Особенности исчисления и уплаты региональных налогов (на примере Республики Алтай)
Авторы: Алушкин Дмитрий Евгеньевич, Искандарян Армен Борисович
Рубрика: 7. Финансовое право
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Юридические науки: проблемы и перспективы» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 06.05.2018
Статья просмотрена: 340 раз
Библиографическое описание:
Алушкин, Д. Е. Особенности исчисления и уплаты региональных налогов (на примере Республики Алтай) / Д. Е. Алушкин, А. Б. Искандарян. — Текст : непосредственный // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/298/14250/ (дата обращения: 16.12.2024).
Порядок перечисления и общий принцип исчисления региональных налогов определяется на федеральном уровне, в свою очередь законодательством региона регулируется предоставление конкретных льгот и ставок налога.
В полномочиях субъекта находится установление размера транспортного налога, налога на игорный бизнес и налог на имущество организации [1].
Транспортный налог
Размер налоговой ставки региона зависит от экономической способности налогоплательщика по ее оплате и ее целесообразности. Примером служит налоговая политика Московской области, которая считается одной из самых эффективных, не случайно она признается регионам “донором”, и размер налоговой ставки существенно выше [2] по сравнение с дотационными регионами, таких как Республика Алтай. Это видно по размеру ставки налога на легковые автомобили (таблица 1).
Соответствующие компетентные органы субъекта издают законы, на территории Республики Алтай этим законодательным органом является Государственное Собрания — Эл Курултай, которое принимает постановление.
Транспортный налог распространяется на транспортные средства (установленных ст. 358 НК РФ), зарегистрированных на территории республики Алтай. Ставки транспортного налога, порядок и сроки его уплаты, налоговые льготы и основания их использования установлены законом [3].
Согласно сравнительному анализу налоговая ставка на транспортные средства в Республике Алтай увеличена, чем это предусмотрена Налоговым Кодексом РФ от 2 до 8 раз (таблица 1).
Таблица 1
Ставки по транспортному налогу вРеспублике Алтай иМосковской области
Наименование объекта налогообложения |
ставка НК РФ (в рублях) |
ставка вРА(в рублях) |
Увеличена субъектом в … раза |
Ставка вМО |
Увеличена субъектом в … раза |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): До 100 л.с. вкл Свыше 100 л.с. до 150 л.с. вкл Свыше 150 л.с. до 200 л.с. вкл Свыше 200 л.с. до 250 л.с. вкл Свыше 250 л.с. |
2,5 3,5 5 7,5 15 |
10 14 20 45 120 |
4 4 4 6 8 |
10 34 49 75 150 |
2,5 9,7 9,8 10 10 |
Отметим, что законам субъекта предусмотрена дополнительная категория на легковые автомобили: До 90 л.с. (до 66,19 кВт) вкл. и ставка по ней составляет 8. Были рассмотрены и другие транспортные налоги и не найдено ни одного объекта налогообложения ставка, которого по транспортному налогу на территории республики Алтай остается или была уменьшена в размерах предусмотренных НК РФ.
Также, законом субъекта предусматриваются налоговые льготы и основания для их использования. В республике Алтай предусмотрены льготы для: 1. “Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации …” [3, п. а ч.1 ст. 3] (таблица 2) 2. “организаций автотранспорта общего пользования городского, пригородного сообщения (кроме такси) по транспортным средствам [3, п. б ч.1 ст. 3]” (таблица 3) 3. “социальных инвесторов…”.
Таблица 2
Льготная ставка по транспортному налогу вРА
Наименование объекта налогообложения |
ставка вРА (в рублях) |
льготная ставка (в рублях) |
Уменьшена в … раза |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): До 100 л.с.включительно Свыше 100 л.с. до 150 л.с. вкл Свыше 150 л.с. до 200 л.с. вкл |
10 14 20 |
1 1,4 2 |
10 10 10 |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): До 20 л.с. вкл Свыше 20 л.с. до 35 л.с.вкл Свыше 35 л.с. |
4 6,5 19,5 |
0,4 0,8 2 |
10 8,125 9,75 |
Данная ставка предусмотрена только для “одной единицы транспортного средства по выбору налогоплательщика”.
Таблица 3
Льготная ставка по транспортному налогу вРА
Наименование объекта налогообложения |
ставка вРА (в рублях) |
Льготная ставка (в рублях) |
Уменьшена в … раза |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): До 200 л.с. вкл Свыше 200 л.с. |
30 40 |
10 20 |
3 2 |
Как можно увидеть из сравнительной таблицы, в Республике Алтай налоговые ставки снижены от 2–10 раз.
Для предоставления соответствующей льготы необходимо предоставление письменного заявления налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения транспортного средства, а также документов, подтверждающих право на льготу [3, ч. 3 ст. 3].
