Правовые особенности и институциональные риски государственного регулирования ОАО «РЖД» как электросетевой компании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Охотников, И. В. Правовые особенности и институциональные риски государственного регулирования ОАО «РЖД» как электросетевой компании / И. В. Охотников, И. В. Сибирко, А. В. Крюков. — Текст : непосредственный // Право: современные тенденции : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, октябрь 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/311/14534/ (дата обращения: 16.12.2024).



В рассмотрены правовые особенности государственного регулирования ОАО «РЖД» как мультиотраслевой компании. Предложен к организации электросетевого бизнеса ОАО «РЖД» в условиях реформирования электроэнергетической и железнодорожной отраслей экономики России.

Ключевые слова: государственное регулирование естественных монополий, электросетевой комплекс ОАО «РЖД», тарифное регулирование, управление рисками ОАО «РЖД», реформирование железнодорожной отрасли России.

ОАО «Российские железные дороги» — владелец 2-х инфраструктур: железнодорожной и электросетевой. Являясь российским национальным железнодорожным перевозчиком, одновременно является и одним из основных участников электроэнергетического рынка России. По физическому объему сетей и передаче электроэнергии ОАО «РЖД» является второй после ОАО «Российские сети» электросетевой компанией и одновременно крупнейшим потребителем электроэнергии в России.

Деятельность ОАО «РЖД» подлежит государственному регулированию в соответствии с Законом «О естественных монополиях» и отраслевым законодательством одновременно в двух отраслях — железнодорожном транспорте и электроэнергетике. С одной стороны, общая конфигурация систем регулирования в каждой из отраслей схожа. Есть Закон «О естественных монополиях» и отраслевые законы (соответственно, Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» и Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»). Их положения детализируются в постановлениях Правительства России. По форме схожи и задачи, решаемые органами регулирования: ведь основной целью регулирования является удовлетворение нужд потребителей соответствующих услуг и нахождения баланса интересов потребителей и регулируемых инфраструктур.

В то же время эти две системы регулирования существенно различаются в реализации и деталях. Что неизбежно — ведь это разные отрасли и виды деятельности и закономерно, что отраслевое регуляторное законодательство для них различается. Различаются как органы регулирования, так и содержание требований и ограничений, накладываемых отраслевым законодательством. В сфере железнодорожного транспорта основными субъектами регулирования являются Минтранс России, ФАС России (в лице Управления контроля транспорта и связи). В электроэнергетике это, соответственно, Минэнерго России и ФАС России (Управление контроля электроэнергетики). Нормативно-правовая база каждой из рассматриваемых сфер содержит специфические требования, которые не всегда идентичны или имеют аналоги в законодательстве, применимом в другой отрасли. Например, есть конкретные различия в организации раздельного учета и в механизмах формирования инвестиционных программ.

Таких нестыковок между положениями нормативных актов, касающихся регулирования двух различных видов деятельности — железнодорожных перевозок и передачи электроэнергии, очень много. Нормы отраслевого законодательства координируют исключительно работу соответствующей отрасли. В силу того, что законодательные акты обязательны для исполнения, требования одной сферы «накладываются» на требования другой, что приводит к правовым коллизиям для ОАО «РЖД».

Устранить такие расхождения практически невозможно, да и нецелесообразно. При этом стоит иметь в виду, что законодательство для обеих отраслей продолжает совершенствоваться, в том числе в направлении дальнейшей детализации уже существующих требований. С большой долей вероятности при изменении отдельных норм законодательства об электроэнергетике, органы регулирования не будут учитывать особенности положения и последствий нововведений для компаний, которые хоть и осуществляют передачу электроэнергии, но эта деятельность не является для них основной, то есть, таких компаний, как ОАО «РЖД». Законодатель не будет создавать нормы, учитывающие специфику деятельности ОАО «РЖД» в сфере передачи электроэнергии. Все это означает, что нестыковки между двумя отраслевыми нормативно-правовыми базами будут только множиться, а это будет оказывать негативное влияние на деятельность ОАО «РЖД» в обеих отраслях.

Согласно Статье 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» все субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности. Данное требование детализируется в Статье 43 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», которая указывает, что субъекты электроэнергетики обязаны вести раздельный учет продукции, доходов и затрат по следующим видам деятельности в сфере электроэнергетики: производству электрической энергии; передаче электрической энергии (в том числе эксплуатации объектов электросетевого хозяйства); реализации (сбыту) электрической энергии; оперативно-диспетчерскому управлению.

