Полномочия органов местного самоуправления в области экологии (на примере Самарской области) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 02.06.2019

Статья просмотрена: 2604 раза

Библиографическое описание:

Захарова, Е. А. Полномочия органов местного самоуправления в области экологии (на примере Самарской области) / Е. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/339/15137/ (дата обращения: 16.12.2024).



Окружающая нас природная среда служит материальной основой жизни, местом размещения жилища, коммунального, культурно-бытового обслуживания и отдыха людей. Охрана природной среды — необходимое условие для благополучной жизни человека. Деятельностью по охране окружающей среды наделены органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и некоммерческие организации, юридические и физические лица это деятельность направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

По мнению М. И. Васильевой: «Природоохранные полномочия органов местного самоуправления — это их право и обязанность решать вопросы местного значения в сфере охраны окружающей среды, а также осуществлять передаваемые им в установленном законом порядке отдельные государственные полномочия в этой сфере. Выполнение этих полномочий направлено на сохранение и восстановление окружающей природной среды, благоприятной для проживания населения, на предотвращение и уменьшение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение компенсации причиняемого экологического вреда. Природоохранные полномочия органов местного самоуправления определены законодательством РФ прямым закреплением, а также муниципальным законодательством — посредством их включения в перечень вопросов местного значения» [13].

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, следующим образом. В статье 7 указанного закона определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды [1].

К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Кроме того, органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные государственные полномочия, что предусмотрено федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2]. В статье 19 указанного закона определен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

  1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
  2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации — законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается [2].

Для сбалансированного решения задач по сохранению благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов необходимо согласованное участие государства и муниципальных образований в природоохранной деятельности.

Хотелось бы отметить полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законом Самарской области от 06.04.2010 г.№ 36-ГД (ред. от 14.03.2019 г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды»:

«1. По осуществлению регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории соответствующего муниципального образования и не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в следующих сферах:

а) государственный надзор в области обращения с отходами;

б) государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

в) государственный надзор в области охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному надзору.

2. По учету объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, полномочием по государственному экологическому надзору за которыми наделены органы местного самоуправления» [4].

В части 2 статьи 2 Закона Самарской области № 36-ГД определено следующее: «В целях обеспечения выполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления наделяются правом утверждать перечни должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор» [4].

В городском округе Самара указанные полномочия осуществляет Администрация городского округа Самара в лице Департамента городского хозяйства и экологии на территории городского округа Самара.

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления вышеуказанных государственных полномочий осуществляют органы государственной власти области следующим образом:

  1. министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области контролирует само осуществление переданных отдельных государственных полномочий;
  2. министерство управления финансами Самарской области — использование предоставленных для этого финансовых средств;
  3. министерство имущественных отношений Самарской области следит за использованием материальных ресурсов, предоставленных для осуществления отдельных государственных полномочий.

Также Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрено следующее: «органы местного самоуправления муниципального района в области охраны окружающей среды и природопользования наделены полномочием осуществлять муниципальный лесной контроль (данное полномочие применительно только к категориям «городские леса») [2].

В целях обеспечения государственных полномочий и для реализации органами местного самоуправления данных полномочий муниципальными органами Самарской области принято ряд нормативных актов:

1) Постановление Администрации городского округа Самара от 22.12.2011 г.№ 2017 (ред. от 26.05.2016 г.) «Об утверждении Порядка ведения учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории городского округа Самара» [7];

2) Постановление Администрации городского округа Чапаевск Самарской области от 04.02.2016 г. № 142 (ред. от 06.07.2017 г.) «Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории городского округа Чапаевск и не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору» [8];

3) Распоряжение Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 06.04.2011 г.№ 50-р «Об утверждении Административного регламента по осуществлению отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа Новокуйбышевск» [9].

Осуществлять экологические функции органам местного самоуправления помогают различные общественные организации, общественные советы. Например, создан Общественный совет по экологической безопасности при губернаторе Самарской области (Постановление Губернатора Самарской области от 06.03.2019 г.№ 30). В указанном Постановлении определено: «Совет осуществляет свою деятельность на общественных началах во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления Самарской области, общественными объединениями, некоммерческими организациями, экспертными и научными учреждениями, предприятиями, а также с гражданами Российской Федерации. Перечень общественных организаций, действующих на территории Самарской области указан на сайте Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области» [10].

В заключении мне хотелось бы привести цитату О. В. Воронцовой, которая, говоря о проблемах местного самоуправления замечает: «…несмотря на достаточно подробную регламентацию экологических функций органов местного самоуправления в действующем законодательстве, сегодня существует достаточное количество правовых пробелов, требующих скорейшего разрешения» [15].

Недостатки правового регулирования органов местного самоуправления широко обсуждаются в публицистике, так Н. В. Кичигин и Н. И. Хлуденева считают: «…основными недостатками законодательства в области охраны окружающей среды на местном уровне являются отсутствие гибкости и полная унификация полномочий, при том что муниципальные образования отличаются друг от друга количеством жителей, размером территорий, финансовыми возможностями, экологической ситуацией (объем выбросов, сбросов, размещаемых отходов). Указанные различия обусловливают необходимость, с одной стороны, дифференциации полномочий, а с другой — применения более гибкого подхода к наделению ими органов местного самоуправления» [16]. Финансовая поддержка государства также является необходимой для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий, тогда они смогут оправдать надежны населения страны по обеспечению экологического благополучия [15].

