О содержании понятия «кадровая работа» в государственном органе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Паршин, В. Н. О содержании понятия «кадровая работа» в государственном органе / В. Н. Паршин, Н. А. Смирнова, Д. В. Чернов. — Текст : непосредственный // Государство и право: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 6-10. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/297/13852/ (дата обращения: 22.12.2024).



Ключевые слова: государственный орган, кадровая работа, кадровое строительство, ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства, государственный гражданский служащий, кадровое делопроизводство.

Известный русский языковед Сергей Иванович Ожегов [1] определил понятие термина «содержание» как единство всех основных элементов целого. Следуя трактовке термина «содержание», авторы статьи рассматривают содержание понятия «кадровая работа» в органах государственной власти (далее — кадровая работа) как совокупность ее составляющих элементов. Какие составляющие элементы входят в содержание понятия «кадровая работа» на современном этапе? Вопрос не праздный и требует уточнения, потому что, как показывает практика, в настоящее время кадровая работа усложняется.

Одним из основных документов, раскрывающих содержание понятия «кадровая работа», является Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2] (далее — Федеральный закон). Так, кадровая работа включает в себя:

1) формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;

2) подготовку предложений о реализации положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя;

3) организацию подготовки проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет, и оформление соответствующих решений государственного органа;

4) ведение трудовых книжек гражданских служащих;

5) ведение личных дел гражданских служащих;

6) ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;

7) оформление и выдачу служебных удостоверений гражданских служащих;

8) обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов;

9) организацию и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв;

10) организацию и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих;

11) организацию и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;

12) организацию заключения договоров о целевом приеме и договоров о целевом обучении;

13) организацию профессионального развития гражданских служащих;

14) формирование кадрового резерва, организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

15) обеспечение должностного роста гражданских служащих;

16) организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;

17) организацию проведения служебных проверок;

18) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

19) консультирование гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы.

Комментируя положения Федерального закона находим, что кадровая работа в своем содержании охватывает такие укрупненные направления как:

– кадровое делопроизводство;

– работу по урегулированию конфликта интересов;

– обеспечение прохождения государственной гражданской службы;

– целевой прием и целевое обучение;

– профессиональное развитие гражданских служащих;

– правоприменительную деятельность (проведение служебных проверок);

– работу по проверке сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Рассматривая положения Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [3] находим, что содержание понятие «кадровая работа» схоже с содержанием понятия «кадровая работа», определенном в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В статье 80 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] кадровая работа определяется как выполнение комплекса мероприятий по подбору, расстановке, воспитанию и продвижению кадров. Обращает на себя внимание новое укрупненное направление в кадровой работе — воспитание кадров.

Новым укрупненным направлением, включённым в понятие «кадровая работа», относится работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Ряд нормативных правовых актов прямо определяют это.

В частности, распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2009 № 135-рп (ред. от 14.09.2016) «О мерах по профилактике коррупционных и иных правонарушений в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга» [5], распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп «О Примерном положении о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров» [6].

Анализируя задачи и полномочия подразделения исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров, определенные в примерном положении о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп, приходим к выводу, что кадровая работа в своем содержании включает следующие укрупненные направления:

– кадровое строительство;

– обеспечение прохождения гражданскими служащими государственной гражданской службы;

– обеспечение реализации трудовых правоотношений лицами, замещающими должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы;

– дополнительное профессиональное развитие гражданских служащих;

– работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органе государственной власти и подведомственных предприятий и учреждений;

– нормотворческая работа;

– работа по оформлению документов по допуску к сведениям, составляющим государственную тайну;

– работа по проверке достоверности и полноты сведений об адресах сайтов и(или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых претенденты на замещение должности гражданской службы и гражданские служащие размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать;

– кадровое делопроизводство;

обеспечение реализации трудовых отношений директорами подведомственных предприятий и учреждений;

– работа по ведению автоматизированной информационной системы «Управление персоналом государственных органов в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга»;

– работа по формированию кадрового резерва органа власти;

– работа по формированию управленческого резерва субъекта Российской Федерации;

– работа по формированию кадрового резерва для замещения вакантных должностей руководителей подведомственных предприятий и учреждений;

– обеспечение соблюдения гражданскими служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей;