Рассмотрим порядок принятия или отмене налоговых льгот на территории Республики Алтай [4, ст. 2].
- Налогоплательщик предоставляет свое предложение в исполнительный орган, “осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли”. Отметим, что налогоплательщик вправе предоставить материалы, наряду с самим предложением, такие как расчет предполагаемой эффективности, обоснования и цели установления налоговых льгот и другие материалы установленные в законодательстве [4, ст. 3].
- На рассмотрение данного предложения исполнительному органу предоставляется 15 дней, со дня получения и выносит заключение, положительное или отрицательное. Помимо предложения налогоплательщика, исполнительный орган предоставляет материалы, содержащие: категорию налогоплательщиков для предоставления льготы, оценку эффективности и потерь консолидированного бюджета от данной льготы, предложение о порядке ведения и сроки [4, ст. 4].
- Данное заключение направляется в “уполномоченный орган в сфере финансов”
-
Данный орган вместе с исполнительным органом государственной власти в сфере экономики рассматривают в течение 1 месяцы и выносят заключение, положительное отрицательное.
- В случае отрицательного заключения, оно возвращается в исполнительный орган направившее предложение об установлении налоговых льгот.
- В случае положительного заключения уполномоченный финансовый орган разрабатывает проект закона, которые в последующем рассматривается Государственным Собранием-Эл Курултай.
Существенными условиями для принятия предложения служит ее экономическая целесообразность данной налоговой льготы. Потери консолидированного бюджета не должны превысить эффективность использования налоговой льготы, в противном случае это будет поводом для ее отклонения. Необходимо найти золотую середину между интересами бюджета и налогоплательщика.
Налог на имущество организаций
Данный налог относится к группе региональных налогов и сборов, обязателен к уплате на всей территории региона. Как видно из самого названия налога, плательщиком признается организация, имеющее на балансе движимое и недвижимое имущество, которое является объектом налогообложения. Законодательные органы субъекта РФ вправе издавать законы, в которых определяет налоговую ставку, в рамках установленных законом, а также порядок и сроки уплаты налога. В республике Алтай налоговая ставка по данному налогу регулируется законом субъекта [5].
Налоговая ставка на имущество организаций не может превышать 2,2 процентов от налоговой базы [1, ст. 380]. В Республике Алтай она равно именно этой сумме предусмотренной в рамках Налогового Кодекса РФ. Данная ставка не распространяется на определенное имущество организаций или на определенную хозяйственную деятельность организации, поэтому процент может быть существенно ниже к примеру: “налоговая ставка устанавливается в размере 0,7 процента от налоговой базы в отношении имущества газораспределительных сетей” [5, ч.1 ст. 1].
Такая ставка налога на имущество организации обусловлена тем, что Республика Алтай является дотационным субъектом, поэтому необходимо обеспечить максимальное поступление средств в бюджет республики.
Субъект РФ устанавливает срок и порядок уплаты налогов. В Республике Алтай “налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом” [5, ч.2 ст. 2].
Налоговая льгота на имущество организации нужна, прежде всего, для привлечения инвестиционных ресурсов. Она необходима для развития республики в целом. Возможно и временное предоставление налоговых льгот. Стоит помнить, что широкое применение льгот может снизить показатели финансового обеспечения обязательств бюджета.
Налог на игорный бизнес
Игорный бизнес в России может развиваться только в пяти специально отведенных для этого зонах: Алтайский край, республика Крым, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область, в число которых Республика Алтай не входит. Регулирование игорной деятельности порядок создания, ликвидации, установление границ игорной зоны, как правило, осуществляется субъектом РФ по согласованию с Правительством РФ [6]. В этих зонах, налог на игорный бизнес служит дополнительным доходом в бюджет региона, к примеру: Алтайский край за 2017 год привнес в бюджет 34 млн. рублей налоговых отчислений.
Подводя итог, стоит помнить, что компетентными законодательными органами субъекта РФ необходимо проводить тщательный анализ и планирование налоговой политики, в разработке и принятии законов.
Литература:
- Налоговый Кодекс РФ (7 марта 2018 ред.)
- Закон Московской области от 16 ноября 2002 года N 129/2002-ОЗ (с изменениями на 22 октября 2014 года)
- Закон от 27 ноября 2002 г. N 7–12 «О транспортном налоге на территории Республики Алтай» (от 29.09.2017 N 43-РЗ).
- Закон Республики Алтай от 29 июня 2006 года N 47-РЗ О порядке принятия решения об установлении налоговых льгот или их отмене в Республике Алтай (с изменениями на 14 мая 2007 года)
- Закон от 21 ноября 2003 года N 16–2 «О налоге на имущество организаций на территории Республики Алтай» (в редакции от 29.09.2017 N 43-РЗ).
- ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»