространения информации.
  7. Установление ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну [2].

Ответственности за иные нарушения законодательства осредствах массовой информации посвящена ст. 60 Закона о СМИ. К таким нарушениям относятся:

  1. Учреждение средства массовой информации через подставное лицо, получение свидетельства о регистрации либо лицензии на вещание обманным путем, скрытая уступка лицензии или неправомерное получение льгот, установленных для специализированных средств массовой информации.
  2. Незаконное изготовление продукции средства массовой информации без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности,.
  3. Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации, установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания.
  4. Нарушение установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах правил проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, порядка и условий распространения материалов предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.
  5. Нарушение требований, установленных Федеральным законом от 29.12.2010№ 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» применительно к средствам массовой информации».
  6. Нарушение правил распространения обязательных сообщений, рекламы, эротических изданий и программ.
  7. Нарушение порядка объявления выходных данных, представления обязательных экземпляров, хранения материалов теле- и радиопередач.
  8. Непредоставление либо несвоевременное предоставление редакцией средства массовой информации, вещателем или издателем информации о получении денежных средств, предоставление которой предусмотрено Законом о СМИ.
  9. Создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм [1].

Перечисленные нарушения могут повлечь не только административную или дисциплинарную, но также уголовную ответственность согласно законодательству Российской Федерации.

Освобождение редакции ижурналиста от ответственности. Обеспечивая информационно-коммуникативные потребности общества, журналист должен оперативно сообщать достоверные сведения, стремясь при этом к полному, всестороннему и объективному освещению событий. Но сама природа профессии такова, что иногда СМИ распространяют сведения, которые, как потом выясняется, не соответствуют действительности. Причины могут быть разными: ошибся источник информации, было неточным информационное агентство, в прямом эфире интервьюируемый допустил некорректные высказывания и т. д.

Безусловно, журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации. Но не всегда возможно это сделать. Например, если на официальном заседании выступает руководитель ведомства, который впервые обнародует некие сведения, то у журналиста в условиях цейтнота нет возможности проверить их точность и достоверность. Да в этом и нет необходимости, так как журналист доверяет спикеру. Точно так же, цитируя материал, опубликованный в другом издании, журналист не имеет оснований не доверять опубликованному. Может выясниться, что он был введен в заблуждение, но это не значит, что сам он хотел ввести в заблуждение читателя. В ряде случаев закон снимает с редакции, главного редактора и журналиста вину за распространение сведений, которые не только не соответствуют действительности и порочат честь и достоинство граждан и организаций, но представляют собой злоупотребление свободой массовой информации, ущемляют права и законные интересы граждан, наносят вред здоровью и развитию детей. Все эти случаи освобождения от ответственности описаны в ст. 57 Закона о СМИ и разъяснены в п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ (2010) [3].

Литература:

  1. Васильев Ф. П., Николаев А. Г. Современное административно-правовое регулирование деятельности СМИ в России // Наука и Мир. — 2015. — № 7(23). — С. 90–108.
  2. Куликова С. А. Ответственность за нарушение запрета цензуры в российской федерации // Труды по интеллектуальной собственности. — 2016. — Т. 26. — № 3. — С. 32–54.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 16 г. Москва «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»» // Интернет-портал «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2010/06/18/smi-vs-dok.html (дата обращения: 21.05.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, ущемление свободы, журналист, нарушение законодательства, нарушение, ответственность, предвыборная агитация, Российская Федерация, СМИ.

Похожие статьи

Нарушение СМИ избирательного права | Статья в журнале...

Нарушение СМИ избирательного права. Автор: Зыкова Анастасия Валерьевна.

Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения

Незаконная предвыборная агитация, распространение ложной...

Виды нарушений в ходе предвыборной кампании

Законодательство Российской Федерации выделяет следующие виды нарушений

2. Ужесточение санкций за нарушения проведения предвыборной агитации, агитации по

4. По итогам проведения выборов предоставлять статистическую информацию через каналы теле...

Тенденции правового регулирования предвыборной агитации...

Регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации начинается с принятием Федерального закона от 12 июня 2002 года

До внесения в избирательное законодательство нормы о предвыборной агитации в сетевых изданиях применимы были только два подхода.

Правовые основы использования интеллектуальной собственности...

В 2006 г. в российское избирательное законодательство введен запрет агитации, нарушающей законодательство об интеллектуальной собственности. Нарушение данного запрета стало одним из оснований отказа в регистрации кандидата или списка кандидатов...

Использование чужой интеллектуальной собственности в период...

Предвыборная агитация в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

Как уже было отмечено, способы борьбы в рамках предвыборной агитации не должны

За нарушения данных требований кандидата могут отстранить от участия в выборах.

Роль СМИ в избирательных правоотношениях | Статья в журнале...

Нарушение СМИ избирательного права | Статья в журнале... Часть дел имеют отношение к отказу СМИ предоставлять печатную площадь для публикации агитаций во время выборов (по разным. Подводя итог, нужно отметить, что демократия в Российской Федерации неразрывно...

Административная ответственность за нарушение порядка...

Штрафы за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий

Российское административное законодательство давно нуждалось в пересмотре, в том числе и в

Проведение публичных мероприятий в целях предвыборной агитации и агитации по...

Ответственность региональных СМИ | Статья в журнале...

Статья 58-ая Федерального закона «О СМИ»: «Ответственность за ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой-то бы то, ни было форме со стороны граждан, должностных лиц, общественных объединений законной деятельности...

Контроль за соблюдением законодательства в области...

Регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации начинается с принятием Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Бурятия, Избирательная комиссия Республики, Российская Федерация, административная ответственность, предвыборная...

Похожие статьи

Нарушение СМИ избирательного права | Статья в журнале...

Нарушение СМИ избирательного права. Автор: Зыкова Анастасия Валерьевна.

Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах является публично-правовым средством обеспечения

Незаконная предвыборная агитация, распространение ложной...

Виды нарушений в ходе предвыборной кампании

Законодательство Российской Федерации выделяет следующие виды нарушений

2. Ужесточение санкций за нарушения проведения предвыборной агитации, агитации по

4. По итогам проведения выборов предоставлять статистическую информацию через каналы теле...

Тенденции правового регулирования предвыборной агитации...

Регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации начинается с принятием Федерального закона от 12 июня 2002 года

До внесения в избирательное законодательство нормы о предвыборной агитации в сетевых изданиях применимы были только два подхода.

Правовые основы использования интеллектуальной собственности...

В 2006 г. в российское избирательное законодательство введен запрет агитации, нарушающей законодательство об интеллектуальной собственности. Нарушение данного запрета стало одним из оснований отказа в регистрации кандидата или списка кандидатов...

Использование чужой интеллектуальной собственности в период...

Предвыборная агитация в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в

Как уже было отмечено, способы борьбы в рамках предвыборной агитации не должны

За нарушения данных требований кандидата могут отстранить от участия в выборах.

Роль СМИ в избирательных правоотношениях | Статья в журнале...

Нарушение СМИ избирательного права | Статья в журнале... Часть дел имеют отношение к отказу СМИ предоставлять печатную площадь для публикации агитаций во время выборов (по разным. Подводя итог, нужно отметить, что демократия в Российской Федерации неразрывно...

Административная ответственность за нарушение порядка...

Штрафы за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий

Российское административное законодательство давно нуждалось в пересмотре, в том числе и в

Проведение публичных мероприятий в целях предвыборной агитации и агитации по...

Ответственность региональных СМИ | Статья в журнале...

Статья 58-ая Федерального закона «О СМИ»: «Ответственность за ущемление свободы массовой информации, то есть воспрепятствование в какой-то бы то, ни было форме со стороны граждан, должностных лиц, общественных объединений законной деятельности...

Контроль за соблюдением законодательства в области...

Регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации начинается с принятием Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Бурятия, Избирательная комиссия Республики, Российская Федерация, административная ответственность, предвыборная...