– аналитическая работа (анализ сведений: о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей гражданской службы в исполнительном органе власти; о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданскими служащими; о соблюдении гражданскими служащими требований к служебному поведению; о соблюдении гражданами, замещавшими должности гражданской службы в исполнительном органе власти, ограничений при заключении ими после увольнения с гражданской службы трудового договора и(или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами);

– работа по сбору, проверке и размещению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих, их супругов и несовершеннолетних детей, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей государственных учреждений, подведомственных органу власти, их супругов и несовершеннолетних детей на официальном сайте исполнительного органа власти;

– консультативная работа;

– обеспечение работы комиссий: аттестационной; конкурсной; квалификационной; по присвоению квалификационных категорий;

– по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов; по противодействии коррупции;

– работа по проведению служебных проверок;

– наградная работа;

– антикоррупционное просвещение;

– работа по рассмотрению обращений граждан;

– работа по размещению информации о кадровом обеспечении органа власти на официальном сайте государственного органа.

Давая первичную оценку перечисленному списку укрупненных направлений, составляющих кадровую работу (далее-список), находим, что список довольно внушительный, а укрупненные направления весьма трудоемки. Но этим списком не заканчивается пополнение составляющих кадровую работу. Продолжим.

Распоряжением Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 05.12.2017 № 221-р утвержден Порядок осуществления исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им организациях» [7] (далее — Порядок). Порядок регламентирует ряд важных организационных положений, среди которых положение о создании структурного подразделения по осуществлению ведомственного контроля либо назначении соответствующего должностного лица, уполномоченного осуществлять ведомственный контроль. Практика показывает, что осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях обоснованно возлагается на кадровые подразделения государственных органов.

Реалии нашего времени определяют еще одно крупное направление деятельности, как подтверждает многолетняя практика, входящее в работу кадровых подразделений. Это работа по охране труда. Направление деятельности касается как гражданских служащих, так и лиц, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы. Взаимосвязь кадровой работы и работы по охране труда очевидна. В частности, класс условий труда на рабочем месте, определенный специальной оценкой условий труда, обязательно отражается в трудовом договоре. Где наиболее часто встречается возложение работы по охране и безопасности на кадровые подразделения? Ответ.

В основном на небольших в количественном составе организациях, в которых наиболее оптимально сочетается решение кадровых вопросов и вопросов по охране труда.

Вектор развития кадровой работы формально указывает на то, что кадровые службы государственных органов уже занимаются вопросами по охране труда. В частности, об этом свидетельствует Положение об Управлении административно-кадровой работы Федерального дорожного агентства, утвержденное приказом Росавтодора от 01.10.2014 № 319 [8] (далее — Положение). Так, в Положении закреплено, что на кадровое подразделение возлагается работа по охране труда в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Важным направлением деятельности кадровых подразделений является проведение антикоррупционного мониторинга. Данное направление обоснованно входит в повседневную деятельность кадровых служб в государственных органах, так как последние ведут деятельность по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В итоге, обобщая вышеприведенные положения законодательства, авторы предпринимают попытку схематично представить содержание понятия «кадровая работа» через укрупненные составляющие. Конечно, данная схема раскрывает содержание кадровой работы в государственном органе условно (См. таблицу 1).

Таблица 1

Кадровое строительство

Обеспечение прохождения гражданскими служащими государственной гражданской службы

Обеспечение реализации трудовых отношений лицами, замещающими должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы

Кадровое делопроизводство и обеспечение деятельности комиссий (аттестационной; конкурсной; квалификационной и др.)

Кадровая работа вгосударственном органе

Обеспечение реализации трудовых отношений директорами подведомственных предприятий

и учреждений

Работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений

в органе государственной власти и подведомственных организациях

Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях

Антикоррупционный мониторинг

Воспитательная работа

Охрана труда

В заключение хочется отметить важность работы по уточнению содержания понятия «кадровая работа». Почему? Потому что от этого зависит:

– подбор и подготовка кадровиков для государственных органов (в настоящее время к кадровику предъявляются высокие требования к знаниям и умениям, его опыту и практике),

– создание и комплектование кадровых подразделений,

– обобщение достижений отечественных кадровых практик,

– формирование оценочных критериев работы кадровых подразделений,

– учет и осознание нагрузки, возлагаемой на кадровые подразделения.

