В работе представлены точки зрения отечественных и зарубежных ученых по предметной сущности управленческого учета. Представлены отличия управленческого учета от финансового. Рассмотрена важность применения системы управленческого учета в ОАО «РЖД». Отражены особенности управленческого учета доходов и расходов на предприятиях железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: бухгалтерский учет, управленческий учет, система управленческого учета, железнодорожный транспорт, номенклатура расходов и доходов основных видов деятельности.
Управленческий учет, как часть бухгалтерского учета, выделился в 20 веке и был признан информационной системой, удовлетворяющей потребности менеджеров в своевременной, достоверной, первичной информации о деятельности организации. Система управленческого учета позволяет оптимизировать процесс управления компанией, представляя собой информационный фундамент принятия обоснованных управленческих решений.
В широком смысле управленческий учет можно определить, как самостоятельный вид деятельности, обеспечивающий аппарат управления организации информационной поддержкой, необходимой для осуществления своих функций (планирование, организация, мотивация, координация, контроль) Данный процесс включает: идентификацию, измерение, накопление, хранение, обеспечение безопасности, анализ, интерпретацию и предоставление информации, необходимой управленческому звену организации. [1]
В узком смысле управленческий учет представляет собой систему сбора, хранения, обработки, анализа и предоставления информации, необходимой для принятия управленческих решений, анализа и планирования деятельности предприятия, обеспечения эффективного использования ресурсов, контроля за полнотой учета, а также подготовка финансовой отчетности для внутренних пользователей организации.
Так, Колин Друри определяет управленческий учет как процесс идентификации экономически значимой информации ее измерения и передачи пользователям, что позволяет им вырабатывать обоснованные суждения и принимать взвешенные решения. [5]
В отечественной практике чаще всего управленческий учет трактуется в широком смысле и восходит от английского термина “managementaccounting”. Согласно методическим указаниям по организации и ведению управленческого учета в компаниях, разработанным Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, управленческий учет — это процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и представления финансовой и производственной информации, на основании которой руководством предприятия принимаются оперативные и стратегические решения. Данное определение соответствует международным стандартам в области управленческого учета и наиболее полно описывает сущность данной подсистемы бухгалтерского учета для управления хозяйствующими субъектами.
Т. А. Карпова в своей книге «Управленческий учет» приводит следующее определение: «Управленческий учет — это область знаний, необходимая каждому предпринимателю для планирования, контроля и координации своей деятельности и принятия эффективных управленческих решений». [2]
Созвучное определение дается О. Д. Кавериной, которая трактует управленческий учет как поставщик информации для клиента, которым в свою очередь является менеджер. [3]
Обобщая все выше изложенное, можно сделать вывод о том, что управленческий учет заключается не просто в учете экономических показателей компании, а в эффективном управлении экономическим субъектом на основании собранной информации, посредством планирования, контроля и регулирования управленческой деятельностью и процесса принятия управленческих решений. По мнению американского профессора, в области бухгалтерского учета, Ч. Хорнгрена, успех управленческого учета, зависит от того, улучшаются ли результаты управленческих решений из-за получения менеджерами специальной информации или нет. [4]
Особенности управленческого учета заключаются в его отличительных чертах от финансового учета. К таким чертам относятся:
необязательный характер ведения;
предоставление информации для внутренних пользователей организации;
данные в системе управленческого учета не являются открытой информацией и не подлежат разглашению;
оперативность предоставляемой информации;
свобода выбора состава учитываемых показателей;
информация может предоставляться с необходимой частотой, так как отсутствуют строгие временные рамки.
Вопросы, связанные с организацией управленческого учета, носят дискуссионный характер, особенно в тех случаях, когда речь заходит о крупных компаниях со сложной организационно-функциональной структурой управления, поскольку способы управленческого воздействия на решение поставленных задач в них очень специфичны. В современных условиях наблюдается повышенный интерес к данной проблеме в организациях транспортной отрасли, в том числе и на предприятиях железнодорожного транспорта.
Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний момент особый характер технико-экономических процессов организаций железнодорожного транспорта не полностью раскрыт. Однако вопросы управления издержками и результатами экономической деятельности в железнодорожной отрасли были рассмотрены в исследованиях следующих ученых: Н. Г. Смеховая, А. С. Чудов, Б. М. Лапидус и другие.
Так как железнодорожный транспорт со специфичными технико-экономическими процессами представляет собой системообразующую отрасль Российской Федерации и оказывает большое влияние на развитие экономики страны, то вопросы, обозначенные выше, несомненно важны.
Для поддержания роста экономической составляющей России необходимо развитие и совершенствование работы железнодорожного транспорта с помощью оптимизации бизнес-процессов компаний. Ключевыми направлениями повышения эффективности деятельности железнодорожного транспорта становится оптимизация собственных расходов путем внедрения новых технологий. В связи с этим важную роль играет правильная разработка и качественное внедрение в деятельность организации системы управленческого учета, позволяющей в реальном времени отслеживать совершенные хозяйственные операции и реагировать на происходящие изменения.