Кроме того, обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии установлен одним из принципов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. Таким образом, регулирование тарифов (цен) основывается на принципе обязательности раздельного учета доходов и расходов по передаче электрической энергии. Повторный учет одних и тех же расходов в иных видах деятельности не допускается. Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике утвержден приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585. Он устанавливает формы отчетности, содержащей данные раздельного учета, которая должна предоставляться территориальными сетевыми компаниями в региональные органы регулирования, а также принципы и перечень показателей, по которым субъекты естественных монополий должны вести раздельный учет.

Аналогичные требования раздельного учета установлены и для организаций железнодорожного транспорта. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 871 «О формировании отчетности ОАО «РЖД» по видам деятельности», общество обязано представлять информацию о доходах, расходах и результатах финансово-хозяйственной деятельности по следующим видам деятельности: грузовые перевозки; содержание и эксплуатация инфраструктуры; предоставление услуг локомотивной тяги; пассажирские перевозки в дальнем следовании; пассажирские перевозки в пригородном сообщении; ремонт подвижного состава; строительство объектов инфраструктуры; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; содержание социальной сферы; прочие виды деятельности [5].

Правила раздельного учета в данной сфере утверждены приказом Минтранса России от 31.12.2010 № 311 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД» [7]. Они устанавливают обязанность ОАО «РЖД» вести раздельный учет доходов и расходов по всем вышеперечисленным видам деятельности и содержат детальную классификацию номенклатуры статей доходов и расходов для целей раздельного учета. Стоит отметить, что в структуре расходов, согласно указанным Правилам, отдельной строкой должны выделяться расходы на хозяйство электрификации и электроснабжения. Они, в свою очередь, должны подразделяться на, как минимум, 30 статей расходов, включая расходы на текущее обслуживание, капитальные ремонт линий электропередачи, высоковольтных линий автоблокировки и диспетчерской централизации, контактной сети, тяговых и трансформаторных подстанций, пунктов параллельного соединения, устройств наружного освещения, систем коммерческого учета электроэнергии и т. д.

Представленная классификация не содержит разделения расходов на электросетевое хозяйство для целей потребления электроэнергии для собственных нужд ОАО «РЖД» и для передачи ее сторонним потребителям. И в целом документ предназначен для учета соответствующих доходов и расходов при регулировании тарифов по основной деятельности ОАО «РЖД» — железнодорожным перевозкам.

Действующая в рамках ОАО «РЖД» система управленческого учета и отчетности, которая основана на Порядке ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности ОАО «РЖД», и соответствующая ей система бухгалтерского учета принципиально отличаются от отчетности, требуемой по законодательству об электроэнергетике. Этот факт побудил главного бухгалтера ОАО «РЖД» Г. В. Крафт выступить с предложением «рассмотреть вопрос о выделении данного вида деятельности в самостоятельное юридическое лицо» (из письма Г. В. Крафт от 22.02.2012 № исх-2930/ЦБС на имя старших вице-президентов ОАО «РЖД» В. И. Решетникова и В. В. Михайлова). Однако, тогда решение о выделении вида деятельности по передаче электроэнергии по сетям было сочтено нецелесообразным, а раздельный учет было решено строить «аналитическими методами».

В настоящий момент принципы и правила разделения расходов, возникающих в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии, зафиксированы в «Методике формирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «РЖД» (утверждена распоряжением ОАО «РЖД» от 07.08.2012г. № 1599р). Проблема заключается в том, что органы тарифного регулирования в электроэнергетике не обязаны признавать данный подход к организации раздельного учета и считать его достаточно обоснованным наравне с выделенным официальным бухгалтерским учетом. Это повлияет на выгодность тарифного регулирования для ОАО «РЖД». Они имеют право относиться к нему как к не более, чем информационно-справочному материалу и принимать тарифные решения для ОАО «РЖД» из своих соображений.

В этой связи, раздельный учет по виду деятельности «передача электроэнергии» в соответствии с действующим законодательством «об электроэнергетике» не ведется в ОАО «РЖД» и не может вестись в силу нестыковки с требованиями по ведению раздельного учета в соответствии с законодательством «о железнодорожном транспорте». В настоящее время в ОАО «РЖД» завершаются работы по организации этого учета аналитическими методами, но органы тарифного регулирования в электроэнергетике не обязаны, безусловно, принимать результаты такого учета.

Реализуемая государством политика создаёт ряд рисков и проблем для электросетевой деятельности ОАО «РЖД»: во-первых, планируется консолидация мелких территориальных сетевых организаций в более крупные; во-вторых, для усиления координации между разными уровнями контроля электросетевого комплекса от ОАО «РЖД» потребуется выполнение разрабатываемого единого технического регламента эксплуатации электрических сетей; в-третьих, основными критериями при формировании инвестиционных и ремонтных программ ОАО «РЖД» должны стать доказанные и обоснованные показатели качества и надежности, что крайне затруднительно в условиях существующей структуры взаимодействия и управления; в-четвертых, предусматривается повышение материальной ответственности в соответствии с общеизвестным принципом «take or pay» инвесторов и региональных властей за загрузку строящихся для них мощностей; в-пятых, в рамках государственного контроля и повышения ответственности электросетевых компаний усилены механизмы показаний и штрафов: ожидаемое увеличение претензий и требований со стороны регионов к ОАО «РЖД» повлечет рост штрафных санкций в адрес Компании.