Литература

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. — 17-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1985. -797 с.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  5. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2009 № 135-рп «О мерах по профилактике коррупционных и иных правонарушений в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга».
  6. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 27.01.2006 № 4-рп «О Примерном положении о подразделении исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга по вопросам государственной службы и кадров».
  7. Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 05.12.2017 № 221-р.
  8. Приказ Росавтодора от 01.10.2014 № 319.
Основные термины (генерируются автоматически): кадровая работа, гражданская служба, государственная гражданская служба, Российская Федерация, служащий, ведомственный контроль, государственный орган, охрана труда, работа, трудовое законодательство.

Ключевые слова

государственный орган, кадровая работа, кадровое строительство, ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства, государственный гражданский служащий, кадровое делопроизводство

Похожие статьи

Проблемы привлечения государственного служащего к административной и дисциплинарной ответственности

В статье рассматриваются проблемы применения мер дисциплинарной и административной ответственности к государственным гражданским служащим. Рассматриваются вопросы, касающиеся необходимости совершенствования нормативно-правого регулирования данных инс...

Выявление проблем реализации административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации

В данной статье предлагается рассмотреть основные проблемы реализации административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

Особенности административно-правового статуса государственных служащих Российской Федерации

В данной статье предлагается рассмотреть понятие и сущность административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

Понятие служебного контракта на государственной гражданской службе

Статья посвящена правовому регулированию служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации. Рассматривается тесной взаимосвязи служебного контракта с трудовым договором.

Служебная дисциплина на государственной службе и правовые механизмы ее обеспечения

О наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья посвящена вопросам осуществления наставничества на государственной гражданской службе.

Актуальные проблемы ответственности государственных служащих в Российской Федерации

В статье анализируются проблемы применения мер административной и дисциплинарной ответственности в отношении государственных гражданских служащих и вносятся предложения по доработке законодательной базы в этой области.

Кадровая работа государственной гражданской службы

Заключение служебного контракта с государственным гражданским служащим

Настоящая статья посвящена анализу правового регулирования заключения служебного контракта с государственными гражданскими служащими. Подчеркнуто взаимодействие в этой части норм действующего трудового законодательства и специального законодательства...

Правовое положение государственных гражданских служащих в Российской Федерации

В научной статье анализируется правовой статус государственного служащего, его основные элементы, принципы, а также правовое закрепление в действующем законодательстве.

Похожие статьи

Проблемы привлечения государственного служащего к административной и дисциплинарной ответственности

В статье рассматриваются проблемы применения мер дисциплинарной и административной ответственности к государственным гражданским служащим. Рассматриваются вопросы, касающиеся необходимости совершенствования нормативно-правого регулирования данных инс...

Выявление проблем реализации административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации

В данной статье предлагается рассмотреть основные проблемы реализации административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

Особенности административно-правового статуса государственных служащих Российской Федерации

В данной статье предлагается рассмотреть понятие и сущность административно-правового статуса государственного служащего в Российской Федерации.

Понятие служебного контракта на государственной гражданской службе

Статья посвящена правовому регулированию служебного контракта на государственной гражданской службе Российской Федерации. Рассматривается тесной взаимосвязи служебного контракта с трудовым договором.

Служебная дисциплина на государственной службе и правовые механизмы ее обеспечения

О наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья посвящена вопросам осуществления наставничества на государственной гражданской службе.

Актуальные проблемы ответственности государственных служащих в Российской Федерации

В статье анализируются проблемы применения мер административной и дисциплинарной ответственности в отношении государственных гражданских служащих и вносятся предложения по доработке законодательной базы в этой области.

Кадровая работа государственной гражданской службы

Заключение служебного контракта с государственным гражданским служащим

Настоящая статья посвящена анализу правового регулирования заключения служебного контракта с государственными гражданскими служащими. Подчеркнуто взаимодействие в этой части норм действующего трудового законодательства и специального законодательства...

Правовое положение государственных гражданских служащих в Российской Федерации

В научной статье анализируется правовой статус государственного служащего, его основные элементы, принципы, а также правовое закрепление в действующем законодательстве.