Особенность системы управленческого учета на предприятиях железнодорожного транспорта связана со спецификой технико-экономических процессов. Она заключается в том, что результатом деятельности компании является предоставление услуг, в том числе перевозки, которые нельзя накопить или отложить в запас. Поэтому к организации калькуляции затрат в системе управленческого учета предоставляются ряд дополнительных требований:
своевременное, полное и достоверное документирование фактических затрат на момент их возникновения, обеспечивающее объективность принятия управленческих решений;
группировка и учёт расходов по центрам возникновения затрат и центрам ответственности, видам деятельности и укрупненным видам работ;
определение отклонений фактических расходов от установленных норм или плановых заданий, причин и виновников, способствует оперативному управлению расходами, обеспечивающее возможность их устранения непосредственно в процессе формирования эксплуатационных расходов.
Еще одной особенностью транспортной отрасли является ограниченность снижения эксплуатационных затрат определенными технологическими процессами, связанными с безопасностью движения поездов, охраной труда и уровнем надёжности техники [6].
В настоящее время ведение раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО «РЖД» установлено в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 декабря 2010 года N 311 «Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества «Российские железные дороги»»
Согласно данному приказу учет осуществляется на основе:
номенклатуры расходов и доходов основных видов деятельности ОАО «РЖД»;
распределения расходов от обычных видов деятельности, прочих доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД»;
распределения доходов, расходов от перевозок по тарифным составляющим ОАО «РЖД»;
распределения доходов, расходов в регулируемом (естественно-монопольном) и нерегулируемом (конкурентном) секторах при осуществлении пассажирских перевозок в дальнем следовании ОАО «РЖД»;
распределения доходов, расходов при осуществлении пассажирских перевозок в пригородном сообщении по субъектам Российской Федерации ОАО «РЖД». [7]
Основным документом, по которому происходит управление затратами и доходами, является номенклатура доходов и расходов. В соответствие с ней управление затратами осуществляется по видам деятельности, разделенные на две группы. В первую группу входят виды деятельности, связанные с осуществлением перевозок, предоставлением услуг инфраструктуры и локомотивной тяги. Ко второй группе относятся следующие виды работ: НИОКР, ремонт подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры, предоставление услуг социальной сферы и прочие работы.
Особенность первой группы заключается в том, что услуги, которые она оказывает, носят комплексный характер, то есть предоставляются по всей сети дорог. Учет расходов в этой группе ведется раздельно по видам деятельности и включает в себя распределение части расходов на ремонт подвижного состава, содержание инфраструктуры железнодорожного транспорта, локомотивную тягу и т. д. Исходя из того, что для распределения расходов по видам деятельности в первой группе используются натуральные показатели уровней железных дорог и в целом ОАО «РЖД», то расходы разделяются по уровням железных дорог, не учитывая затраты по объектам их функциональных филиалов, или на уровне ОАО «РЖД» в целом. Доходы и финансовый результат определяются только на уровне территориального филиала или ОАО «РЖД» в целом.
В отличие от видов деятельности первой группы, во второй группе, согласно номенклатуре, обеспечивается постатейный раздельный учет прямых производственных расходов по видам деятельности в структурных подразделениях. Доходы, расходы и финансовый результат во этой группе определяются в рамках каждого структурного подразделения ОАО «РЖД», выполняющего соответствующую работу.
Таким образом, одной из основных задач внедрения управленческого учета в ОАО «РЖД» является организация раздельного учета затрат, который в свою очередь помогает обеспечить прозрачность калькулирования себестоимости услуг по каждому направлению деятельности, что способствует минимизации эксплуатационных издержек, принятию важных управленческих решений в установлении цен на продукцию и услуги, а также вложению собственных средств в инновационные технологии.
В заключении хотелось бы отметить, что правильное использование системы управленческого учета создает у компании и ее структурных подразделений солидный запас прочности и повышает ее эффективность, а значит усиливает ее способность к защите своих интересов и способность получить большую прибыль или создать больший бюджет продвижения.
Литература:
- Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. — М.: Омега-Л, 2007. — 582 c.
- Карпова Т. А. Управленческий учет: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 351 с.
- Каверина О. Д. Управленческий учет: теория и практика: Учебник для бакалавров. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт, 2014. — 488 с.
- Хорнгрен Ч. Т. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: пер. с англ. / Ч. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 416 с.
- Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений: Учебник /Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 655 с.
- Мачерет Д. А. Совершенствование методов планирования и регулирования эксплуатационных расходов. //Экономика железных дорог, 2002, № 8. С.15–28.
- Учетная политика открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Утв. Приказом ОАО «РЖД» от 31.12.2010 г. № 235.
- Официальный сайт ОАО «РЖД». URL: http:// www.rzd.ru