Литература:

  1. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 27.05.2019).
  2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 27.05.2019).
  3. Устав Самарской области: Закон Самарской области от 18.12.2006 г. № 179-ГД. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.samregion.ru/documents/rules/ (дата обращения: 27.05.2019).
  4. О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды (принят Самарской Губернской Думой 23.03.2010) (вместе с «Методикой расчета годового норматива финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды»): Закон Самарской области от 06.04.2010 N 36-ГД (ред. от 14.03.2019) [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/8331501/(дата обращения: 28.05.2019)
  5. Экологическая доктрина Российской Федерации. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-р // Собрание законодательства РФ, 09.09.2002, N 36, ст. 3510. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92097/(дата обращения: 23.05.2019)
  6. О создании Общественного совета по экологической безопасности при губернаторе Самарской области: Постановление Губернатора Самарской области от 06.03.2019 N 30 [Электронный ресурс]. — URL: https://pravo.samregion.ru/postanovleniya-gubernatora/postanovlenie-gubernatora-samarskoj-oblasti-ot-06–03–2019–30-o-sozdanii-obshhestvennogo-soveta-po-ekologicheskoj-bezopasnosti-pri-gubernatore-samarskoj-oblasti/(дата обращения: 24.05.2019)
  7. Об утверждении Порядка ведения учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду на территории городского округа Самара: Постановление Администрации городского округа Самара от 22.12.2011 N 2017 (ред. от 26.05.2016). [Электронный ресурс]. — URL: https://samadm.ru/docs/official-publication/13756/ (дата обращения: 24.05.2019)
  8. Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции «Осуществление регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории городского округа Чапаевск и не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору: Постановление Администрации городского округа Чапаевск Самарской области от 04.02.2016 N 142 (ред. от 06.07.2017) [Электронный ресурс]. — URL: http://chapaevsk.samregion.ru/administraciya/struktura_administracii/departament_stroitelstva_arhitektury_i_blagoustrojstva/?attempt=1 (дата обращения: 24.05.2019)
  9. Об утверждении Административного регламента по осуществлению отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа Новокуйбышевск: Распоряжение Администрации городского округа Новокуйбышевск Самарской области от 06.04.2011 N 50-р. [Электронный ресурс]. — URL: http://nvkb.ru/regulatory/npa/?SHOWALL_1=1 (дата обращения: 24.05.2019)
  10. О создании Общественного совета по экологической безопасности при Губернаторе Самарской области: Постановление Губернатора Самарской области от 06.03.2019 N 30. [Электронный ресурс]. — URL: https://pravo.samregion.ru/postanovleniya-gubernatora/postanovlenie-gubernatora-samarskoj-oblasti-ot-06–03–2019–30-o-sozdanii-obshhestvennogo-soveta-po-ekologicheskoj-bezopasnosti-pri-gubernatore-samarskoj-oblasti/ (дата обращения: 24.05.2019)
  11. Кичигин Н. В., Хлуденева Н. И. Правовая охрана окружающей среды на местном уровне // Экологическое право. — 2011. — № 4. — С. 27–31.
  12. Русин С. Н. Экологическая функция государства. Детерминанта развития // Экологическое право. — 2012. — № 6. — С. 9–14.
  13. Ибрагимов К. Х. Административно-правовые проблемы совершенствования взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в экологической сфере // Юрист. — 2013. № 20. — С. 15–20.
  14. Васильева М. И. Охрана окружающей среды как функция органов местного самоуправления [Электронный ресурс].– URL: http://sndmp.elmaykop.ru/?article_id=470 (дата обращения 28.05.2019г.)
  15. О. В. Воронцова. К вопросу об экологических функциях органов местного самоуправления (на примере Республики Коми). [Электронный ресурс]. — URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=5389 (дата обращения 28.05.2019г.)
  16. Н. В. Кичигин, Н. И. Хлуденева «Правовая охрана окружающей среды на местном уровне». [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-ohrana-okruzhayuschey-sredy-na-mestnom-urovne (дата обращения 28.05.2019г.)
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, окружающая среда, Самарская область, Российская Федерация, городской округ, полномочие, местное значение, городской округ Самара, область охраны, орган.

Похожие статьи

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Налоговое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения на муниципальном уровне (на примере МО ГО «Усинск»)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Меры совершенствования развития территории муниципального образования (на примере Ульяновска)

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Проблемы сферы культуры и искусства в экономике муниципального сектора (на примере города Набережные Челны)

Особенности исполнения местных бюджетов на примере муниципального образования город Бузулук

Проблемные вопросы применения административного законодательства, возникающие в деятельности административных комиссий и должностных лиц муниципальных районов, городских округов (на примере г. о. ЗАТО Светлый)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Методика оценки открытости в деятельности органов местного самоуправления (на примере Администрации города Хабаровска и администрации города Комсомольск-на-Амуре)

Похожие статьи

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Налоговое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения на муниципальном уровне (на примере МО ГО «Усинск»)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Меры совершенствования развития территории муниципального образования (на примере Ульяновска)

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Проблемы сферы культуры и искусства в экономике муниципального сектора (на примере города Набережные Челны)

Особенности исполнения местных бюджетов на примере муниципального образования город Бузулук

Проблемные вопросы применения административного законодательства, возникающие в деятельности административных комиссий и должностных лиц муниципальных районов, городских округов (на примере г. о. ЗАТО Светлый)

Анализ проблем инновационного управления в муниципальном образовании (на примере Московской области)

Методика оценки открытости в деятельности органов местного самоуправления (на примере Администрации города Хабаровска и администрации города Комсомольск-на-Амуре)