Текущая ситуация относительно технологического присоединения характеризуется следующими факторами: во-первых, ежегодным прогрессирующим ростом заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «РЖД»; во-вторых, отсутствием соответствующего финансирования у ОАО «РЖД» на создание условий для технологического присоединения новых потребителей: дефицит средств на удовлетворение существующих заявок — свыше 3 млрд. рублей. В этой связи, среди наиболее вероятных последствий ожидаются следующие: во-первых, существует высокая вероятность увеличения размера штрафов для ОАО «РЖД» за невыполнение требований технологического присоединения (два иска по 36 млн. руб. уже поданы); во-вторых, рост недовольства потребителей и администраций регионов.

Сложившиеся условия требуют пересмотра модели организации электросетевого хозяйства ОАО «РЖД». С этой целью в ОАО «РЖД» разрабатывается Концепция формирования и развития электросетевого бизнеса ОАО «РЖД». Концепция разрабатывается в рамках проводимых ОАО «РЖД» работ по анализу проблем и определению стратегии развития электросетевого комплекса. В Концепции предложены варианты решения накопившихся противоречий и обеспечения развития электросетевого комплекса ОАО «РЖД» без нарушения единого производственного и технологического процесса железнодорожных перевозок.

На основании проведенного анализа целевым предлагается рассматривать вариант передачи в аренду распределительных электросетей ОАО «РЖД» электросетевой компании ОАО «РЖД» (ЭСК ОАО «РЖД»). Передача в аренду распределительных электросетей ОАО «РЖД» ЭСК ОАО «РЖД»:

во-первых, позволит сформировать единый «центр ответственности» за оказание услуг по передаче электроэнергии перед органами государственного регулирования тарифов;

во-вторых, позволяет полностью вынести за периметр ОАО «РЖД» деятельность, связанную с оказанием услуг по передаче электроэнергии;

в-третьих, позволяет сформировать собственную инвестиционную программу;

в-четвертых, обеспечит возможность полного обоснования затрат на деятельность по передаче электроэнергии при тарифном регулировании;

в-пятых, позволяет построить региональную систему управления учета и отчетности.

Литература:

  1. Федеральный закон РФ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О естественных монополиях»//www.consultant.ru
  2. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 30.03.2016) «Об электроэнергетике» // www.consultant.ru
  3. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // www.consultant.ru
  4. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (ред. от 31.12.2015) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тариф) в электроэнергетике» // www.consultant.ru
  5. Постановление Правительства РФ от 29.12.2004 № 871 «О формировании отчетности ОАО «РЖД» // www.consultant.ru
  6. Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации / Распоряжение Правительства РФ от 03.04.2013 № 511-р. //www.consultant.ru
  7. Приказ Минтранса России от 31.12.2010 № 311 «Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД» //www.consultant.ru
  8. Стратегия научно-технического развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и перспективу до 2025 года (далее — «Белая книга») / Официальный сайт Центра инновационного развития — филиала ОАО «РЖД»// http://rzd-expo.ru
  9. Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» на период 2016–2020 годов / Официальный сайт Центра инновационного развития — филиала ОАО «РЖД»// http://rzd-expo.ru
  10. Охотников, И. В. Реформирование железнодорожного транспорта России: риски институциональных преобразований // Предпринимательство. — 2014. — № 7.
  11. Разработка технико-экономического обоснования моделей функционирования электроэнергетики ОАО «РЖД» в условиях структурного преобразования отрасли: отчет о НИР ПГУПС; рук. Е. А. Федоров; исполн.: Е. А. Федоров. — СПб: ПГУПС, 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): раздельный учет, электрическая энергия, вид деятельности, передача электроэнергии, раздельный учет доходов, железнодорожный транспорт, тарифное регулирование, расход, электроэнергетика, отраслевое законодательство.

Ключевые слова

тарифное регулирование, государственное регулирование естественных монополий, электросетевой комплекс ОАО «РЖД», управление рисками ОАО «РЖД», реформирование железнодорожной отрасли России

Похожие статьи

Правовой статус ОАО «Российские железные дороги» и актуальные вопросы его компетенции

В данной статье изучается система организационно-правовых аспектов, связанных с образованием и развитием открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Автор изучает ряд правовых актов, которые повлияли на создание и развитие этой орга...

