Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Проблемы использования имеющихся информационных систем для предотвращения чрезвычайных ситуаций (на примере Краснодарского края)

Технические науки
10.01.2022
143
Поделиться
Библиографическое описание
Мизюгина, А. В. Проблемы использования имеющихся информационных систем для предотвращения чрезвычайных ситуаций (на примере Краснодарского края) / А. В. Мизюгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/archive/396/87689/.


Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, которая представляет собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Наиболее уязвимыми объектами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций являются система принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий, а также система сбора и обработки информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций.

Особенности обеспечения информационной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций обусловлены тем, что сокрытие, задержка поступления, искажение и разрушение оперативной информации, несанкционированный доступ к ней отдельных лиц могут привести как к человеческим жертвам, так и к возникновению сложностей при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

В результате климатических аномалий и влияния человеческого фактора чрезвычайные ситуации (далее — ЧС) природного и техногенного характера становятся всё более масштабными и представляют одну из реальных угроз стабильности социально-экономического развития страны. Возникновение подобных чрезвычайных ситуаций влечет за собой нарушение условий жизни людей и значительный материальный ущерб.

Для устойчивого функционирования информационной инфраструктуры в стране необходимо:

а) обеспечить единство государственного регулирования, централизованные мониторинг и управление функционированием информационной инфраструктуры Российской Федерации на уровне информационных систем и центров обработки данных, а также на уровне сетей связи;

б) обеспечить поэтапный переход государственных органов и органов местного самоуправления к использованию инфраструктуры электронного правительства, входящей в информационную инфраструктуру Российской Федерации;

в) обеспечить использование российских криптоалгоритмов и средств шифрования при электронном взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления между собой, а также с гражданами и организациями;

г) осуществить скоординированные действия, направленные на подключение объектов к информационной инфраструктуре Российской Федерации;

д) заменить импортное оборудование, программное обеспечение и электронную компонентную базу российскими аналогами, обеспечить технологическую и производственную независимость и информационную безопасность;

е) обеспечить комплексную защиту информационной инфраструктуры Российской Федерации, в том числе с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы и системы критической информационной инфраструктуры;

ж) проводить непрерывный мониторинг и анализ угроз, возникающих в связи с внедрением новых информационных технологий, для своевременного реагирования на них;

з) обеспечить единство сетей электросвязи Российской Федерации, в том числе развитие и функционирование сетей связи государственных органов и органов местного самоуправления, а также интегрированной сети связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка [5].

Предупреждение чрезвычайных ситуаций эффективно только при полном взаимодействии на всех уровнях государственной власти.

Проведенный анализ нормативной правовой базы, регламентирующий порядок информационного обеспечения в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) [законы] показал, что основная роль в организации и координации информационного обмена и взаимодействия в системе РСЧС возложена на МЧС России. Эта функция осуществляется через органы повседневного управления, где в свою очередь ключевое место занимает Национальный центр управления в кризисных ситуациях (далее — НЦУКС), являющийся органом повседневного управления РСЧС на федеральном уровне [2–4].

В соответствии со статьей 22 Положения о РСЧС [2] информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации [7].

В нашей статье мы рассмотрели проблемы использования имеющихся информационных систем для предотвращения ЧС на территории Краснодарского края.

Территория Краснодарского края подвержена рискам возникновения чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. По своему географическому положению, климатическим факторам, геоморфологическому и геотектоническому строению Краснодарский край подвержен частому возникновению аномальных природных явлений. Краснодарский край является единственным регионом России, в котором зарегистрированы все проявления опасных геологических процессов: повышенная сейсмическая опасность, оползни, обвалы, селевые потоки, снежные лавины, карсты, подтопление, переработка берегов морей и рек. Проявление этих факторов в сочетании с высокой антропогенной нагрузкой приводит к природно-техногенным авариям и катастрофам.

С учетом сведений, поступающих от органов и организаций подсистемы мониторинга, и данных информационных систем и ресурсов, которых насчитывается около 130, оперативной дежурной сменой ЦУКС проводится работа по моделированию наиболее вероятной обстановки, которая может сложиться в ближайшее время. При этом активно используются элементы космического мониторинга [1].