Система нормативно-правового регулирования холдинговых компаний в Российской Федерации

В данной статье рассмотрена проблема отсутствия системного нормативно-правового регулирования при формировании и функционировании холдинговых компаний на территории Российской Федерации. Проанализированы действующие нормативные акты, на предмет их со...

Совершенствование системы саморегулирования в строительстве в России

Научная статья посвящена разработке инструментов и механизмов при использовании которых возможно совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности на территории Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена высокой к...

Правовое регулирование акционерных обществ в отдельных сферах предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены основные направления правового регулирования акционерных обществ в отдельных сфера предпринимательской деятельности. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормат...

Европейские стандарты платежеспособности для страховых компаний Solvency II в ЕС и РФ на современном этапе

В статье анализируется содержание европейских стандартов для страховых компаний Solvency II. Изучается их предыстория и введение в рамках ЕС. Рассматриваются преимущества и недостатки нового режима регулирования страхового сектора. Прогнозируются воз...

Исследование рынка услуг сотовой связи Приморского края (на примере компании ОАО «МТС)

В данной статье рассмотрены особенности развития рынка услуг сотовой связи в Приморской крае на примере организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Описаны основные направления развития, проведён анализ основных показателей деятельности компании и опред...

Анализ системы антикризисного управления в ОАО «Российские железные дороги»

В данной статье проведен анализ теоретических аспектов антикризисного управления компанией, также анализ грузоперевозок по различным видам транспорта в период с 2019 по 2021 гг. Согласно статистике, которая приводится в данной статье, наблюдается гра...

Инновационные технологии «зеленой экономики» в нефтегазовом комплексе РФ

Проведен анализ действий, необходимых для становления экономики и устранении негативных экологических последствий в нефтегазовом комплексе Российской Федерации. Рассмотрены технологии, разработанные и внедренные в производство глобальной энергетическ...

Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...

Ключевые аспекты функционирования вертикально интегрированных нефтегазовых компаний

В статье рассматриваются ключевые аспекты функционирования вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Автор дифференцирует ключевые аспекты функционирования на внешние и внутренние, развивая внутренние типологии по каждому направлению. По отн...

Похожие статьи

Правовой статус ОАО «Российские железные дороги» и актуальные вопросы его компетенции

В данной статье изучается система организационно-правовых аспектов, связанных с образованием и развитием открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Автор изучает ряд правовых актов, которые повлияли на создание и развитие этой орга...

Система нормативно-правового регулирования холдинговых компаний в Российской Федерации

В данной статье рассмотрена проблема отсутствия системного нормативно-правового регулирования при формировании и функционировании холдинговых компаний на территории Российской Федерации. Проанализированы действующие нормативные акты, на предмет их со...

Совершенствование системы саморегулирования в строительстве в России

Научная статья посвящена разработке инструментов и механизмов при использовании которых возможно совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности на территории Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена высокой к...

Правовое регулирование акционерных обществ в отдельных сферах предпринимательской деятельности

В данной статье рассмотрены основные направления правового регулирования акционерных обществ в отдельных сфера предпринимательской деятельности. Проведен правовой анализ существующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации и других нормат...

Европейские стандарты платежеспособности для страховых компаний Solvency II в ЕС и РФ на современном этапе

В статье анализируется содержание европейских стандартов для страховых компаний Solvency II. Изучается их предыстория и введение в рамках ЕС. Рассматриваются преимущества и недостатки нового режима регулирования страхового сектора. Прогнозируются воз...

Исследование рынка услуг сотовой связи Приморского края (на примере компании ОАО «МТС)

В данной статье рассмотрены особенности развития рынка услуг сотовой связи в Приморской крае на примере организации ОАО «Мобильные ТелеСистемы». Описаны основные направления развития, проведён анализ основных показателей деятельности компании и опред...

Анализ системы антикризисного управления в ОАО «Российские железные дороги»

В данной статье проведен анализ теоретических аспектов антикризисного управления компанией, также анализ грузоперевозок по различным видам транспорта в период с 2019 по 2021 гг. Согласно статистике, которая приводится в данной статье, наблюдается гра...

Инновационные технологии «зеленой экономики» в нефтегазовом комплексе РФ

Проведен анализ действий, необходимых для становления экономики и устранении негативных экологических последствий в нефтегазовом комплексе Российской Федерации. Рассмотрены технологии, разработанные и внедренные в производство глобальной энергетическ...

Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...

Ключевые аспекты функционирования вертикально интегрированных нефтегазовых компаний

В статье рассматриваются ключевые аспекты функционирования вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Автор дифференцирует ключевые аспекты функционирования на внешние и внутренние, развивая внутренние типологии по каждому направлению. По отн...