Весь перечень информационных ресурсов, используемых на территории Краснодарского края, можно разделить на несколько разделов:

  1. Информационные ресурсы и системы МЧС России (специализированное программное обеспечение «Бриз», информационно-справочная система «Гранит», АИУС РСЧС-2030, ГИС-регион и т. д.) — 17 информационных ресурсов.
  2. Информационные ресурсы и системы функциональных и территориальных подсистем РСЧС, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Краснодарского края (Федеральная база данных «Силы и средства медицины катастроф Минздрава России, Единая государственная система информации об обстановке в мировом океане, Информационная система дистанционного мониторинга Федерального агентства лесного хозяйства, Emtrcit и т. д.) — 30 систем;
  3. Открытые интернет-ресурсы — 51 сайт (флай-радар, погода и т. д.);
  4. Программно-расчетные комплексы (расчет параметров лесных пожаров, расчет параметров завалов, моделирование взрыва топливовоздушной смеси, расчет объема разлившейся нефти и т. д.) — 22 комплекса.
  5. Информационные системы видеомониторинга (система «Безопасный город Краснодар», система «Безопасный город Сочи», видеомониторинг автодорог и т. д.) — 6 систем с общим количеством камер свыше 2800.

С учетом сведений, поступающих от органов и организаций подсистемы мониторинга, оперативная дежурная смена использует около 130 информационных ресурсов и систем, которые позволяют не только эффективно следить за обстановкой в крае, но и предупреждать разрушительное воздействие ЧС.

Проведенный анализ изученных источников показал готовность региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Краснодарского края (РАСЦО). Однако среди имеющихся информационных систем оперативной дежурной службы и в составе РАСЦО не имелось систем, способных мгновенно оповестить должностных лиц РСЧС Краснодарского края.

В связи с тем, что использование зарубежных сервисов мгновенных сообщений (WhatsApp, Viber, Telegram, Skype и др.) запрещено Распоряжением МЧС России от 28.02.2018 № 81 ДСП «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности при работе с электронными почтовыми сервисами в информационно-коммуникационной сети «Интернет», возникла необходимость разработать современный отечественный аналог подобных сервисов для организации оповещения должностных лиц и организаций РСЧС.

Для решения данной актуальной практической задачи была разработана система «Т-коммуникатор», которая была успешно внедрена Главным управлении МЧС России по Краснодарскому краю.

Согласно изученной литературе проблема использования новых информационных систем для предотвращения ЧС характеризуется недостаточно быстрым модернизацией сетей, обновлением приложений и нехваткой ресурсов для хранения информации.

Своевременная ликвидация чрезвычайной ситуации и минимизация ее последствий зависят от надлежащей организации действий органов управления и сил РСЧС, а также использования информационных систем для предотвращения ЧС. По результатам нашего исследования в Краснодарском крае для предотвращения ЧС используются современные информационные системы, которые продолжают совершенствоваться и дополняться новыми разработками.

Литература:

  1. Бакурадзе, Н. С. Анализ имеющихся рисков ЧС на примере Краснодарского края / Н.С., А. В. Мизюгина.  Текст: непосредственный // Молодой ученый.  2021.  № 51 (393).  С.329–331.  URL://htts://moluch.ru/archive/393/86837/ (дата обращения: 21.12.2021)
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» / Правовой ресурс «ГАРАНТ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/186620 (дата обращения: 20.12.21).
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / Правовой ресурс «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295 (дата обращения: 20.12.21).
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 02.05.2015 № 119-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» / Правовой ресурс «ГАРАНТ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71001252 (дата обращения: 20.12.21).
  5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» / «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, № 20, ст. 2901.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» / Правовой ресурс «ГАРАНТ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/187212 (дата обращения: 20.12.21:)
  7. Юркин М. А., Семенов Е. С., Латышенко К. П. Предупреждение чрезвычайных ситуаций с применением современных информационных технологий // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2019. № 1 (40). С. 40–45.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №1 (396) январь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 14-16):
Часть 1 (стр. 1-71)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 14-16стр. 71

Молодой учёный